Употребление шкур в качестве материала для одежды ведёт своё начало, нет сомнения, от самых ранних времен человеческого существования. Различные обстоятельства способствовали появлению такого обычая: во-первых, легкость, с которой можно было прежде добывать шкуры при изобилии дичи, а затем особенное, сравнительно с другими данными природой средствами защиты, удобство, доставляемое прочностью шкур и их способностью согревать. Этим последним свойством и объясняется то, почему употребление шкур в холодных поясах земного шара так сильно распространено. В этом же свойстве нужно искать объяснения и того факта, почему употребление одежд из шкур сохранилось до нашего времени даже у таких народов, которые, при своих достаточно развитых технических способностях, давно уже научились искусственно приготовлять очень теплую одежду. Вполне, поэтому, нормальным явлением представляется то, что пользование шкурами, как материалами для одежды, и прежде существовало, да и теперь еще существует среди остяков и вогулов северной Сибири, сохранивших до наших дней очень первобытный образ жизни.
Всякий европеец, — если только он не имеет достаточных сведений о северной Сибири, — считает одной из очень многих достопримечательнейших особенностей этой страны чрезмерное богатство её дичью. Следует иметь в виду, что такое представление дела до известной степени вовсе не соответствует действительности: северная Сибирь уже перестала быть таким изобильным местом для охотничьей добычи, каким являлась в былые времена. Это сделали лесные пожары и способ охоты, прогрессирующий в отношении приёмов истребления дичи в больших размерах Но при всем том все-таки справедливо, что в беспредельных лесах областей северной Сибири и доселе еще бродит пестрое, местами чудное, изобильное звериное население — предмет охоты. Правда бобр, — в прежние времена бывший драгоценнейшим объектом звериного промысла, — бесспорно теперь уже вымер как будто бы вовсе; по крайней мере это можно сказать относительно северно-западной Сибири, т. е. относительно области жительства остяков и вогулов. За то соболь, явившийся преемником бобра в некоторых местностях, встречается в таком изобилии, что иные охотники всю зиму употребляют почти исключительно на ловлю этого зверя. Из других четвероногих можно упомянуть: лося, северного оленя, медведя, лисицу, куницу, горностая, речную выдру, россомаху, белок, зайца, рысь, а также на безлесных тундрах—волка и песца. Все эти звери составляют важный предмет остяцко-вогульской охоты; за ними охотятся ради ценного меха, а также ради съедобного мяса.
В прежние времена остяки и вогулы пользовались шкурами всех этих зверей для своих собственных надобностей. Но можно предполагать, что у них уже несколько столетий тому назад явилось обыкновение продавать самые большие и, разумеется, самые дорогие шкуры. А быть может, они со времени возникновения в их стране оживленной торговли с русскими начали, — подобно ныне существующим порядкам, — продавать всякие вообще шкуры, без которых могли обойтись сами. Из шкур этой последней категории они только в очень редких случаях пользуются всецело для своих собственных нужд шкурами наиболее дорого стоящими. Напротив, обычный приём, особенно в Сургутском округе, — отделять для своих потребностей менее ценные части шкуры, в роде участков около брюшка и ног. Так делается прежде всего со шкурками россомахи и лисицы; отделенный части в данном случае обыкновенно идут на оторочку кафтанов, рукавиц и шапок.
Материал для одежды доставляют главными образом шкуры северного оленя, белки, зайца и лося. Из шкуры оленя, белки и зайца делают верхние одежды (из шкурки белки вырабатывается мех для женской одежды «ягушки»), а из шкуры оленя и лося делается обувь. Беличьи шкурки нередко идут на рукавицы. Кроме того, из шкуры лося, северного оленя делаются постельные покрывала, мешки; эти же шкуры идут на подошвы лыж, — именно шкура с нижней части ноги оленя, — на колчаны и т. п. Затем из таких же шкур выделываются ремни для сбруи оленя, хотя входящую в состав этой сбруи лямку, надеваемую на грудь животного, предпочитают делать из шкуры медведя. Конечно, употребление шкур распространено всего более в северной части остяцко-вогульской области. Южнее, — по рекам Салыму, Иртышу и Конде, — оно распространено менее, и это стоит в связи с тем, что в этих местностях, как увидим далее, известно ткацкое искусство. Кроме того, необходимо принять в этом, случае во внимание и положение данных местностей. Так, как непосредственно возле них, находятся поселение русских, то в указанном выше районе и спрос на шкуры наиболее значителен, и приобретение тканных материй путем покупки гораздо удобнее при сравнительно хорошей постановке торгового дела. В большинстве случаев те меховые одежды, которые носят в этих районах, купленные и притом они куплены не здесь, а где-нибудь в другом месте (На Конде вырабатывается только кожа для носков обуви и именно из шкуры оленя с нижней части ноги животного. Местные обыватели на Салыме покупают свои меховые одежды почти исключительно у остяков, живущих по Пиму). Поэтому и искусство обработки шкур в этих местностях, нельзя считать распространенным, или по крайней мере общеизвестным.
