Объект археологического наследия Ансамбль «Священная кедровая роща» входит в комплекс памятников на берегу оз. Сырковый Сор (пос. Салым), расположенного в бассейне р. Бол. Салым.
Озеро Сырковый Сор, на берегу которого располагается ансамбль - одно из самых глубоких озер Западной Сибири. По разным источникам глубина его составляет не менее 64 м. Озеро уникально по своим геологическим показателям и, несомненно, является памятником природы.
Ансамбль «Священная кедровая роща» составляют три разновременных археологических объекта – поселение Кинтусовское 13 (II – I тыс. до н.э.), могильник «Священная кедровая роща» (V-VII вв. – зеленогорская археологическая культура) и святилища «Сотэм-тэ-ике» (XII-XIII – сер. XX вв.).
Данный комплекс состоит из разновременных объектов археологического наследия и представляет культуру древнего и современного аборигенного населения региона. Ряд объектов их этого комплекса в 1911 году был описан и сфотографирован Р.Л. Шульцем и Б.Н. Городковым.
История изучения ансамбля «Священная кедровая роща»
Первое исследование памятников истории и культуры на берегу озера Сырковый Сор проведено Р.Л. Шульцем и Б.Н. Городковым в 1911 г. во время экспедиции по р. Большой Салым. Исследователями осмотрены, описаны и сфотографированы 2 святилища Юрт Кинтусовских, а также культовое место «Священная кедровая роща». По их описанию и информации, собранной у местных жителей, роща находилась на участке берега озера Сырковый Сор, в настоящее время ограниченном с юго-запада руслом р. Ай-ега, с 3 и северо-запада – берегом озера, с северной стороны – территорией бывшего буферного склада, с юго-восточной и восточной сторон – окраиной пос. Салым.
Так описывал территорию объекта Б.Н. Городков: "Ha некотором расстоянии от воды, где местность несколько поднимается, от пожаров уцелела группа крупных кедров и других хвойных. Это и есть священная роща" [Городков, 1913]. Этот объект, по более позднему описанию Л.Р. Шульца, представлял собой культово-производственную площадку: в данном месте изготавливали ритуальные скульптуры тонхов (духов-покровителей), а затем совершали жертвоприношение. Каждые семь лет в священной кедровой роще на западном берегу оз. Имн-тор (современное название - Бол. Сырковый Сор) из кедровых плах делали изображения тонха, его четырех помощников или братьев и двух жен, а также изображения медведя, змеи и юра. Затем фигуры ставили под кедрами, накрывали стол и приносили тонхам в жертву петуха или барана, кровью и салом которых мазали им рты. Из рощи скульптуры переносили в святилище – тонх-топас [Шульц, 1924].
На территории Священной Кедровой Рощи изготавливали скульптуры, предназначенные для различных общинных святилищ. Так, Б.Н. Городков и Л.Р. Шульц в 1911 г. застали в Роще трех тонхов, которых должны были отправить в юрты Чагоровы (Цингинские?) [Визгалов, Кардаш, 2010, с. 98-99]. Они же приводят сведения о том, что на территории Рощи изготавливали тонхов для местного святилища, относящегося к тому же святилищному комплексу.
В 1911 г. были сделаны фотоснимки Священной кедровой рощи с изображениями тонхов, выполненными для святилища на оз. Чагорово.
По сведениям все тех же исследователей (Л.Р. Шульца и Б.Н. Городкова), данный ритуал был частью культа и относился к одному из самых почитаемых персонажей салымского пантеона - Сотэм-тэ-ики (Вершины Салыма муж). По представлениям салымцев, Сотэм-тэ-ики жил в верховьях Большого Салыма, в городке Нюром-вош – «Город на болоте» (городище Вош-рап –«Городская гора»), близ юрт Кинтусовских (современный пос. Салым).
Второй город у него был в устье Б. Салыма, у юрт Сивохребтских. Сотэм-тэ-ики считали легендарным богатырем. Ему посвящена значительная часть фольклорной традиции, дошедшей до наших дней только фрагментарно, в отдельных преданиях. Салымцы воспринимали его реально жившим человеком. Так, в юртах Кинтусовских мужчины из семьи Борисовых (род Вар-пух-ях) считали себя его потомками. По представлениям хантов, после смерти Сотэм-тэ-ики стал тонхом (духом-покровителем).
