После обзора главных материалов для изготовления остяцкой и вогульской одежды рассмотрим способ изготовления остяками и вогулами пряжи.
Материалом для неё в настоящее время являются: оленьи и лосиные сухожилия, крапива, конопля и лён. Употребление сухожилий и крапины у остяков и вогулов, существует, без сомнения, с незапамятных времен, как это наблюдается и у многих других детей природы. Оно до сих пор распространено вообще во всех частях остяко-вогульской области, где шьют одежды из шкур. Конопля в настоящее время известна всюду и является предметом торговых оборотов, но ранее она встречалась, вероятно, только на Kонде, где ее разводили издавна. Лён менее распространен, но в недавнее время на Конде стали культивировать и его.
Сухожилия животных, как замечено уже, бесспорно, один из древнейших материалов для скрепления, какими только пользовались люди доселе: с одной стороны этот материал легко было приобретать при изобилии дичи, а с другой он, отличается необыкновенной прочностью. Эта последняя особенность — несомненная причина того факта, что употребление сухожилий, как материала для скрепления, сохранилось и до наших дней. Этим материалом доселе пользуются и интересующие нас народы, т. е. остяки и вогулы. Существованию такого обычая не мешает и произрастание во многих местах области их жительства крапивы - туземного материала для пряжи. Не уничтожается этот обычай и тем, что жители этих мест могут без затруднений купить у русских торговцев коноплю, лён и даже готовую конопляную и льняную пряжу. Сухожилия животных в качестве материала для сшивания особенно охотно употребляются в том случае, когда делаются вещи из кожи и шкур: эти материалы для своего скрепления требуют очень прочных нитей.
Ссучивание нитки из сухожилий производится таким образом. Высушенное сухожилие кладут на твердую подставку и колотушкой расколачивают до тех пор, пока сухожилие не распадется на тонкие ниточки. Колотушка употребляется деревянная; она похожа на пестик и изображена на рис. 21. Мастерица берет ниточку из сухожилия, смачивает ее губами и старается удалить с неё всякие неровности. Если ниточка слишком коротка, - берется в дополнение к ней другая и таким же способом разнеживается. Затем мастерица смачивает концы обеих ниточек, кладет их одну рядом с другой и, катая их правой рукой на правом своем бедре, свивает их вместе, так что выходит двусоставная нить. Приготовивши точно так же и другую нитку, мастерица кладет обе нитки рядом, одну возле другой, затем скручивает их на бедре с того и другого конца в разные стороны и ссучивает вместе.
Приготовленные совсем нитки в длину вообще не бывают больше метра. До времени потребности в них сохраняются связанными в пучек или намотанными на специально для того сделанные мотовильца (рис. 22-26). Мотовильца эти встречаются почти у одних только югозападных остяков (Вас-юган); делают их чаще всего костяные. Мотовильце, изображенное на рис. 22, сделано из косточки крыла глухаря, а четырехугольное на рис. 28 — из мамонтовой кости; последнее украшено прорезными фигурами и двумя головками похожими на конские. Изображенные на рис. 24—25 мотовильца сделаны из оленьего рога. Последнее (рис. 26) мотовильце — из оленьего же рога и должно изобразить собою оленя. Им пользуются и как игрушкой.
Из сухожилий оленей и лосей получаются нитки до известной степени разнородные: из первых тонкие гибкие, а из последних, наоборот, несколько грубоватые. Поэтому нитки из оленьих сухожилий употребляются по преимуществу для сшившая сравнительно тонких кожаных вещей в роде, например, изделия из пушного товара. Напротив при изготовлении обуви нитки из лосиных сухожилий более удобны.
