Когда добудешь седьмого соболя, нужно остаться ночевать в лесу, развести костер, затем снять с седьмого соболя шкурку. Тушку разрезать на три части: передняя часть – голова с лапками середина – хребет с ребрами, задняя часть – зад с лапками и хвост, - и положить жарить на костер на подавушке (способ приготовления пищи на костре в походных условиях). А пока жариться мясо, обезжирить шкурку. Потом ее нужно свернуть, развязать завязки на ныриках (сапоги из кожи и меха с высоким голенищем из сукна или выделанной оленьей кожи) положить шкурку, как стельку, под ступню и завязать завязки.
Когда вечереет, пташки маленькие вокруг начинают летать. Эти пташки - сторожа и посыльные вонт-кар-ко, которые смотрят, когда будет все готово у охотника. Зимой снег вокруг костра тает, и, чтобы нырики не намокали, стелят лапник. Когда соболь готов, постели лапник по другую сторон костра, так как и он тоже в ныриках должен быть. Себе еловый лапник, а ему пихтовый. Постели постель у костра – для себя и для него. Сделай две вилки из сучков черемухи или другого дерева. Одну оставь себе, другую надрежь немного и положи на его сторону. И когда уже полностью все готово, пташкам скажи: «Все готово к встрече – приходи». Вонт-кар-ко приходит. Если ты хороший человек, то он придет в обычном человеческом облике, а если как-либо напакостил в тайге, то может прийти в образе покойника – отца, матери – или чудовища.
Все действие происходит стоя. Вонт-кар-ко приходит, начинает проверять «на слово» - болтун ты или нет, - спрашивать, как жизнь, как охота. Нужно отвечать только одно: «Пушнины мало добываю». Если скажешь что лишнее, будешь наказан. Потом он проверяет силу воли: что-то говорит, а шкурка соболя выбирается у тебя из-под ступни в нырике и начинает бегать и ползать под одеждой по всему телу, и нужно выдержать – не шелохнуться, не моргнуть глазом, иначе он тебя кончит. Потом начинает проверять силу: хватает через кострище вилку и колет тебя, вилка ломается. Затем охотник берет свою вилку, колет вонт-кар-ко через кострище, она не ломается. Он отпрыгивает и думает. «О, сила у него есть». Потом проверяет смелость: хватает со своей стороны пихтовую ветку и кидает в костер. Она у него не вспыхивает сразу, шипит, медленно загорается. После этого охотник кидает еловую ветку – она быстро вспыхивает большим огнем. Когда все проверит: болтливость, волю, силу, смелость – он говорит: «Давай поедим». Вонт-кар-ко берет подавушки с поджаренным мясом, разворачивается задом и между ног подает охотнику. Говорит: «Возьми соболя», а охотник должен сказать «Дай мне середку». Он середку не дает, опять через ноги кидает, а охотник брать не должен. Должен сказать: «Дай мне середку». Потом он лицом к охотнику поворачивается и тогда можно брать подавушку. Затем с ним поели – не поели, вонт-кар-ко говорит: «Спать надо ложиться». Когда он это скажет, не надо соглашаться, надо лицом к лицу ложиться и сказать: «Поворачивайся лицом». Легли, укрылись шобором (брезентовой курткой). Он ворочается, говорит, спрашивает, а охотник должен повторять только одно: «Не ложись спиной к спине». Если охотник понравился вонт-кар-ко, он скажет лежа: «В моих следах связки соболей». Если охотник понравился, он еще скажет: «В седьмом следе не бери».
Спал ли охотник, не спал, встает утром – его уже нет. Охотник собирается, ружье убирает, ножик. Видит следы его и идет по следам. Первый след – связка из десяти соболей. Соболь светлый-светлый. Забрал. Дальше идет, опять след – связка соболей потемнее. И так идет шесть следов – шесть связок забирает. Если не жадный человек, седьмую не бери – вотчинник сам в ней. Если жадный человек и ее забирает, он его убьет сразу. Если не жадный, то спокойно идешь домой. И значит, ты уже охотник добывающий. Только не живи одним днем, не старайся нахапать все сразу.
Поверье, рассказанные А. П. Савкунину его дедом – Андреем Осиповичем Савкуниным. Из книги "Святилище Ай-орт-ики на реке Малый Салым" 2010г. (Г. П. Визгалов, О. В. Кардаш)
Рисунки от участников конкурса из НРМБУ ДО «ДШИ им. Г.С.Райшева»: Харченко Милана.