Собственно археологическое изучение территории пос. Салым и его окрестностей началось в 1978 г., когда на рассматриваемой территории были проведены археологические разведочные работы под руководством В.И. Семеновой, описавшей 4 городища на юго-восточном берегу оз. Сырковый Сор. Городища получили название Кинтусовское I, II, III, IV.
В 1983-84 гг. городище Кинтусовское 4 было частично изучено отрядом Уральской археологической экспедиции (рук. Л.М. Терехова).
В 1991 г. в районе озера проведены разведочные работы экспедицией предприятия АВКОМ Свердловского отделения Советского фонда культуры под руководством К.Г. Кapaчapова, О.В. Кардаша и Г.П. Визгалова, затем в 1993 г. работы продолжены Арефьевым В.А. В результате исследований выявлены новые памятники археологии. Нумерация памятников продолжена в системе Семеновой В.И. В 1992 г. в районе озера на городище и могильнике Кинтусовское 4 проведены раскопки экспедицией предприятия АВКОМ под руководством К.Г. Кapaчapова. В результате исследований вскрыто 10 погребений XVI-XVII вв., изучен поселенческий слой периода поздней бронзы – раннего железа.
В 1993 г. на территории пос. Салым в связи с расширением участков, испрашиваемых предприятиями, организациями и частными лицами под садово-огороднические и фермерские хозяйства, предприятием АВ КОМ под руководством В.А. Арефьева проводилась археологическая разведка. В результате было выделено 5 компактно расположенных памятников, из которых два существовали единовременно и были связаны функционально. Собственно, в их числе был выделен выявленный объект археологического наследия - Ансамбль «Священная Кедровая Роща». Местоположение объекта было установлено и нанесено на топографический план в соответствии с описаниями Б.Н. Городкова и Л.Р. Шульца. Также в отчете В.А. Арефьева выделен объект «Костище Кинтусовское 12», датированное, как и Священная кедровая роща новым временем. Объект выявлен при обследовании берега оз. Сырковый Сор в его размываемой части. В 300 м к северо-востоку от истока р. Ай-ега обнаружены скопления зубов копытных животных. Такие же скопления зафиксированы в обнажении грунтовой дороги.
Автор указывает на вероятную связь объекта с ритуалом кормления тонхов кровью жертвенных животных, который, по описанию Л.Р. Шульца и Б.Н. Городкова, проводился сразу после изготовления скульптур на территории Священной Кедровой Рощи.
На смежных участках местности, на участках с разрушенным почвенным покровом найдены уникальные артефакты, также относящиеся к культовым практикам нового времени: «древовидный идол» и фрагмент серебряного блюда. Кроме того, на этой же территории были заложены шурфы, выявившие культурный слой. В.А. Арефьев связал находки со святилищем Сотэм-тэ-ики (уже упомянутого выше легендарного богатыря). После смерти Сотэм-тэ-ики ему была посвящена кумирня на Священном озере – Имн-тор (совр. Большой Сырковый Сор). Здесь размещались его изображение и связанные с ним реликвии, здесь отправлялись культовые обряды [Шульц, 1924.].
В связи с этим, территория, условно названная "святилищем Сотэм-тэ-ики", как и Костище Кинтусовское 12, по отношению к Памятному месту "Священная Кедровая Роща" может рассматриваться как его составная часть - или как часть единого культового комплекса, посвященного Сотэм-тэ-ики.
Также В.А. Арефьевым были выявлены следующие объекты археологии, расположенные в непосредственной близости к территории Памятного места: городища Кинтусовское 9.1 и 9.2 (ранний железный век - раннее средневековье), перекрывающие друг друга, поселение Кинтусовское 13 (бронзовый век). Поселение Кинтусовское 11 расположено в непосредственной близости от Памятного места "Священная кедровая роща".
На плане В.А. Арефьева границы этих объектов взаимно пересекались и накладывались друг на друга. Соответственно, вопрос определения границ данных объектов остался открытым.
Приказом Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа № 348/01-14 от 26.06.2002 г. объект культурного наследия "Памятное место "Священная Кедровая Роща" внесен в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» за № 1474.