Упомянуто уже кратко о крапиве и об уменьи остяков и вогулов изготовлять из этого растения пряжу. Крапива распространена не по всей области жительства этих народов. По Оби и по Иртышу, внутри остяцкой области, она встречается на севере почти до Березова или приблизительно до 65 градуса северной широты, а затем постепенно начинает встречаться реже, пока наконец не исчезает совсем. По некоторым, гораздо южнее расположенным, притокам она вообще не встречается. Разумеем, напримере, реки Пим, Тором-юган и Аган. В области истоков Ваха её тоже не должно быть. Говорят, будто бы раньше её не было и при ycтье этой реки и будто бы в первый раз она появилась здесь только тогда, когда русские стали переезжать по льду реки на конях. Всего изобильнее рост крапивы по Иртышу, по Демьянке, по Конде и по Салыму, где с течением времени могло бы развиться настоящее ткацкое искусство. Пo некоторым рекам, как-то: по Вась-югану, Югану, Казыму и по Сосьве, — крапива встречается реже, хотя все-таки её гораздо больше, чем сколько требуется для удовлетворяя нужды в ней местных жителей. Последним нужна она для изготовлении употребляемых ими рыболовных сетей ставных и плавных. Культуры крапивы в собственном смысле этого слова, вероятно, у остяков и вогулов не появится никогда, хотя, нет сомнения, ими прилагается до некоторой степени старание к её произрастанию. Именно следует обратить внимание на тот факт, что в большей части остякцо-вогульской области месторождением крапивы являются окрестности зимних юрт. Если кто летом приблизится к этим юртам, — в большинстве случаев найдет их погруженными в целое поле высокой крапивы, волнующейся на подобие нивы. Обусловливается это явление, конечно, прежде всего тем, что семена крапивы, при обработке последней вблизи юрт осенью (когда значительная часть семян крапивы уже успела созреть), падают в окрестности этого места. Но, с другой стороны, думается, что в данном случае кое-что предпринимается местными жителями и намеренно. Выгоды этого очевидны: крапиву всегда можно иметь под рукой; на открытом месте она всегда бываете гуще и развивается роскошнее чем в лесу; наконец, — что самое важное, — никто не мешаете крапиве разростись на свободе со свойственной её природе энергией, так как зимние юрты летом стоят необитаемыми в большей части остяцко-вогульской области.
Развитию правильного земледелия в стране остяков и вогулов всегда мешали некоторые трудно устранимые препятствия, с которыми придется встретиться, какой бы род земледелия ни практиковался. В таком положении дело стоит и до настоящего времени. Отсутствие правильного земледелия в стране остяков и вогулов объясняется не перекочевками, неизбежными в быте этих народов, а более серьезными причинами: кроме перекочевок следует еще принять во внимание и малую производительность почвы, её низменное положение, и результат последнего явления – высокие и продолжительные наводнения. При таких условиях не нужно и удивляться тому, что в наибольшей части остяцко- вогульской области правильного земледелия нет вовсе. Исключением являются только долины Иртыша и Конды, которые, при своем сравнительно южном положении и вследствие высоты грунта, отличаются несколько своей способностью к земледельческой культуре от других речных долин, заселенных остяками и вогулами. По Иртышу некоторые остяцкие семьи издавна возделывают ячмень, а также рожь, овес и даже пшеницу; по Конде, а особенно в области истоков её, по старинным известиям рожь и, - как уже указано выше, - конопля разводились еще в древние времена. По той же реке даже начали культивировать лён.
В частности относительно обработки крапивы, как материала для пряжи, нужно заметить, что до самого последнего времени крапива считалась продуктом, вполне способным давать пригодный для цели материал. Так дело обстоит и в наши дни, когда конопля в качестве товара покупного или производимого на месте распространилась в значительной степени. Факт объясняется различием в прочности, которую обнаруживают вышеуказанные материалы для пряжи, не исключая из их числа и льна. Так, говорят, крапивная пряжа быстро портится в воде, но в сухом виде прочнее конопли и льна, которые в свою очередь способны сильнее противостоять действию воды. В данном, случае стоит упомянуть о любопытном наблюдении: кондинские вогулы, которые, как мы знаем из предыдущего, издавна обрабатывали коноплю, все-таки и при этом ткали свой холст обычным образом и из крапивной пряжи.
Закончим этот краткий обзор растений, доставляющих материал для пряжи осякам и вогулам и им известных. Будем говорить о приготовлении самой пряжи; начнем с обработки крапивы.