Ознакомившись с четвероногими обитателями леса, за которыми охотятся остяки и вогулы, познакомимся с просушкой различных родов шкур, рассматривая каждый род по отдельности. Главным образом придется говорить о шкурах лося и оленя.
Охота на этих животных производится преимущественно осенью и в самом начале лета; только местами охотятся и летом, в период времени страданий от комаров. При таких условиях и шкуры животных просушиваются главным образом в эти и два времени года. Ранняя весна в данном случае имеет много преимуществ сравнительно с осенью. Весной солнце светит уже почти со всей своей силой, а пронизывающий весенний ветер, самым надлежащим образом ускоряет высыхание. Вследствие этого по местам и стараются, насколько только ото возможно, отсрочивать просушку осенних шкур до ранней весны. Нередко при осенней охоте на оленя бывает такая холодная погода, что шкуры можно оставить не обработанными до весны без опасения, что они загниют. Утверждают даже, что будто бы шкуры, высушенные ранней весной, удобнее и выделывать. Шкуру северного оленя, которая сравнительно тонка, можно, в случае нужды, и среди зимы довольно порядочно просушить если погода теплая и благоприятствует высыханию; можно даже, хотя и медленно, просушить шкуру и в юрте. Напротив более толстая шкура лося для надлежащей своей просушки требует таких благоприятных условий, которые, как выше указано, даются весенними днями.
Просушка производится разнообразными способами. На Югане и Агане поздней зимой поступают так: шкуры расстилают на снегу, так как они в горизонтальном положении всего лучше подвержены действию солнечных лучей. По Югану на том месте, где кладут шкуры, снег крепко утаптывают лыжами; образовавшаяся таким образом площадь при морозе затвердевает. Шкуры расстилают тщательно, так чтобы все складки наилучшим образом разгладились и шкура заняла, насколько только возможно, более пространства. У шкуры есть свойство съеживаться и, если ее время от времени не расправлять, — в сухом состоянии ее уже трудно растянуть до её естественных размеров в ширину. А поэтому, — и именно как раз на Югане же, — шкуру для просушки на крепко утоптанной снеговой поверхности прикрепляют по краям деревянными спицами. Если шкура при таких условиях благополучно просохнет настолько, что станет негибкой, — ее кладут для окончательной высушки на жерди, которые поддерживаются вилообразными подпорками.
Летом и осенью просушивать шкуры в горизонтальном положении нельзя, нельзя но крайней мере сделать этого положивши шкуры на землю, так как они при этом легко могут снизу, с затененной стороны, загнить. А поэтому в названные времена года и приходится прибегать к разного рода способам просушки. Таких способов существует два. Самый главный из них—просушка на жердях на свежем воздухе. Этот способ и приём просушки, в особенности распространенный в северных областях, употребляется отчасти даже и зимой, так как в это время просушка совершается главным образом тоже силою ветра, а шкуры для его действия наиболее доступны в вышеописанном положении на жердях. Впрочем просушка на жердях имеет во многих случаях ту существенную невыгоду, о которой была уже речь при описании просушки на снегу: шкура обнаруживает стремление несколько съежиться.
Это обстоятельство заставляет остяков, живущих южнее, пускать в оборот такой приём просушки, при котором шкура во все время высыханья держится распяленной. По Иртышу на краях шкуры делают маленькие дырочки и в них вставляют тонкие колышки и палочки, растягивающие шкуру. В таком виде ее кладут на жерди, обычно на те же, на которых провяливают мясо и рыбу (По Иртышу, Югану и Салыму обыкновенно шкуру с ног сушат особо, отрезавши от остальной шкуры). На Вахе и Салыме укрепляют на длинной деревянной жерди две поперечные перекладины: одну короткую — сверху, другую гораздо длиннее — снизу.