Летом 2005 г. экспертной группой МУ ЦИКН срочно проведены работы по мониторингу археологических памятников на восточном берегу озера Сырковый Сор, в связи с обустройством рекреационной зоны, строительством автостоянки и оборудованием пляжной зоны в непосредственной близости от комплекса археологических объектов «Кинтусовский». В ходе данных работ установлено, что все выявленные ранее объекты археологии в той или иной степени подвергаются постепенному разрушению, как под влиянием природных явлений, так и в результате возрастающей антропогенной нагрузки (застройка, захламление, разрушения почвенного покрова, грабительские раскопки). В результате на объекты культурного наследия составлен историко-архитектурный опорный план.
В 2007 г. обществом с ограниченной ответственностью НПО «Северная археология-1» под руководством С.Ю. Пархимович проведены охранно- спасательные работы на аварийном объекте археологии – Кинтусовский могильник.
В 2007 г. коллективом ООО НПО «Северная археология - 1» во главе с Г.П. Визгаловым по требованию Службы Главного государственного инспектора по охране и использованию историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югра разработан проект охранных зон объектов культурного наследия в поселке Салым в прибрежной зоне озера Сырковый Сор. В рамках этого проекта были определены границы Памятного места Священная Кедровая Роща, границы зон охраны данного места и установлен режим их содержания и использования.
В 2012 г. научно-исследовательским коллективом АНО "Институт археологии Севера" проводились раскопки на могильнике Кинтусовское 4. В процессе работ были сделаны следующие наблюдения: вопреки предписаниям проекта зон охраны 2007 г., в границах Памятного места продолжает развиваться прибрежная рекреационная зона с сетью дорог и дорожек; продолжается массовое нерегулируемое посещение территории Кедровой Рощи отдыхающими; замечены свежие посадки кедра; территория Рощи активно используется для проезда автотранспорта. Кроме того на территории Памятного места располагаются огородные участки жителей поселка.
В связи с выявленным в 2012 г. фактом разрушения объекта культурного наследия, АНО «Институт археологии Севера» был составлен Проект проведения работ по сохранению объекта культурного наследия с целью сохранения объекта культурного наследия «Памятное место "Священная Кедровая Роща"», расположенного в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В 2013 г. сотрудниками АНО «Институт археологии Севера» были проведены рекогносцировочные раскопки на ОАН «Священная Кедровая Роща» на площади 300 кв. м, прежде всего исследовались активно разрушаемые участки. Сооружения выявлены не были, но была собрана коллекция предметов VII – XXв, которая позволила сделать предположение о наличии раннего погребального комплекса на территории святилища.
В 2015 г. сотрудниками АНО «Институт археологии Севера» в рамках грантового соглашения №15-11-86603/15 от 22 мая 2015 г. «Формирование религиозно-обрядовых центров коренного населения Югры в I – II тыс. н.э. (по материалам исследования объекта археологического наследия «Священная кедровая роща»). Впервые был исследован погребальный комплекс могильника «Священная Кедровая Роща», который относится к зеленогорской культуре и датируется VII вв. н.э., который включает 8 погребений. Основываясь на материалах исследований отмечено, что могильник является уникальным для данной территории, так как отличается богатым инвентарем погребений, относящихся к захоронениям людей высокого статуса, вероятнее всего, вождей.
Важным является факт того, что погребальный комплекс связан с поселенческим, расположенным поблизости – городищем Кинтусовское 4 их совместное исследование в дальнейшем может дать много новой информации по истории населения края в раннем средневековье.
Всего в результате раскопок 2015 г. на площади 100,5 кв. м. была собрана коллекция в количестве 498 находок, относящихся к различным этапам жизнедеятельности человека на данной территории начиная с бронзового века и заканчивая серединой XX в. Несмотря на то, что история научного исследования данной территории насчитывает уже более ста лет, памятник остается одним из наиболее интересных и перспективных для изучения объектом в ХМАО-Югра. В ходе археологических работ последних лет было выявлено, что поселение Кинтусовское 13 находится на той же территории, что и выявленный объект археологического наследия – Ансамбль «Священная Кедровая Роща» вследствие чего этот объект культурного наследия был включен в состав Ансамбля.