Когда крапива начнет принимать желто-серый цвет, - что служит признаком начала её засыхания, ее срывают, собирают и вяжут в пучки; затем складывают для просушки под навес крыши. Когда здесь крапива надлежащим образом просохнет, — с неё снимают кору, в которой расположены годные для обработки лубяные волокна. Производится это или пальцами или с помощью особенного, специально приспособленного для дела орудия. Орудие это - пластинка, которая к одному концу постепенно суживается и заканчивается острием. Делают её из твердого пихтового дерева или из кости и именно из одной кости передней ноги лося или оленя (рис. 27, 28). Прежде, чем снять кору, крапиву обильно смачивают, чтобы кора не переламывалась. Снимают же ее таким образом. Берут конец стебля растения в правую руку и начинают надламывать левой рукой; надламывают или просто пальцами или же, взявши в руку вышеописанное орудие, надламывают им; надламывая растение, понемногу передвигают его в левой руке. Когда стебель крапивы будет надломан весь, его еще раз продергивают через левую руку и при этом места перелома надавливают. Затем прокусывают зубами до сердцевины, отрывают ее на средине стебля от коры и начинают вытаскивать, дергая сердцевину в одну сторону, а кору — в другую. Снятая кора и есть материал годный для получения волокна; её кладут просохнуть, а затем совсем уже сухую связывают для хранения в небольшие пучечки. Впоследствии в удобное для работы время разминают заготовленный материал, т е. крапивную кору. Орудиями для разминания служат: вышеописанная пластинка, пестик для крапивы, ступка для неё. Пластинкой пользуются по местам на Bac-югане и разминают ей так: подложивши под нее крапивную кору, раздавливают ее на колене или на каком-нибудь другом предмете. Обычное орудие для разминания—пестик, по форме своей и по способу употребления похожий на колотушку, употребляемую при изготовлении ниток из сухожилий, о которой говорилось выше. Ступки (рис. 29), в которых мнут кору,—конечно, пестом же, в употреблении по Салыму, Иртышу и по Конде.
Обработавши тем или иным opyдием кору, очищают ее от древесины перетирая руками или поколачивая трепалом (рис. 30), после чего она уже готова к пряденью. Трепало—деревянное, длиною около 70 сантиметров, обоюдоострое opyдие с плоскими ребристыми боками; употребляется, сколько нам известно, только по Иртышу.
Прежде речи о пряденьи скажем кратко об обработке конопли по Конде.
Когда коноплю вырвут из земли, — недели две или три мочат ее в воде, хотя, впрочем, если имеют в виду употребить её на пряжу для сетей, - мочат не так долго, потому что, говорят, слишком долго, бывшая в воде конопля дает для сетей пряжу непрочную. После вымачивания и просушки коноплю разминают в ступках, а затем так же, как и крапиву, растирают руками, чтобы очистить от древесины.
Прядут с помощью веретена. Веретено, сколько нам случалось наблюдать, всегда бывает с напряслом (Напрясло – особого рода кольцо, надеваемое на веретено). Веретена различных видов изображены на рис. 31-34. Первое из них сделано все из одного бруска дерева, у всех же остальных стержень и напрясло представляют различные части. На стержне веретен первого и второго вида замечаем шишкообразную, а на стержне четвертого вида — крючковатую головку. Головки сделаны для того, чтобы пряжа ими задерживалась на веретене в то время, как последнее кружится в воздухе. Стержень веретена третьего типа с гладкой головкой. На головке веретена второго вида сделаны желобки, в средине стержня его - выемка, имеющая своим назначением — держать навивающуюся на стержень пряжу. Напрясло на втором веретене деревянное, на третьем — из оленьего рога и на четвертом — из лосиного. Напрясла, сделанные из рога и употребительные главным образом в южных районах, обыкновенно изукрашены. Как видно из рисунков 35 -38, самые обычные украшения это — концентрические круги, точки, зубчатый линии.
