Территория достопримечательного места расположена в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Ближайший населённый пункт – сп. Лемпино.
Комплекс представляет группу из 24 объектов культурного наследия различного типа, принадлежащих разным эпохам. Их объединяет, помимо территории (бассейн нижнего и среднего течения р. Малый Салым), центральный ансамбль одновременно функционировавших в течение XVIII-XX вв. объектов этнической истории малосалымских хантов - поселений, кладбищ, святых и памятных мест, - связанный с некоторыми из археологических памятников.
Центральное место в этом ансамбле занимает поселение - юрты Савкуниных (зимние), расположенное на правом берегу р. Малый Салым, чуть ниже устья р. Ай-ега, правого притока Малого Салыма. Поселение возникло приблизительно в XVIII в., после разделения клана Савкуниных на собственно Савкуниных и Куниных, которые, по преданию, «погнались за гусиными лапками» и переселились на Обь.
Судя по картографическим материалам конца XVII в., на Малом Салыме существовало четыре населенных пункта: городок - волостной центр и трое юрт. По-видимому, часть клана Савкуниных проживала в городке и юртах, расположенных на устье р. Камчинская и известных нам как археологические городище и селище Вошин-мыттын и селище Усть-Камчинское-3. По преданию, городище Вошин-мыттын принадлежало древнему военному вождю Ай-орт-ики.
В результате деления рода, которое, по словам А. П. Савкунина, происходило в юртах Суй-тэ-погут (обнаружить их не удалось), важнейшая реликвия - доспехи и оружие Ай-орт-ики, покровителя Малого Салыма, были брошены в омут Ним-погут-мыттын - `Нижней деревни омут`, ставший после этого святым местом. Вероятно, после этого основное поселение и святилище Савкуниных было перенесено на новое место, к устью р. Ай-ега.
Главное святилище клана Савкуниных, посвященное первопредку и древнему военному вождю Ай-орт-ики, было размещено на правом берегу р. Ай-ега, в 1,4 км от устья. Кроме него на этой же реке почитались еще три святых места - священные мысы, расположенные на правом берегу чуть выше устья: левый устьевой мыс р. Ай-ега, мыс Невест и мыс Плодородия.
Кладбище Савкуниных расположено к северо-востоку от поселения, ниже по течению р. Малый Салым, на острове в «петле» старицы Катыт-урэ - 'Старица покойников'.
Еще один объект, включенный в комплекс, -место охотничьей информации - «медвежьи зарубки» Савкуниных, - находится в среднем течении р. Малый Салым, близ устья р. Камчинская. Его отчасти также можно охарактеризовать как ритуальный, поскольку на этом месте на протяжении длительного времени охотники, возвращаясь с промысла медведя, делали затесы на деревьях и после этого везли добытых животных в юрты, где начинался «медвежий праздник».
Памятное место Каэннын-мыттын связано с легендарными деяниями Ай-орт-ики, которыми он был знаменит в бытность свою человеком.
Составной частью ансамбля также являются расположенные в нижнем течении юрты Савкуниных (летние) конца XIX - середины XX вв.; кладбище юрт Савкуниных (летних) конца XIX - середины XX вв., летнее кладбище Савкуниных XIX в. Катыт-пай - 'Могильный остров'.
Святым местом Савкунины почитали устье Малого Салыма (левый устьевой мыс). По преданию, именно на этом месте от удара молнии в конце XIX в. начался большой пожар, посланный богами в назидание людям.
Остальные археологические памятники, непосредственно не связанные с ансамблем этнографических объектов, тем не менее составляют с ним единый комплекс: селище Усть-Малый Салым (III в. до н. э. - III в. н. э.); группа ям-ловушек Вит-погут-урэ; группа ям-ловушек Усть-Камчинская-5; селище Ынэ (III в. до н. э. - III в. н. э.); селище Усть-Камчтнское-1 (V-VI вв.); селища (?) Усть-Камчинское-2 и -4 .
Ямы-ловушки, располагавшиеся на берегу Малого Салыма в узких местах между руслом и старицей, по информации А. П. Савкунина, в прежние времена использовались для добычи лосей местной популяции во время сезонных миграций.
Обращает на себя внимание общая планировка комплекса, ориентированного вдоль реки. Центральное положение в нем занимают юрты Савкуниных (зимние). Выше по течению, но также на правом берегу Ай-еги располагается святилище Ай-орт-ики, первопредка клана. Кладбище рода Савкуниных размещено к северо-востоку от поселения, ниже по течению Малого Салыма, на острове. Такая планировка комплекса, по-видимому, подчинена космологическим представлениям малосалымцев, связанным с трехчастным горизонтальным делением мира. При этом верховья рек и южная сторона отводятся духам-покровителям, низовья рек и северная сторона - миру мертвых и духам, с ним связанным. Живые люди - это обитатели «среднего мира». Стоит отметить, что представления о горизонтальном делении мира не исключают деление его и по вертикали.