Целями работ 2015 г. было определение границ распространения слоя святилища XII–XIII–XX вв. и исследование раннесредневекового погребального комплекса. В четырех раскопах общей площадью 100,5 кв. м обнаружены артефакты и сооружения, относящиеся к нескольким культурно-хронологическим горизонтам. Самые ранние находки датируются периодом неолита и представлены фрагментами стенок от одного сосуда и небольшим количеством каменного инвентаря. Основная часть выявленных сооружений и находок относится к раннесредневековому погребальному и поминальному комплексам. Раскопками было исследовано 8 погребений. Захоронения не фиксировались на дневной поверхности. Все они были совершены по обряду трупоположения; сохранность костяков плохая, но в тех случаях, где они фиксируются, можно утверждать, что они находятся в анатомическом соответствии.
Погребения 1–4 отличаются богатым инвентарем и расположены в центральной части могильного поля. Все захоронения были сделаны в узкие неглубокие ямы (0,3–0,5 м). Дно ямы перекрыто берестой, что фиксируется во всех случаях в виде локально сохранившихся участков; береста использовалась также в качестве верхнего перекрытия. Погребенные уложены на спину, ноги вытянуты, руки сведены кистями в области таза; они были одеты (или обернуты) в мех.
Из находок следует отметить височные кольца; гривны, изготовленные из круглого дрота, простые и витые, а также плоские, из серебра и бронзы; крупные фрагменты наборных поясов с многочисленными накладками, железные ножи. В погребении 1 обнаружен перстень, фрагменты зооморфного литого изделия и антропоморфной личины. В парном погребении 2 обнаружены браслет в виде спирали, бронзовый колокольчик и ложка с зооморфным изображением на рукояти. В погребениях 3 и 4 найдены палаши, они обнаружены вместе с остатками деревянных ножен.
Погребения 5–8 выявлены на вост. периферии могильника. Инвентарь этой группы погребений более скудный. Погребения 5 и 6 обнаружены на глубине 0,15–0,25 м от современной поверхности, и, судя по размерам, являются детскими (0,5×0,15 м). Инвентарь погребения 5 включает две плоские гривны небольшого размера и браслет, изготовленные из бронзовых пластин, и три фрагмента от разных антропоморфных отливок. В погребении 6 обнаружены два бронзовых височных кольца, железный нож и кожаная основа от наборного пояса с привесками, покрытая мелкими фрагментами серебряной фольги.
Погребение 7 разрушено корнями упавшего дерева. Из инвентаря содержит два бронзовых височных кольца без привесок и одно с привеской, керамический сосуд и железный нож. Погребение 8 имеет размеры 1,7×0,35 м, и ориентировано длинной осью по направлению ВЮВ–ЗСЗ. Инвентарь представлен височными кольцами, четырьмя фрагментами широкой плоской бронзовой гривны, керамическим сосудом, железным ножом. Интересной находкой является изделие в виде пластины в форме полумесяца с антропоморфным изображением в фас в центре и ушком для крепления с оборотной стороны.
Керамические сосуды из погребений 1–4, 7, 8 относятся к зеленогорскому типу (релкинский этап по А. П. Зыкову), который датируется кон. VI–VII в. и к началу кучиминского этапа (VIII в.), выделенным в Сургутском Приобье. Аналогии ременной гарнитуре известны в Приуралье в комплексах VII–VIII вв. Наиболее ранними можно считать накладки из погребения 3, имеющие аналогии в комплексах 1‑й пол. VII в. Верх-Саинского. Накладки из погребений 1, 4 и пояс взрослого из погребения 2 по приуральским аналогиям может быть отнесен ко 2‑й пол. VII в.; пояс ребенка из погребения 2 и височное кольцо с привеской из погребения № 8 характерны для комплексов VIII в; прорезной наконечник ремня из погребения 8 и медное височное кольцо из перекрученного дрота из погребения 6 встречаются в Сургутском Приобье в комплексах посл. четв. VII – 3‑й четв. VIII в.
Таким образом, датировка исследованных погребений в целом укладывается в VII – 3‑ю четв. VIII в. К поминальному комплексу относится ряд предметов, обнаруженных вне погребений: стеклянные и каменные бусины, обнаруженные в скоплении; височные кольца с привесками, завернутые в мех; бронзовые плоские гривны, керамический сосуд с бронзовой ложечкой, и др. Аналогичная ситуация с распределением находок была зафиксирована на Барсовском V могильнике зеленогорской культуры и погребально-поминальных комплексах кучиминского времени.
Комплекс святилища XIII – нач. XX в. включает наконечники стрел (5 экз.) и зубы животных. Небольшое количество находок указывает на то, что была исследована периферийная часть святилища. Уникальной находкой можно считать ременные накладки, для изготовления которых (придания объема) использовались фрагменты бумаги с текстом.