Кроме веретена для пряденья необходима еще прялка, к которой привязывают приготовленный для пряжи материал, обычно называемый куделью. Прялка у остяков и вогулов — длинный прямой шестик, укрепленный на время пряденья, в отвесном направлении, между полом и крышей юрты или между скамейкой для спанья и крышей. На рисунке 39 видим прядущую остяцкую женщину. Свою работу она обычно производить таким образом: вставши на колена возле шестика с куделью, она берет в правую руку веретено, а левой вытягивает из кудели несколько клочков, которые и привязываете к стержню веретена; затем она начинает кружить веретено, за верхний его конец, между большим и указательным пальцами; клочек кудели при этом скручивается, а прядущая разглаживает его левой рукой и расправляет возможно тоньше, смачивая время от времени руку губами, чтобы волокна пряжи лучше слипались друг с другом. В Березовском крае веретено кружится в маленькой чашечке, но в местностях, лежащих южнее его, кружится свободно в воздухе. Когда веретено с навитой на него пряжей достигаешь значительного веса, — мастерица время от времени вовсе выпускаешь его из рук, и оно кружится по инерции, а она держишь в руке крутящуюся нить. Когда из выдернутого клочка кудели спрядется известной длины нитка, — мастерица навиваешь ее на стержень веретена и продолжаешь свою работу далее. Так продолжается дело до тех пор, пока на стержне веретена не будет навито значительное количество пряжи. Тогда мастерица берет другое веретено, или же берет от прежнего веретена напрясло и надевает его для дальнейшей работы на новый стержень.
Что касается до ссучиванья напряденных ниток в одну, т. е. ссучиванья нескольких ниток в одну, — это делается только при заготовке пряжи для неводов, так как всякая другого рода пряжа, как-то: пряжа для небольших сетей, для шитья, для тканья, по большей части состоишь из одной нитки.
Умение ссучивать пряжу вообще распространено между всеми остяками и вогулами; оно даже известно и тем из них, в месте жительства которых нет крапивы и которые, таким образом, не знают, — по крайней мере все-то поголовно, — искусства прясть. Подобный факт объясняется тем обстоятельством, что названные остяки, доставая себе пряжу из какого-нибудь другого места, покупают ее не ссученной так, как это нужно для их сетей, а спряденной только в одну нитку. При этом следует заметить, что они покупают или пряжу в собственном смысле или же холст, который они потом расщипывают на пряжу. Последняя, т. е. пряжа, полученная из холста, у некоторых остяков, — каковы обдорские, ваховские, а прежде и аганские, — является излюбленною: они считают ее более прочною, чем обыкновенная пряжа для неводов и важанов (Важан – большая ставняя сеть, употребляемая инородцами).
Пряжу ссучивают вообще в две нитки, в три нитки ссучивают только пряжу, добытую из холста. Ссучиванье обычно производится так. Заготовленную пряжу свивают с веретен в клубки, которые намачивают или же просто кладут в сосуд с водой. Это делается для того, чтобы пряжа легче свивалась. Затем берут концы ниток с клубков, привязывают их к стержню веретена и продергивают через приколоченный к потолку юрты крюк (потолком юрты называют внутреннюю сторону крыши; собственно потолка в юрте нет) или через кольцо; затем начинается ссучиванье. Производится оно в существенном так же, как и при пряденьи: веретено кружится и нитки начинают ссучиваться вместе, время от времени готовая ссученная пряжа постепенно навивается на стержень веретена. Веретено, употребляемое для ссучиванья пряжи, в общем такое же, что и прядильное, но обыкновенно несколько более того; кроме того, при значительной величине его и напрясло на нём бывает большей частью деревянное.
Скажем несколько слов об иголках. В настоящее время у остяков и вогулов в огромном большинстве случаев употребляются иголки обычного международного образца, т. е. металлическая. Они вошли в у потребление довольно давно и проникли в остяцко-вогульскую область в качестве предмета торговли. Но есть еще в этой области и такие местечки, где доселе помнят о первобытных остяцких иголках; мало того: есть даже такие места, где с этими иголками настолько знакомы, что сумеют их и изготовить. Так дело обстоит у остяков реки Ваха и на Агане, где иголки приготовляют из задней кости (tibula) задней ноги белки (рис. 40; естественная величина; в ушке нитка из сухожилий). На Агане знают и о таких иголках, которые делаются из одной,—лежащей возле берцовой кости задней ноги оленя, прямо под коленом,—косточки около 10 сантметров длиной и в 2-3 миллиметра толщиной.
Пользуясь случаем, сделаем несколько замечаний о вещах, устроенных специально для хранения иголок и швейного прибора вообще. На рисунке 41 видим швейную подушечку с Вась-югана. Это продолговатый, закругленный но углам, черный лоскуток сукна, сложенный вдвое; концы его в двух местах сшиты. В качестве украшения на нем нашиты трехугольные и продолговатые лоскуточки белой материи; кроме того, на кожаном ремешке висит железная, тунгузской работы дужка, украшенная припаянными шишечками из желтой мед.
