После начала процесса вхождения хантов в состав Российского государства крупные общины – городки сменяются более мелкими образованиями – юртами.
Самоназвание капитального поселения на языке юганских хантов – пугут, на салымском диалекте – пугот. Таких поселений у каждой семьи два – летние и зимние, расположение которых зависит от сезонных условий хозяйства для каждой опредеденной местности. В административной системе Российской империи малые поселения аборигенного населения Сибири именовались юртами, отдельно выделялись летние юрты и зимние юрты.
Названия юртам давались по фамилии хозяев, например Пойманковы, Савкунины, Аламины, Каюковы, Когончины, Каркатеевы, Лемпины, или по названию рек или озёр, например, юрты Вавликовы (Вагликовы) и Соровские – по названию озера. Усть-Балыкские – по названию реки, Репъеганские – по названию протоки, реже по имени хозяина, например юрты Тимиковы (Тимкины).
На 2005 год сохранилось 10 традиционных поселений-юрт, в каждом из которых проживает одно-две, на оном поселении – три семьи, всего около 60 человек.
1. Юрты Павловы – самое восточное поселение, расположено на границе с Сургутским районом на реке Кевруягун, левом притоке реки Большой Юган. Название поселения дано по имени старшего семьи, проживающего здесь.
2. Юрты Пунси расположены недалеко от озера Большое Каюково, которое местные ханты называют Пунси. По мнению местных жителей-ханты, слово пунси обозначает «пух от уток», которые в большом количестве гнездятся на этом озере. Однако екатеринбургский специалист по топонимике кандидат филологических наук Т. Н. Дмитриева полагает, что в действительности название пунси обозначает «сухое место между болотами» на языке населения, жившего здесь до прихода хантов и говорившего на самодийском языке, родственном языку селькупов и лесных ненцев. Это самое большое поселение, в котором проживают три семьи.
3. Юрты Лазаревы расположены на реке Тапатьеге, правом притоке реки Большой Салым, названы по имени главы семейства, который умер несколько лет назад. На поселении проживают две семьи.
4. Юрты Варварины расположены на реке Большой Салым, названы по имени старшей семьи, которая умерла несколько лет назад. В 1970-1980-х годах было большое, относительно многолюдное поселение, а сейчас проживает всего одна семья.
5. Юрты Петровы расположены на реке Большой Салым близ устья реки Тапатьеги. Названы по имени главы семейства, проживает одна семья.
6. Юрты Даниловы расположены в верховьях реки Большой Салым. Названы по имени главы семейства, проживает одна семья.
7. Юрты Степановы расположены в верховьях реки Большой Салым, названы по имени главы большого семейства, умершего несколько лет назад, проживают две семьи.
8. Юрты Федосьины расположены на озере Куим-Тор в низовьях реки Тукан, впадающей в озеро Соровское. Поселение названо по имени главы семьи, на поселении проживает одна семья.
9. Юрты Ваглик расположены на озере Ваглик, бассейна реки Тукан, впадающей в озеро Соровское. В юртах проживает одна семья.
10. Юрты Самсоновские расположены на реке Самсоновка, правый приток реки Лев, правого притока р. Вандрас, левого притока р. Салым. В 70-80-х годах XX века здесь проживало три большие семьи. Сейчас проживает один человек.
Все эти юрты возникли сравнительно недавно – в XX веке, однако, как показали исследования, на этих местах встречаются следы более древних поселений, не известных по архивным источникам. Место расположения юрт юганских хантов находится, как правило, в сосновом ягельном бору так, чтобы с поселения был одинаковый доступ к озеру и к реке. Последнее связано с необходимостью постоянного обеспечения населения рыбой, которая сезонно мигрирует из реки в озеро и обратно. Исключение составляют два поселения, расположенные на озерах – Ваглике и Куимтор, однако эти озёра находятся поблизости от реки Тукан. Место поселений выбрано на южном краю сосновой гривы у болота – здесь летом хорошо сдувается гнус и есть защита от холодных северных ветров зимой.