В 2018 году при поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 18-49-860016 «Священная кедровая роща – комплексное изучение истории формирования религии салымских хантов» были продолжены комплексные археологические исследования ансамбля «Священная кедровая роща». В ходе полевых работ были изучены культурные слои ритуального комплекса Салымских хантов XII-XIII – сер. XX вв. и погребального и поминального комплекса Зеленогорской археологической культуры V-VII вв., а также слой поселения Кинтусовское 13 II – I тыс. до н.э.
В полевой сезон 2018 года культурный слой святилища был исследован на площади около 300 м2. На изученной территории зафиксированы наконечники стрел XII - XX вв., связанные с функционированием святилища «Сотэм-тэ-ике», а также монеты, украшения, большие скопления кольчужных колец и ламеллярных пластин (деталей доспеха). Кроме того, были обнаружены остатки костей и зубов крупных копытных животных (лошадь, лось).
Культурный слой могильника был исследован на площади 160 м2. На территории могильника «Священная кедровая роща», входящего в состав ансамбля, в 2018 году было выявлено 20 захоронений, относящихся к Зеленогорской археологической культуре V-VII вв. Половина из них интерпретируются, как захоронения людей высокого социального статуса, о чем свидетельствует погребальный инвентарь: бронзовые наборные пояса, бронзовые пекторали, бронзовые пластины с изображением медведей, нож с бронзовой рукоятью. Инвентарь женского захоронения дополнен височными кольцами. Впервые на данной территории в трех погребениях обнаружены железные топорики. Среди погребального инвентаря выделяется также железная сабля длиной около 90 см.
Кроме этого, в пространстве между могилами обнаружены украшения и наконечники стрел отдельно лежащие или воткнутые в грунт. Данные находки интерпретируются как инвентарь поминального комплекса синхронного с захоронениями.
Культурный слой поселения Кинтусовское 13 был исследован на площади около 300 м2. Поселение фиксируется в виде культурного слоя мощностью до 20 см. Видимых остатков сооружений, относящихся к поселению, выявлено не было. Территория поселения определяется в основном по распространению артефактов. Вещевой комплекс поселения представлен изделиями из камня и обломками керамических сосудов.
В результате исследований ансамбля «Священная кедровая роща» 2018 года зафиксировано, что данная территория была заселена уже в период II – I тыс. до н.э. В начале I тыс. н.э. (V-VII вв.) здесь формируется погребальный комплекс с захоронениями людей высокого социального статуса, а в период XII-XIII – сер. XX вв. территория используется, как священное место, место проведения ритуалов аборигенным населением бассейна реки Б. Салым. Наличие погребального и поминального комплекса Зеленогорской археологической культуры V-VII вв. и ритуального комплекса Салымских хантов XII-XIII – сер. XX вв. со схожими остатками ритуалов, свидетельствует о преемственности религиозной культуры Салымских хантов.
О генезисе формирования культуры на сегодняшний день имеются только археологические данные. Исследования памятника «Священная кедровая роща» продолжаются. Их особенность - этнокультурная и археологическая составляющие. Т.е. была открыта эпоха возникновения хантыйских легенд и найдены захоронения. Были обнаружены и исследованы захоронения общинных вождей и их жён с дорогими статусными вещами иранского и уральского происхождения (металл, оружие) - шикарный вещевой комплекс, подобного которому на территории Югры ещё не находили. Наличие изделий уральского происхождения в захоронениях свидетельствует об обретении южно-уральскими уграми новой Родины. Полученные в ходе раскопок материалы позволяют сделать вывод о происхождении компонента финно-угров и югров, происхождении названий Угра и Югра.
Источники:
1. Т. М. Пономарева - Раскопки памятника Священная Кедровая Роща на территории поселка Салым. Археологические открытия. 2017. Т. 2015. С. 382-384.
2. Сайт АНО "Институт археологии Севера" - http://nordarcheo.ru
3. Акт ГИКЭ о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Достопримечательное место «Сырковый Сор» от 22 декабря 2017 г.
4. Священная кедровая роща IV–XX вв.: Происхождение и бытование образа медведя в религии салымских ханты. Гайдакова З.Г., Гаевская В.В. Северный регион: наука, образование, культура. 2020. № 1 (45). С. 29-43.