Между этими перекладинами растягивают шкуру, прикрепивши ее кверху тем концом, где была голова, а книзу — тем, где — хвост, и приладивши к ней палки для распяления её в поперечном направлении (рис. 1). Когда шкуру повесить достаточно прочно, — вколачивают жердь в землю перпендикулярно к поверхности последней. На Югане употребляют тот же самый приём, но только с тем различием, что обходятся без палок-распорок, а на жерди вместо двух поперечных перекладин прикрепляюсь особым образом устроенную четырехугольную раму, на которой и растягивают за края шкуру. Такой способ растягивания на Иртыше и Салыме практикуется постоянно, он даже находит себе применение и на Вахе На Югане же, напротив, его применяют только при просушке осенних шкур.
Просушка шкур других животных, — а именно: речной выдры, лисицы, россомахи, песца, волка, белки, куницы, соболя и горностая, - требует, гораздо менее хлопот. Так как эти шкуры тонки, то они и сохнут вообще очень быстро, а потому просушку их можно производить с полным успехом во всякое время года в юрте. Шкуры с животных снимают целиком и просушивают на особо для того приспособленных досках. На рисунке (рис. 2) мы видим сушильную доску для шкуры речной выдры. Доска длиной—95 сантиметров; постепенно суживаясь к одному концу, она заканчивается острием, а на другом конце её ширина 15 сантиметров. Пред просушкой шкуру выдры, как и все вообще шкуры, о которых здесь идёт речь, выворачивают, а хвосты разрезывают вдоль его. Сушильная доска узким своим концом вдвигается между лапками шкуры во внутреннее пространство последней, причем вдвигается настолько и так, что шкурка с головы помещается на узкой части доски. Шкурка с задней части животного или привязывается накрепко прутом или прибивается деревянными спицами; это делается для того, чтобы при высыхании шкура не сдвигалась с места и вследствие этого не сморщивалась бы. Сушильная доска для шкуры лисицы в общем имеет совершенно тот же вид, как и только что описанный; она даже и размеры имеет приблизительно те же, как и та: длина её почти 87 сантиметров и ширина на тупом конце почти 17 сантиметров. Только по Иртышу употребляют сушильную доску, значительно уклоняющуюся по своей форме (рис. 3) от описанного типа. Она, как и та, к одному концу уже, но на широком или нижнем конце она оканчивается развилиной, причем ветви развилины соединены деревянной перекладинкой. На доску обыкновенной формы лисья шкурка натягивается для просушки точно так же, как и шкура речной выдры. Употребляемая по Иртышу доска велика: она 161 сантиметр длины и 23 сантиметра ширины у концов развилины. При такой величине на ней, кроме лисьих шкурок, можно просушивать шкуры россомахи и волка. Все эти шкуры просушиваются на один манер; шкура с головы натягивается на узкий конец доски, шкура с задних ног — на развилину, шкура с передних ног — на особую деревянную поперечную перекладинку (рис. 3 а), а шкура с хвоста прикрепляется к деревяшке, воткнутой одними концом в промежуток между доской и шкурой с зада животного.
Беличьи шкуры, — приготовляют ли их для своего употребления или для продажи, — вообще просушиваются таким образом: их кладут на тонкие палочки, или на веревки, или же привязывают к ним за концы. От этого обычного способа отступают только в юго-восточной части остяцкой области (по Васъ-югану), где шкурки, предназначенный для собственного употребления, сушить на досках. Сушильная доска для беличьих шкурок изображена на рис. 4. Это тонкая доска около 34 сантиметров длиной, ширина её - самое большее 9 сантиметров; один конец её обделан на подобие острия копья, а другой в виде рукоятки. Доска эта сравнительно широка и, когда ее обычным способом вставляют в шкуру, она несколько растягивает последнюю. А чтобы шкура выдержала это растяжение при высыхании и не разорвалась, ее прежде, чем натянуть на доску, хорошенько разминают. Если же просушка производится летом, шкурку кладут на несколько времени на мокрую траву, чтобы она сделалась более растяжимой. Разминают шкурку таким образом: садятся и берут сделанный из прутьев обруч; затем, надевши обруч на ступню ноги, продевают в него шкурку и, крепко держа ее руками за концы, начинают передвигать в обруче, оттягивая к себе то один конец, то другой. При этом время от времени натирают шкурку жиром, который приготовляется из рыбьих потрохов следующим образом: Потроха в каком-нибудь сосуде, - лучше всего в котле, - выставляют на день на солнце. Ясно, что это возможно сделать только летом, которое и вообще — единственно удобное время для добывания жира, так как потроха именно только тогда и бывают настолько жирны, что могут выделить достаточное количество жира. Когда на воздухе потроха начнут несколько разлагаться и выделять желаемый продукт, их варят. Для этого вливают в котел немного воды - две разливательных ложки на поваренный котел средней величины. При разваривании потроха выделяют по немногу жир, который, по мере своего выделения, конечно, поднимается на верх; здесь его счерпывают тонкой ложкой в заранее приготовленное берестяное блюдо. Когда соберут таким образом весь жир,—опять кладут его в котел и снова варят до тех пор, пока он не замутится. Тогда он считается готовым для вышеуказанного назначения.
