Жил Тонья на Оби. Мать его была салымской женщиной. Однажды она, выйдя в сенки, услышала человеческий голос, что дадут ей сына – хантыйского князя, охраняющего обских людей: «Соболью шапку и шубу для него я положу тебе на руки. Если подол коснется земли, то родится у тебя сын. Долго ли, коротко вы проживете, сын будет говорить, что он будет смертным. Если подол не коснется земли, то в какие-то веки твой сын будет подобен богу».
Когда шапку и шубу из соболя положили ей на руки, то рукав шубы коснулся земли. Долго ли, коротко ли прожили, – родился у нее сын. Он у нее вырос очень быстро. Сразу же после рождения ханты сделали его князем.
Когда Тонья был князем, к себе на службу не брал хантов и иноземцев (па-кон-ях – «другого княжества людей»), проезжавших по Оби. Взял он только русских, которые спускались с верховьев Оби. Ехали эти русские, не имея при себе никакого оружия, только везли небольшую полоску медвежьей шкуры, чтобы вести переговоры.
Тонья очень много знал, не пропускал на Север татар. И за это балыкские люди накормили его целым коробом мухоморов. После этого он крепко уснул. Пока спал, ему проткнули живот двенадцатью копьями на медведя. Когда он поднялся внутренности у него вывалились. В бреду, под воздействием мухоморов Тонья сказал, что людей на Балыке не будет.
Если бы они с ним так не поступили, то, может быть, еще сейчас там люди жили.
Из книги "Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым" 2010г (Г. П. Визгалов, О. В. Кардаш).