Историческая справка и история исследования.
Археологические исследования на территории Приразломного лицензионного участка проводятся с 1991 года. В этом году было проведено рекогносцировочное археологическое обследование на территории Нефтеюганского района с целью выявления и обследования объектов культурного наследия (археологии). Исследования проводились разведочной группой предприятия АВ КОМ (под руководством Кардаша О. В.) в нижнем течении р. Большой Салым и бассейне р. Малый Салым в зоне работ НГДУ «Правдинскнефть». В результате работ было обследовано среднее и нижнее течение р. Малый Салым и выявлено 9 новых объектов культурного наследия археологии: Поселение Ынэ (III в. до н. э. – III в.), Поселение и городище Вошин-мыттын XII–XVII вв., Поселения Усть-Камчинское 1, 2 (V– VI вв.) и этнографии: Могильник (кладбище) юрты Совкунины летние кон. XIX – сер. XX вв., Катыт-пай – 'Могильный остров' – летнее кладбище Совкуниных XIX в., юрты Совкуниных (зимние) XVIII–XX вв., Святилище Ай-орт-ики, Святилище Суй-Тэ-Погут-Воттэ.
Археологические исследования территории в бассейне р. Малый Салым были продолжены в 1992 году. Тогда были дообследованы объекты комплекса «Совкунины Зимние» и выявлены новые в устье р. Камчинская (Поселение Усть-Камчинское 3, Поселение Усть-Камчинское 4, Группа ям-ловушек Усть-Камчинская 5). В процессе дополнительного обследования комплекса «Совкунины Зимние» зафиксированы святые места и записана связанная с ними информация у А. П. Совкунина (Святое место «Мыс невест», Святое место «Мыс плодородия», Святое место «Устье Ай-еги»
В 1994 году было проведено дообследование объектов ИКН на территории урочища «Зимние Совкунины» в устье р. Камчинская. В ходе работ был снят инструментальный план территории памятника, произведена шурфовка объектов.
В 1995 году предприятием АВ КОМ была проведена предварительная камеральная экспертиза по зонированию Приразломного месторождения. С этого времени обследование земельных участков проводилось в пределах выделенных перспективных и малоперспективных зон по степени вероятности обнаружения объектов культурного наследия.
В 1997 году экспертной группой под руководством К. Г. Карачарова проведена археологическая разведка участков территории Приразломного месторождения. В результате работ найдены поселения Усть-Малый Салым 1, Малосалымский остров 1 и группы ям-ловушек (Большой Волысьях, Вит-Погут-Урэ, Щучья Старица), а также Малосалымское летнее кладбище. Также этой группой проведено натурное обследование участков строящегося напорного нефтепровода «ЦПС Приразломного месторождения – ДНС Северо-Салымского месторождения». В результате работ объекты культурного наследия не обнаружены.
В 2001 году под руководством Визгалова Г. П. были проведены археологические раскопки поселения Усть-Камчинское 2, расположенного в правобережье р. Малый Салым, на правом берегу р. Камчинская, неподалеку от устья. Исследование объекта культурного наследия показало, что культурный слой поселения в результате неоднократных несанкционированных работ по обустройству дороги и площадки буровой был почти полностью уничтожен. Чудом уцелевшие остатки древних сооружений позволяют утверждать, что на поселении, предварительно датированном IV–VI вв. проживало население нижнеобской культуры (карымский этап).
В 2007 году под руководством Карачарова К. Г. были проведены археологические раскопки объекта культурного наследия Вит-Погут 1. В результате раскопом площадью 300 кв. м были изучены три выраженных на поверхности объекта — ловчих ямы. По результатам радиоуглеродного анализа наиболее вероятный период функционирования ловчих ям Вит-погут 1 укладывается в рамки X – начало XI вв.
В 2010 году предприятием ООО «НПО «Северная археология — 1» выполнена научно- исследовательская работа по историко-культурному перезонированию территории Приразломного месторождения нефти.