Сушильная доска для шкурок куницы (рис. 5 с просушивающейся шкуркой) похожа на доску для беличьих шкурок, но она острее и уже той. Она в длину приблизительно не более 53 сантиметров и 6 сантиметров в ширину в самом, широком месте. Схожа с ней по своей форме и сушильная доска для шкурки соболя (рис. 6), но одна из её широких сторон, выпукла на подобие ребра. Длина её около 64 сантиметров и ширина до 7 сантиметров. Просушка на той и другой доске производится тем же самым способом, что и на сушильной доске для шкуры речной выдры.
Сушильным доски для шкурок горностая видим на рис. 7 и 8. Воспроизведенная на первом рисунке и встречающаяся в южных районах сушильная доска — это тонкая, в 60 сантиметров длины и 4 сантиметра ширины, доска, на одном конце которой находится развилина, постепенно переходящая в узкую щель. Изображенная на рис. 8 доска в сущности такова же, как и только что описанная, но она расколота на две половинки. Встречается она у сосьвинских вогулов. На доски обоих видов шкурки горностая натягиваются одинаково таким образом (см. рис. 9): концы развилины доски вставляют в рот шкурки и вправляют в содранную целиком с животного шкурку так, что она доходит до задних ног. Затем шкурку натягивают; для этого между концами развилины, в находящуюся здесь щель, вколачивают деревянный клин; у доски сосьвинско-вогульского типа клин вколачивается в щель, образуемую промежутками между сложенными вместе половинками доски (рис. 7 а, 8 а). Когда употребляют доску первого типа, шкурку еще сильнее прижимают к доске посредством второго клина (рис. 7 b), который без всяких особых приспособлений вставляется со стороны головы шкурки между последней и доской. Употреблением клиньев достигается то удобство, что шкурка горностая, которая довольно тонка, не может разорваться, когда будут ее снимать с доски: прежде всего вытаскивают клинья.
После краткого обзора просушки шкур перейдем к описанию приёмов, употребляемых при выделке шкур. Говоря о выделке шкур, придется указать на способы размягчения их с целью сделать их гибкими и способными облегать предметы: эти свойства особенно важны в том случае, когда шкуру предполагается употребить на одежду. А так, как для удовлетворения домашних нужд остяков и вогулов идут в дело шкуры оленя, лося, белки и зайца, - то о выделке этих шкур и будет речь. Те шкуры, которые должны пойти в продажу, только просушиваются. Да из тех шкур, которые оставляются для собственных потребностей, не все подвергаются выделке, о чем уже было выше упомянуто. Именно не выделываются, например, шкуры, идущие на покрывала для постелей и на ремни: в этом случае более ценят прочность и толщину, чем легкий вес и эластичность.
Прежде, чем начать выделку оленьей и лосиной шкуры, кладут её в некоторых местностях на одну ночь размокнуть, так чтобы она стала гибкой, и образовавшиеся на ней во время просушки неровности исчезли. Но Агану, где такое размачивание не в обычай, достигают желаемого результата употреблением особого инструмента, изображенного на рис. 10 и заимствованного от казымских самоедов. Инструмент этот – железное, режущее орудие, с дугообразными лезвием, похожее на скобку. Концы орудия играют роль шипов; ими орудие вбито в длинную деревянную рукоятку. Мастерица крепко держится за оба конца рукоятки и трёт орудием по нижней стороне шкуры, положенной на какую-нибудь твердую подставку. Трёт она до тех пор, пока не расправятся на шкуре все складки.
