Нарасъ-юх – это деревянный музыкальный инструмент, который ханты называют «поющее дерево». У манси он известен как «играющее дерево», «сангквальтап». Нарась-юх и сангквальтап – это самодельные простонародные музыкальные инструменты – домры, источником звука которых были натянуты струны (жилы), расположенные параллельно всему резонатору. Внешне они были похожи на лодку. У них был большой резонатор (80x20 см), дека и пять сухожильных струн. Возможно, что эти инструменты были прародителями гуслей, а, может быть, и наоборот происходили от них. Так или иначе, манера держать инструмент, прищипывать струны левой рукой, извлекать мелодию, а правой перебирать две дисконтовые струны, напоминают их близкое сходство.
При исполнении песен и танцев более широко и повсеместно использовались нарась-юх и сангквальтап, а шаманы на них аккомпанировали себе при пении эпических произведений, былин. Героических сказаний, а также во время жертвоприношений, на медвежьих праздниках и при компании.
У всех народов Севера широко был распространен «тумран» (по-русски «варган» или губная бандура). Это простонародный музыкальный инструмент – «зубанка», был сделан из железной полоски, согнутой в форме лиры, в которую был вставлен вдоль середины стальной язычок. У ханты и манси «тумран» был сделан из дерева или кости и считался женским инструментом.
С древних времен народы Югры пользовались струнными музыкальными инструментами: «лебедь», «гусь», «журавль», отдаленно похожие на форму птиц. Называли эти инструменты цитрой. А музыкальный инструмент, который состоял из плоского ящика, на котором были натянуты металлические струны, юганские ханты называли «тоо-рых-юх» Он напоминал арфу в уменьшенном виде. На нем было натянуто 7-9 сухожильных струн, которые при игре создавали великолепную гамму звуков.
Умение играть на музыкальных инструментах считалось «сверху посланным даром» и давалось только избранникам духов. Волшебники таежных мелодий создавали свой самобытный мир музыки, который до сих пор сохраняется в устных преданиях, а их фольклорная основа является фундаментом создания новых музыкальных произведений у ханты и манси.
Источник: Нарасъ-юх – голос поющего бога // Югра. – 1999. – № 4. – С. 5-7.