В 2009–2010 гг. группой под руководством Богдановой А. А. проведены натурные исследования территории по проектам «Подстанция 110/35/6 кВ в районе куста 292 с питающей ВЛ 110 кВ Приразломного месторождения» и «Обустройство кустов центральной части юга Приразломного месторождения». «Обустройство кустов центральной части юга Приразломного месторождения. Вторая очередь», «Карьер песка № 1 в районе К-252 Приразломного м/р». В ходе полевых исследований были уточнены и обобщены данные об объектах культурного наследия (археологии) Вит-Погут 2-3. Составлены уточненные планы объектов культурного наследия, уточнена граница объектов.
В 2011 году группой под руководством Шульги П. С. проведены натурные исследования территории по проектам: «Обустройство кустов центральной части юга Приразломного месторождения. Вторая очередь» (шифр 7948); «Обустройство южной части Приразломного месторождения. Кусты скважин № 133, 226, 233, 238, 271, 280, 285, 287, 295. 299» (шифр 2354). В ходе полевых исследований был выявлен объект культурного наследия селище Малый Салым 1 предварительно датированное ранним железным веком.
В имеющейся литературе сведения о хантах Малого Салыма крайне скудны и отрывочны. До недавнего времени ученые не обращали внимания на этот район. Практически единственным источником долгое время оставались данные переписей населения, которые регулярно проводились в Западной Сибири с XVIII в. Именно к этому времени и относятся самые ранние сведения о Савкуниных - ясачных остяках Салымской волости Сургутского уезда Тобольской губернии. Даже экспедиция тобольского музея в Салымский край, проводившаяся под руководством Л. Р. Шульца и посетившая регион в 1911 г., не заглянула на Малый Салым, лишь сфотографировала небольшую группу мало-салымских остяков близ летних юрт Савкуниных.
Краткое описание хозяйства жителей юрт содержится только в работе А. А. Дунина-Горкавича, поэтому целесообразно привести эти фрагменты полностью:
«По р. Малому Салыму имеется один только населенный пункт, юрты Савконины. Юрты Савконины расположены выше устья М. Салыма на 29 верст, по правой его стороне; они находятся в полуверсте от реки, на 1 вер. ниже речки Катон-Ай-Ега, на материке, ширина которого около 5 верст; он покрыт 25-летним молодняком березы с примесью ели и пихты. На половине расстояния между юртами Лемпиными и Савкониными, на левом берегу р. М. Салыма находится изба, которая служит жильем летом, во время промысла рыбы. Эта изба отстоит от устья р. М. Салыма в 13 верстах. Переход с М. Салыма на Большой, от р. Саготъ-Ях в юрты Аламины совершается в один весенний день; обыкновенно идут на лыжах болотом, на котором встречаются сырые гривы кедра, ели и пихты. Лес здесь чащевой, до 8 вершков толщиною».
«Инородцы этих юрт, в числе 6 хозяев, зверя и рыбу промышляют в бассейне р. М. Салыма. Они добывают до 60 штук соболей, до 40 шт. лосей, до 8 -оленей и до 400 шт. белок; выдра попадается в редкий год, по одной - по две; медведи хотя и водятся, но их не промышляют. Утка здесь бывает только во время весны, перелетная, гагары мало, тетеревов годом бывает много. Ягоды, черемухи и брусники, годом бывает тоже много, но инородцы собирают ее только для себя. Они заготовляют сухой рыбы, язя до 100 и щуки до 60 пуд. и мороженой - до 100 пудов. Промысел 1901 года они считают плохим. Соболя осенью 1901 г. добыли только по 5 шт.; такое же количество поймали весною сетями и капканами; лосей осенью добыли 20 шт. ружьем, - загородей здесь нет. Осенью здешние инородцы оленя не промышляют; весною, по насту они промышляют и лося и оленя, лося до 2 и оленя до 5 штук на охотника»
На картах юрты Савкунины появились также благодаря работе А. А. Дунина-Горкавича, который, помимо описаний ландшафта, быта и основных занятий коренных жителей, занимался картографированием населенных пунктов Тобольской губернии, используя местные топонимы и гидронимы.
Недостаточная изученность территории и наличие единственной картографированной «языческой молельни» стали определяющими факторами для начала исследований этого района. В результате работ, проведенных в 1991-1995 гг. под руководством О. В. Кардаша, сотрудниками предприятия АВ КОМ и Центра историкокультурного наследия Нефтеюганского района в среднем течении р. Малый Салым был выявлен и обследован комплекс историко-культурных объектов, который получил название Савкунины Зимние - по существовавшему здесь в недавнем прошлом хантыйскому поселению. Устная информация об этом поселении, история рода Савкуниных, в том числе фольклорного характера, многие сведения о жизненном укладе малосалымских хантов, их вере и обычаях были получены нами от двух представителей клана, живших в этих местах, - Анатолия Прокопьевича и Ивана Яковлевича Савкуниных.