Таким ли способом или же вышеуказанными обработана шкура, она готова для применения к делу струга. Стругом снимается самый внутренний слой шкуры - мездра. Этот слой составляет наиболее ссыхающуюся часть шкуры и, вследствие своей способности съёживаться при высыхании, делает обувь совершенно тесной, если его своевременно почему-нибудь не сняли. Струг в употреблении по всей остяцко-вогульской области и железную часть его умеют выковать во всех частях этой территории. Устройство струга в различных местах жительства остяков и вогулов несколько разнообразится, как это видно по различным типам струга, изображенным на рис. 11-13. Первый из этих стругов, — из области обдорской. Он - с одним лезвием и железная часть его, очень немного изогнутая в виде дуги, вставлена в средине деревянной рукоятки длиною в 54 сантиметра. Представленный на рис. 12 тип струга употребляется на Сосьве, а также — по нижней Оби. Струг этот с двумя лезвиями или, - точнее сказать, — состоит из одной, заостренной с обоих концов, железной пластинки. Пластинка эта посредством небольшой поперечной накладочки прикреплена к средине деревянной, в 59 сантиметров длиной, рукоятке при этом один конец пластинки почти прямой, а другой имеет вид глубокой дуги, или проще сказать, — он загнутый. Третий тип (рис. 13) наиболее часто встречается и распространен главным образом в южных частям остяцкой области. Он отличается от сосьвинского главным образом только тем, что оба конца железной пластинки сильно искривлены в форме дуги или загнуты.
Удаление или сострагивание мездры производится таким путем: лезвием струга водят по внутренней стороне шкуры с такой силой, что оно срезывает маленькие стружки шкуры. Шкуру при этом помещают на особо для того приспособленную ровную подставку. Для работы мастерица садится на подставку (см. рис. 14 на особом листе) и, держа струг обеими руками за рукоятку, трёт по шкуре, водя лезвием по направленно от себя. По Сосьве и нижней Оби, где как уже сказано, у струга два различных лезвия, — сначала сострагивают прямым концом железной пластинки, а концом искривленными пользуются только тогда, когда снята очень значительная часть мездры. В более южных местностях, где у инструмента два лезвия одной и той же формы, естественно, не делают различия в употреблении того и другого лезвия, т. е. строгают тем, которое острее. Стоит только в данном случае заметить, что ради предосторожности возле рукоятки кладут палку (рис. 13 а) такой же, как и рукоятка, толщины. Палка эта помещается в углублении той части железной пластинки, которая в данный момент остается без употребления; концами палка прикрепляется к рукоятке.
Когда мездра удалена совершенно, начинают шкуру мять обеими руками и, чтобы работа шла успешнее, время от времени смазывают её рыбьим жиром. Потом берутся за скобель, и ею шкура размягчается окончательно. Существует несколько типов скобели. Скобель, изображенную на рис. 15, вообще можно встретить редко и, за исключением истоков реки Вась-Югана, её не замечается нигде. Несмотря на это можно предполагать, что в прежние времена, она, наравне с другими подобными первобытными орудиями, была в всеобщем употреблении и притом была единственным инструментом для выделки шкур. По крайней мере за правдоподобность такого предположения говорят три факта: a) уверения васъ-юганских остяков, что своевременная общеупотребительная скобель (рис. 17) — тунгузского происхождения; б) возможность пользоваться описываемой скобелью вместо струга, если только ее отточить; в) очень примитивный способ её изготовления. Скобель эта — кусок оленьего рога, выдолбленный из целого рога и обделанный в форме лопатки. Близко к этому типу подходит и скобель, изображенная на рис. 16. По своему внешнему виду она представляет собой в общем лопатку с согнутой рукояткой; главная часть её - железный нож, изогнутый в виде дуги лезвием наружу. Выше сказано, что общеупотребительная в наши дни скобель по своей форме такова, какую видим у скобели, изображенной на рис. 17. Железная часть этой скобели продолговатая и вогнутая; она вставлена в деревянную рукоятку такой же формы; на одном конце рукоятки сделано отверстие.
Желая размягчить или расправить шкуру скобелью, трут последней по шкуре и самым основательным образом разминают ее. Если для этого пользуются инструментом первого или второго вышеописанного типа - берут инструмент в правую руку и водят им взад и вперед по нижней стороне выделываемой шкуры. Инструмент же третьего типа применяют к делу следующим образом: мастерица садится на землю и ставит орудие перед собой отвесно, причем нижний его конец зажимается между её ногами, а верхний держится зацепленной за подошву ноги веревочной петлей, продетой в отверстие рукоятки. Что касается собственно размягчения шкуры, в этом случае оно производится так: закинувши шкуру позади поставленного описанным образом инструмента, мастерица крепко держит ее за концы и тянет по направленно к себе, притягивая попеременно, то один конец, то другой, так что шкура, передвигаясь, трется о железную часть орудия. Такой процесс работы и изображен на рис. 18. Вследствие своей дугообразной формы рукоятка скобели, при давлении со вне, естественно, обращается выпуклостью своей к мастерице, а находящейся в изгибе железной частью инструмента — в противоположную сторону.