Северные остяки и вогулы для хранения швейного прибора пользуются сделанными в самоедском стиле меховыми сумочками; у живущих же южнее остяков и вогулов употребляются для такого назначения коробочки. В прежние времена, вероятно, по всей северной области были в употреблении деревянные вещицы в роде изображенной на рисунке 42. Они в последнее время встречались у сосьвинских вогулов. Средняя часть их состоит из небольшого ящичка с крышкой; стуженные и сделанные тонкими концы украшены подвижными деревянными втулочками. Меховые сумочки изображены на рис. 43 — 46 (особый лист). Все они однородной работы. Поэтому подробнее остановимся только на первой из них. Она сделана из оленьей шкуры: устройство её можно представить в таком виде: были взяты два одинаковых лоскутка шкуры, при чем у них один конец сделан закругленным, а другой обрезан по прямой линии; между этими лоскутками вшили узкую ленту меха, но вшили так, что не закругленный конец лоскутков не был захвачен лентой; получился кошелек с отверстием, которое потом затягивают ремешком. На верхней части кошелька шерсть со всех сторон срезана, на нижней—оставлена. Рисунки на плоских, передней и задней, сторонах сумочки, а также и на бочках её, по вшитой меховой ленте, известны у остяков и вогулов под специальными названиями. К швам и к сторонам сумочки прикреплены для украшения короткие меховые полоски. О других здесь изображенных, сумочках скажем только вот что. Орнаменты на обеих боковых плоских сторонах сумочки, изображенной на рис. 44, обшиты зелеными, красными и синими суконными полосками. У сумочки, изображенной на рис. 45, обе плоские стороны и дно составлены из суконных и меховых лоскутков разнообразной окраски; та же часть сумочки, где на коже нет шерсти, выкрашена в красный цвет. Наконец, сумочка, изображенная на рис. 46 и готовая только на половину, сшита из плавательной перепонки лебедя и из выкрашенных в красный цвет лоскутков оленьей шкуры.
Коробочки для хранения швейного прибора видим на рис. 47—49. Все они сделаны из бересты кроме коробочки, изображенной на рис. 47 (особ. лист.); у неё бока из пихтовой коры и только крышка из бересты. Образчики коробочек, изображенные на рис. 48 и 49. можно встретить на Вась-юган. Baxе и Aгане. Коробочка, представленная на рис. 49, по своей форме круглая, а изображенная на рис. 48 — овальной формы. Бока обеих украшены орнаментами. У последней, т. е. овальной, коробочки сделаны завязки, так что ее можно запереть; именно: на каждом из концов коробочки сделано по петле; к средине одной из петель прилажена маленькая деревянная спица; если другую петлю за средину подтянуть к спице и надеть ее на спицу, коробочка будет заперта. У коробочки с Ваха тоже есть ремешки для запиранья, но только она запирается иначе: с одного бока коробочки прилажена петля, концы которой расставлены на довольно порядочном расстоянии друг от друга: подобным же образом симметрично прикреплены на противолежащем боку коробочки две завязки, из которых одна длиннее, другая короче; если длинную завязку продеть в петлю и связать с короткой завязкой, — коробочка запирается. Точно таким же образом запирают на Вахе коробочки и продолговатые по форме. Коробочка с Югана (рис. 47) круглая и с такими же завязками, как и у коробочки с Ваха. Бока её и крышка украшены. Орнаменты но боку коробочки накрашены охрой по фоку, представляемому в данном случае естественным цветом коры; на кружке крышки орнаменты нацарапаны.
Очерк швейных принадлежностей закончим сообщением об употреблении в обдорском крае особой швейной дощечки (рис. 50). Эта дощечка дугообразно изогнута: сверху выпукла, снизу вогнута; при этом нижняя сторона вырезана так, что концы дощечки оказываются толще её средины; они украшены шишечками и квадратиками. Дощечку употребляют главным образом при шитье кожаных вещей, а также и при скоблении маленьких кусочков шкурок. При шитье дощечка своей вогнутой стороной помещается на бедро.
Источник: Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 15 1905 год
Обработка шкур - https://salymkray.ru/etnografiya/byt/obrabotka-shkur/
Ткацкое дело - https://salymkray.ru/etnografiya/byt/tkatskoe-delo/