Одна из легенд повествует о событиях, связанных с именем Ай-орт-ики и его городком.
Ай-орт-ики не любил, когда в его владениях жило много людей. Он узнал, что на городок Вошин-мыттын идет вражеское войско, но уехал к своему другу Сотым-тэ-ики на Большой Салым. Они пили, ели. В это время Сотым-тэ-ики говорит своему другу: «На твой город идут враги». Ай-орт-ики не ответил. Сотым-тэ-ики еще раз напомнил: «Твой город осадили враги». Ай-орт- ики опять не отвечает. Дальше едят, пьют. В третий раз говорит Сотым-тэ-ики: «Твой город сожгли враги, а люди по лесу разбежались». Наконец не вытерпел Ай-орт-ики и сказал: «Хватит пировать, пора домой ехать». Когда он вернулся, сражение еще не закончилось, но городок был сожжен. Ай-орт-ики перебил всех врагов. После битвы в городке осталось в живых всего десять мужчин.
При обследовании городка установлено, что он возник в конце XI - начале XII века и существовал довольно долго - как полагают, до XVI столетия. Интересно, что в слое XIII—XIV веков обнаружены следы пожара — остатки угля, золы и обгоревших плах. Возможно, эти события и нашли отражение в легенде.
Судя по легендам, у Ай-орт-ики было еще два городка — центральные резиденции (здесь: места пребывания вождя-богатыря). Попытки найти их пока не увенчались успехом.
Главной обязанностью князя была защита своей территории от военных нашествий. Салымцы рассказывают, что против врагов, приходивших с низовий Оби, Ай-орт-ики устанавливал «водяные загороды», которые представляли собой частокол из тонких заостренных жердей. Такими загородами перегораживались глубокие плесы, которые не пересыхали в летне-осенний период. Загороды ставились так, чтобы от них нельзя было оттолкнуться веслом, и груженая лодка, напоровшись на частокол, застревала и не могла сдвинуться ни назад, ни вперед. Загороды могли подниматься и опускаться. Такой загород стоял около городка Вошин-мыттын и еще в одном месте, где заканчивается заливная пойма Малого Салыма.
Конечно, эти загороды не могли полностью защитить край от вторжений. Тем более в тех же легендах говорится о том, что в то время «воевать ходили зимой, редко кто летом ходил...».
Об одном из таких нашествий кодских воинов повествует следующая легенда.
Ай-орт-ики (он был предупрежден о предстоящем вторжении. - Авт.) сказал: «Мы будем ждать эту рать на пережиме, ниже устья реки Ай-ега». Когда Малый Салым встал (замерз), пришло вражеское войско курн-чач - «воинов курн». Войско, которое пришло с низовий, было без богатырей. Встретил Ай-орт-ики рать на пережиме. На нем была блестящая кольчуга. Стали они биться. Сна¬чала воины Ай-орт-ики начали пускать стрелы во врагов. Во время битвы Ай-орт-ики махал, махал мечом, только гул и треск стоит. Посмотрел Ай-орт-ики из-за забрала - народу не уменьшается, кругом гвалт стоит. Снова рубится с врагами. Махал саблей, во второй раз смотрит - а народу все не уменьшается. Тогда попросил Ай-орт-ики у бога помощи. Тот дал ему золотой платок. Ай-орт-ики надел на глаза этот платок. Посмотрел через него Ай-орт-ики на врагов, и все они кровью захлебнулись. Когда место битвы у омута завалило телами убитых воинов, их горячая кровь промыла пережим. На его месте образовался глубокий омут.
В память об этих событиях омут, на месте которого происходила битва, стал называться Каэннын- мыттын — промытый омут.
На территории Салымского края, как вы уже поняли, жили и другие богатыри-князья. Ближайшим соседом Ай-орт-ики был Сав-ях-ики. Его городок находился на устье реки Сав-ях (правый приток Малого Салыма). По преданиям, одна из трех жен Ай-орт-ики была дочерью Сав-ях-ики.