Салымские ханты, проживающие на территории Нефтеюганского района, относятся по историко-культурным характеристикам к южной группе ханты, по языку к восточной группе. В 1910 г. по реке Салым зарегистрировано 12 селений (юрт), где проживало 245 человек этой группы. В 20-50 гг. XX века, вследствие проводимой правительством политики, салымские ханты были переселены в два поселка: Салым и Лемпино.
На культуре салымских ханты рано начало сказываться русское влияние. Они жили в «русских» избах, ходили в русской одежде. С давних времен разводили лошадей, коров, овец. Рыболовство у них превалировало над охотой, и имело товарный характер. Способы и орудия лова рыбы отличались большим разнообразием. В низовьях Салыма и на Юганской Оби салымские ханты имели угодья - "пески", где в летнее время занимались неводным ловом. В прошлом они умели изготовлять сети и невода из крапивы.
Известны памятные места той эпохи, сохранились и найдены остатки древних городков. Например: Вош-рап (городок на горе) на реке Большой Салым, Во-шин-мыттын (городок у омута) на реке Салым и другие. На реке Малый Салым сохранилось святилище вотчинника-урта - Ай-ега-ики. В нем находится скульптура Ай-ега-ики и скульптуры других вотчинников. До недавнего времени у главного вотчинника сохранялась имитация вооружения (кольчуга, копье и т.п.). По своим размерам и архаичности изображения скульптуры уникальны для Западной Сибири. Юганская группа ханты появилась в районе сравнительно недавно с 30-х гг. XX века. Когда салымские ханты начали оставлять угодья в верховьях Большого Салыма, на эти земли стали переселяться жители Большого Югана (Каюковы, Коганчины). Юганские ханты по языку и культуре относятся к восточной группе ханты. Они сохранили более консервативный (традиционный) образ жизни. Живут в традиционных постройках, сохранили язык, национальную одежду, утварь. У них больше развит охотничий промысел, рыболовство было в основном для своих нужд. Орудия и способы лова рыбы были менее разнообразны. В основном живут в юртах. В религии менее заметно влияние христианства. Сохраняют верность богу-хозяину Большого Югана «Яхун-ики». Имеются личные (семейные) святилища. Однако основные родовые святилища находятся на Югане. Сохранилось родовое деление. В районе живут представители самого большого рода - Пупи-сир (род медведя).
Исследования историко-культурных объектов на территории района начались еще до революции. Материалы из археологических памятников района хранятся в таких известных музеях и научных учреждениях, как Эрмитаж, Уральский госуниверситет, Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник, Тюменский областной краеведческий музей.
На территории района расположено около 300 историко-культурных объектов - археологические памятники, городища, поселения, могильники, святые и памятные места, святилища, объекты традиционной культуры коренного населения. В 1992 году был создан Комитет по делам народов Севера и зафиксирована численность коренного населения на территории Нефтеюганского района - 306 человек. На территории Нефтеюганского района проживают ханты, манси, ненцы. Основной показатель, характеризующий социальное положение коренных малочисленных народов, заключается в положительной динамике демографических процессов. Общая численность коренного населения, проживающего на территории Нефтеюганского района, увеличилась за последние годы до 553 человека (на 01.01.2020), в том числе в юртах района - 91, сп.Лемпино – 166, сп.Салым - 45, с. Чеускино – 77, пгт. Пойковский - 143,сп. Сингапай - 17, сп.Юганская Обь – 6, сп. Куть-Ях - 4, сп.Каркатеевы - 3, гп. сп. Сентябрьский – 1. За 5 лет прирост составил 4,9 % (01.01.2014-513 чел., а на 01.01.2020 - 553 чел.).
В настоящий момент в администрации Нефтеюганского района деятельность по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов осуществляет Комитет по делам народов Севера, охране окружающей среды и водных ресурсов. Работа комитета основывается на выполнении главной задачи – создать необходимые условия для того, чтобы у коренных народов было перспективное будущее.
В пределах муниципального образования располагаются 33 родовых угодья, общая площадь которых составляет половину территории района. Это естественно-природный комплекс, в который входят леса, реки, озера, болота, луга и пастбища, на которых исторически сложился образ жизни, сформировалось традиционное хозяйствование коренных жителей района. По 33 территориям Нефтеюганского района в Реестр территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения ХМАО - Югры (на 01.01.2020 год) внесено 316 субъектов права традиционного природопользования.
В юртах 11 района проживают 25 семей. Ведут традиционный образ жизни: охота, рыболовство, сбор дикоросов.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности ханты, проживающих в юртах района, находятся под особым контролем муниципальной власти. По необходимости в юрты района осуществляются вылеты вертолетом в целях проведения плановой вакцинации детей, профилактических медосмотров населения, вывоза больных на лечение, вывоза рожениц в роддом. Жителям юрт доставляются детские молочные смеси, товары первой необходимости. При выезде в г.Нефтеюганск жителям юрт оплачивается проживание в гостинице. Проводятся профилактические мероприятия по безопасности в лесах.