Полученные от Анатолия и Ивана Савкуниных устные сведения, в том числе эпические жизнеописания легендарного предка Ай-орт-ики и охотничьи поверья, позволили значительно расширить представления о культуре и хозяйстве малосалымских хантов.
В рамках общей характеристики группы можно отметить, что территориально малосалымские ханты занимали центральное положение среди остальных групп. Однако по культуре они были близки иртышским (южным) хантам. Численность этой группы, судя по данным переписей XIX - начала XX вв., не превышала 40 человек. Малосалымцы находилась в относительной изоляции, поскольку их территория была защищена от проникновения извне естественными природными рубежами. Особенно труднодоступна эта территория была в летнее время. Традиционно на Малом Салыме существовало лишь одно относительно крупное постоянное поселение - юрты Савкуниных (зимние). Самые ранние сведения о семейном составе жителей юрт приведены в материалах IX ревизии ясачного населения в Салымской волости, проведенной в 1850 г. Прочие поселения носили сезонный промысловый специализированный характер.
Все жители являлись представителями единого экзогамного клана Савкуниных, который состоял из двух родственных друг другу экзогамных родов - Кун-карэ-пыкыт - 'Род толстобрюхих' и Вошин-ях - 'Городской народ'. Происхождение этих названий явно отражает исторически сформировавшееся неравнозначное социальное положение родов. Существует мнение ряда исследователей, что фамилию с корнем вошин ('город') имели люди, которые жили в посадской части городов, под стенами резиденции вождя, и были потомками зависимого населения. Возможно, поэтому у А. П. Совкунина из рода Вошин-ях отношение к Ай-орт-ики более сдержанное, а оценки действий легендарного героя иногда негативные («Ай-орт-ики не любил свой народ»).
Наиболее бережно сказания передавались из поколения в поколение и более полно сохранились в памяти рода Кун-карэ-пыкыт, представителем которого являлся И. Я. Савкунин. Они считали себя прямыми потомками Ай-орт-ики, называя его своим «дедом». Именно этот род осуществлял в святилище клана все культовые ритуальные функции по отношению к Ай-орт-ики. После XVII в., когда многие функции управления перешли к администрации Московского государства, привилегированное положение рода кун-карэ сохранилось преимущественно лишь в сфере религии. Сохранение властных функций за счет переноса влияния из социальной области в сакральную сферу связано с тем, что одной из функций святилища было формирование резервного фонда материальных ценностей общины. Несколько преданий повествует о некоем Кун-кэ-ики, возглавлявшем общину Савкуниных во второй половине XIX в. Корень кун в имени этого человека позволяет предполагать, что он был представителем именно рода Кун-карэ-пыкыт, а также дает возможность говорить о том, что в рамках этого рода какое-то время сохранялись функции управления делами внутри общины.
Хозяйство малосалымских хантов было комплексным многоотраслевым, но в первую очередь - присваивающим охотничье-рыболовческим; скотоводство и собаководство занимали в нем подчиненную роль. Отдельные отрасли - пушная охота и заготовка сена для проезжих купцов и ямщиков - имели выраженную товарную направленность.
С установлением в регионе Советской власти жизненный уклад хантов Малого Салыма значительно изменился. Особо стоит отметить годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945), когда практически все взрослое мужское население Малого Салыма было призвано в армию. Направляли их в пехоту, род войск, где смертность была очень высока, поэтому с фронта почти никто не вернулся. В начале 1950-х гг. волна создания колхозов-гигантов докатилась и до Западной Сибири. Происходило практически насильственное переселение салымских хантов в крупные поселки, а начавшаяся чуть позже индустриализация края привела к практически полному исчезновению этой этнической группы.
До недавнего времени на р. Малый Салым, на месте, где располагались зимние юрты Савкуниных, проживал лишь один представитель малосалымских хантов - Анатолий Прокопьевич Савкунин. Второй представитель - Иван Яковлевич Савкунин жил на своих охотничьих угодьях, к югу от р. М. Салым. К сожалению, сейчас они умерли и похоронены на кладбище пос. Лемпино. Ныне почти все их родственники проживают в этом поселке и в значительной степени утратили свою национальную самобытность.
Источники:
- "Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым" 2010г (Г. П. Визгалов, О. В. Кардаш).
- Акт № 18-31/18-07 ГИКЭ документации … по проекту «Обустройство разведочных скважин №№ 191р, 210р, 211р, 309р,Приразломного месторождения, Правдинского региона» 2018 года.