В юртах имеется традиционный набор построек, так и новые постройки, появившиеся в связи с изменившимися потребностями. До 80-х годов XX века юрты состояли из следующего набора построек для семьи с одним хозяином: жилой дом – кот, один-два лабаза (срубной амбар на сваях) – топас, один наземный амбар (часто его заменял старый жилой дом) – куим или кум, олений хлев – ветли (ветти) кот с загоном, хлебная печь – нянь кер под навесом, летний очаг – пут кари под навесом, навесы для хранений вещей и вяления рыбы.
Жилой дом – кот – представляет собой простую срубную постройку размерами 6x6 с двускатной кровлей. Распространены срубные дома двух типов. Срубные дома первого типа встречаются как с потолками, так и без потолков. И те, и другие построены архаичным способом с самцами на фронтонах и с кровлей на самцовых слегах. На старых домах кровельным материалом служит береста, уложенная на колотое жилье (жердочки) и прижатая сверху продольными жердями, скрепленными со слегами корнем. На некоторых домах береста сверху перекрыта слоем из колотых досок, лежащих по скату кровли перпендикулярно коньку и упирающихся нижним торцом в поток – доску, лежащую на курицах – корягах Г-образной формы, прикреплённую к самцам. Сверху конёк кровли накрыт охлупнем – бревном с глубоким продольным пазом. Все жилые дома имеют пол, настланный вдоль по входу на лаги, врезанные в нижний венец дома. Окно в доме одно, реже два, небольшого размера (90x70), расположено в боковой от входа стене. У входа имеется невысокое крыльцо, представляющее собой доски, лежащие на брёвнах. Двери имеют косяк и порог с пазом под дверь. В некоторых домах сохранились двери, которые крепятся не на железных петлях, а с помощью деревянных выступов на торцах, упирающиеся в пятку – углубление в нижнем и верхнем бревне. Примерно у половины таких домов имеются дощатые сени. Вход в сени с торца, в одном случае – напротив входа в избу. Подобные дома являются типичными для традиционного русского домостроения, широко распространённого в допетровской России. В настоящее время все дома покрываются шифером или рубероидом, при креплении которых используются гвозди, что делает ненужными курицы и гнёт из жердей.
Второй тип срубного жилища слегка углублён в землю и является более архаичным. Эти дома без потолков, с самцами и кровлей на самцовых слегах, так же как и дома первого типа. Внутри сруба выкапывается углубление 0,3-0,5 м, при этом оставляются участки вдоль двух стен под лежанку и под очаг. Вынутый грунт используется для завалинки стен снаружи. Крыльцо у таких домов отсутствует, для спуска внутрь помещения иногда делается ступенька. В настоящее время дома второго типа уже нежилые и используются под складские помещения и гаражи для «Буранов».
Заимствование хантами домостроения из срубов у русского населения проходило и совершенствовалось на протяжении XVII-XX веков. Разные группы хантов освоили приёмы строительства срубов на различном уровне. Наиболее совершенная техника срубов встречается в поселениях на крупных реках Оби и Иртыше, где контакт с русскими был постоянным и непосредственным. Юганские ханты освоили технику срубов и в «паз», и в «обло» или «чашу», но до сих пор ими осталась не освоенной техника выборки продольного паза – у брёвен просто стёсываются грани и подгоняются друг к другу.
Обогревается дом железной печкой, а в некоторых домах уже есть и русская кирпичная печь. Причём наряду с кирпичной печкой сохраняют и железную, которая быстро нагревается, что делает её незаменимой, когда жильцам приходится часто уезжать на несколько дней зимой из дома. Глиняный камин на каркасной основе – чувал, – известный хантам не позднее чем с XVII века, в настоящее время не используется, но сохранился в сенях дома в юртах Пунси и в старом нежилом доме в юртах Лазаревых.
