Один мужик перетаскивал облас через пережим на Малом Салыме. Пять пор-нэ (ведьмы) схватились за поперечины обласа и тянут в одну сторону, а мужик тянет в другую – облас не идёт. Он взял и веслом всех пор-нэ перебил, только одна осталась. Он стал за ней гоняться. Махнёт – она ныряет. Она нырнёт – вынырнет, он ей раз – голову и отрубит. Первый раз срубил ей голову на омуте. Она снова оживает. Второй раз отрубил – ожила. Третий раз отрубил – голова скатилась под яр, и напоследок пор-нэ сказала: «Только земля застынет, осенью будет войско». В это время воевать ходили зимой, редко кто летом ходил.
Мужик, который перетаскивал облас через пережим, после этого пришёл к Ай-орт-ики и предупредил его. Ай-орт-ики сказал: «Мы будем ждать эту, рать на пережиме, ниже устья реки Ай-ега». Когда Малый Салым встал (замёрз), пришло вражеское войско курн-чач – «воинов курн». Войско, которое пришло с низовий, было без богатырей. Встретил Ай-орт-ики рать на пережиме. На нём была блестящая кольчуга. Стали они биться. Сначала воины Ай-орт-ики начали пускать стрелы во врагов. Во время битвы Ай-орт-ики махал-махал мечом, только гул и треск стоит. Посмотрел Ай-орт-ики из-за забрала – народу не уменьшается, кругом гвалт стоит. Снова рубится с врагами. Махал саблей, во второй раз смотрит – а народу всё не уменьшается. Тогда попросил Ай-орт-ики у бога помощи. Тот дал ему золотой платок. Посмотрел через него Ай-орт-ики на врагов, и все они кровью захлебнулись. Когда место битвы у омута завалило телами убитых воинов, их горячая кровь промыла пережим. На его месте образовался глубокий омут.
В память об этих событиях омут, на месте которого происходила битва, стал называться Каэннын-мыттын – промытый омут, а место, где была убита ведьма, – пор-нэ-магэ – ведьмин мыс.
Из книги "Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым" 2010г (Г. П. Визгалов, О. В. Кардаш).