Размягчивши шкуру скобелью, кроме того, еще разминают ее руками, и, если эта операция будет тщательно исполнена, шкура готова к употреблению.
Вот все существенное, что можно наблюдать в деле выделки оленьих и лосиных шкур. Добавим к этому, что выделке подвергаются не только одни новые шкуры, а и бывшие уже в употреблении, как например, постельные покрывала. Что касается до того, какие же из этих шкур идут на одежды, то идут и те и другие: новые шкуры с хорошей шерстью употребляются для изготовления верхних одежд, составляющих зимний костюм, в роде шуб и сапогов; подержанные-же, шерсть у которых свалилась, служат материалом для одежд, надеваемых в более теплое время, и вообще для изготовления нижних одежд. В нижние одежды превращаются иногда даже старые верхние одежды, — такие, шерсть на которых сносилась. О выделке шкур, бывших уже в употреблении, но не подвергавшихся выделке, следует сказать, что выделка в данном случае такова же, как и выделка шкур новых. Небольшая шерсть, остающаяся на них, удаляется скобелью одновременно с тем, как происходит выделка.
О выделке беличьих шкурок мы уже кой-что сказали, говоря об их просушке. Правда, там речь шла только о выделке их на Васъ-югане, но известное нам об обработке их в других местностях, где сушильными досками не пользуются, в сущности тождественно с описанным. Существенное различие заключается только в том, что вместо обруча из лозы пользуются острием, скобели или ножика. Прежде, чем приступить к выделке, шкуру надлежащим образом размачивают, затем при самой выделке время от времени смазывают жиром, а в заключение мнут руками до тех, пор, пока она не станет мягкой.
Четвертый род шкур, употребляемых, остяками вогулами чаще всего для собственных нужд, это—шкурки зайца. По своей природе очень тонкая шкурка зайца не требует сложной выделки. Нехитрая обработка, требующаяся в данном случайной существенном та же, что и беличьей шкурки.
Сказав об обработке шкур, укажем и орудие, употребляемый при изготовлении кожаных ремней. Есть два различные вида таких орудий; они представлены на рис. 19 и 20. Один вид (рис. 19) — доска в 60 сантиметров длиной; концы её предназначены для того, чтобы за них держаться руками; по направленно к концам доска делается постепенно уже; в средней же, самой широкой, части доски сделаны друг подле друга три сквозных продольных прореза. Другой вид - брусок в 87 сантиметров длиной: по средине своей он четырехгранный, а по направленно к концам постепенно делается кругловатым, так что концы его закруглены. В плоскости средины бруска находится сделанный вдоль сквозной прорез, а перпендикулярно к нему, в другой плоскости, — еще два продольных таких же прореза. Оба представленные на рисунках орудия служат для размягчения кожи и заимствованы с Васъ-югана. Они же употребляются и в округе сургутском; можно даже предполагать, что они в употреблении и еще в некоторых местностях за пределами этого округа. Тип орудия, изображенный на рис. 19, - самый распространенный (По Салыму тип инструмента в существенном тот же самый, но только здесь делают 6 прорезов в два ряда).
Размягчают кожу этими орудиями таким образом: подлежащий обработке ремень продевают сквозь отверстия орудия и привязывают концами к каким-нибудь устойчивым предметам в роде, например, жердей в юрте. Затем, намазавши ремень в достаточной мере рыбьим жиром, разминают его вышеописанным инструментом, передвигая последний взад и вперед вдоль ремня. Когда жир впитается в кожу, — намазывают еще раз и продолжают разминать до тех пор, пока ремень станет мягким и гибким. Ремни, обработанные таким способом, идут главным образом на пояса и оленью сбрую.
Источник: Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 15 1905 год
Прядильное искусство - https://salymkray.ru/etnografiya/byt/pryadilnoe-iskusstvo/
Ткацкое дело - https://salymkray.ru/etnografiya/byt/tkatskoe-delo/