Ай-орт-ики поехал за невестой, взял с собой еще шесть богатырей и войско тоже. Их семь богатырей, а он начальник самый главный. На обласках поехали. Поехали на север, на Обь. Уехали из города весной, а приехали туда к зиме. Ехали, ехали, очень долго ехали. Приехали.
Когда они подъехали к городу, и с другой стороны тоже рать приехала в этот город за одной и той же невестой. В один и тот же день. Дед говорит: «Я ведь на куски свою дочь рубить не буду, чтобы каждому по частям отдать. Она у меня единственная. Вот давайте решайте сами: кто победит – тому и дочь достанется моя».
Схлестнулись две рати в битве жестокой. Рубятся день и ночь, день и ночь, рубятся, стреляют. И вот та рать уже погибает, богатырей у них уже нет, только один самый сильный остался. Его имя Эт-ямэттэ-кот-ямэттэ-вы-чит-им-корт-им-кар-курэ-вар-курэ-най-выс-танк – «То вспыхивающий, как головешка, то угасающий как головешка в костре, лесной волк, железный волк, огненный или пепельный».
Тогда Ай-орт-ики пошел на него. Тот побежал. Догоняет – рубит, догоняет – рубит. Преследовал, преследовал Ай-орт-ики врага, далеко за горами настиг. Начался между ними поединок. У обоих сабли, ножи, копья были, луки. Стрелялись из луков вначале – все стрелы расстреляли. Бились копьями, копья переломались, сражались саблями – сабли переломались, тогда стали выдергивать по лесине, ломали их пополам и корневищами, как дубинами, бились. Где сцепятся – огромные кедры вырвали с корнями и ими колошматили друг друга. Если меньше обхвата, наполовину ломали и колотили друг друга. Дубины переломали. Дальше схватка продолжалась без оружия, без ничего уже.
Наконец, противник завалил Ай-орт-ики. Повалил его на спину, сел на него и стал молиться своим богам, посвящая Ай-орт-ики им в жертву. И пока он молился, Ай-орт-ики попросил помощи у родной земли. Дала она ему силы, он поднялся и завалил своего противника, сел на него сверху, прочитал молитву, посвящая его в жертву своим богам, потом перерезал ему ножом горло и снял скальп. Его он убил за каменной грядой. Это был единственный раз, когда коса Ай-орт-ики коснулась земли. Через полгода возвратился оттуда.
А тем временем эти шестеро богатырей на деда наседают: «Ты, наверное, убил нашего богатыря». Они не видели, когда Ай-орт-ики ушел. Дед: «Да вы что, ребята». Куда дед не пойдет – они его там колошматят. Дед: «Ребята, как я, такой немощный старик, справлюсь с таким богатырем, у которого кольчуга как зеркало блестит? Где я справлюсь с таким богатырем, ребята, подумайте!». В общем, гоняли, гоняли, потом смотрят – Ай-орт-ики идет, уже весь истощал, полгода его не было. Истощал так, что колдовство у него исчезло. Простым человеком стал. Полгода не ел, истощал. Ай-орт-ики говорит: «Вы зачем моего тестя били? Вы что, не видели, что я жив и ушел за тем богатырем?». Они отвечают: «Мы думали, тебя убил тот богатырь».
Он отлежался, они невесту забрали и поехали домой. Богатыри (шестеро) извинились за то, что они тестя били и домой поехали. Уехали весной, а приехали только на следующее лето. Их тут с песнями встречали и давай жить-поживать.
Из книги "Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым" 2010г (Г. П. Визгалов, О. В. Кардаш).