Срубные лабазы топас на сваях с двухскатной кровлей являются обязательным объектом традиционного поселения, именно они придают юртам традиционный национальный вид. Срубы лабазов в лане имеют квадратную форму со сторонами от 2,5 до 3 м, сделаны «в режь» – без продольного паза и стёсывания граней бревна. Лабазы на сваях удобны для хранения вещей и продуктов, недоступны для мелких грызунов. Сейчас они имеются в каждом поселении.
Кум или куим – бревенчатый амбар с двускатной крышей строится без свай прямо на земле, используется для хранения рыбы, ягоды, ореха и т. д. Для этих целей часто используется старый жилой дом.
Хлебная печь, нянь-кер имеется в каждом поселении, изготавливается из глины на фундаменте – срубе, над ней сооружается навес. Существуют печи с отверстием для дыма в дальней от устья части и без него. По внешнему виду, способу изготовления и пропорциям они очень похожи на простые русские глинобитные печи, известные по материалам раскопок археологических памятников русского средневековья. Интересно, что известный шведский учёный-востоковед Фредрик Роберт Мартин, путешествуя в 1991 году по реке Юган, в своей книге «Сибирика» описал способ приготовления хлеба в юртах Рыскиных. Хлеб приготовлялся в виде овальных лепёшек, испечённых на палочках на костре. О хлебных глинобитных печах на поселениях юганских хантов Ф. Р. Мартин, как и другие исследователи XIX в., ничего не сообщает.
Олений дом – ветли (ветти) кот – представляет собой невысокий сруб (6x6 м.) из тонких брёвен «в режь», с плоской или с небольшими статами крышей. Внутри или перед входом в дом есть дымокур, ограждённый длинными колами, чтобы не обожглись олени. С помощью дыма в этих срубах оленей спасали от гнуса в жаркий период лета. К оленьим домам обязательно примыкают загоны из жердей, которые к настоящему времени уже развалились. Старые оленьи дома есть во всех юртах, но они не используются и стоят пустыми как память северному национальному хозяйству.
Летний очаг – пут кари – представляет собой таган, обнесённый глинобитной стеной высотой не более 1 метра со входом. Над очагом делается односкатный навес. Подобные летние очаги используются во всех поселениях.
Ханты строят односкатные навесы, под которыми хранятся нарты, одежда, собачьи укрытия, вялится рыба. Для собак изготавливаются укрытия из веток хвойных деревьев, в последнее время начали строить конуры (амп-кот) из обрезков брёвен.
Первая баня – пах кот – у юганских хантов на Салыме появилась в 1992 году в юртах Пунси, в настоящее время баня имеется почти во всех традиционных поселениях. Бани в юртах аналогичны русским и представляют собой двускатные срубы с кирпичной печкой и железной ёмкостью для нагрева воды с маленьким окном, прорезанным в бревне. В юртах Варвариных под баню и прачечную использовали старый жилой дом.
Во второй половине 90-х гг. XX века районным комитетом по делам народов Севера в трёх поселениях было организовано строительство новых срубных домов, которые по параметрам, планировке, материалам существенно отличались от прежних строений. Это более просторные двухкомнатные дома с кирпичными печами, большими дверными и оконными проёмами.
Площадь поселений-юрт не превышает 0,5 га, за исключением юрт Пунси, которые состоят из трёх самостоятельных усадеб. Ненужные предметы и отходы распределяются в поселении следующим образом: изношенная одежда привязывается к деревьям в стороне от жилых домов, рядом в специальных шалашиках хранится обувь, кости съеденных животных складываются в отдельные кучи, черепа животных вешаются на дерево или на крышу дома или лабаза. Подобное распределение определяется соблюдением обычаев и морально-этическими представлениями, например такими: если складывать кости в одну кучу, можно избежать голода – придёт время, и голые кости придётся есть. Однако сегодня этого обычая мало кто придерживается. Кости съеденных животных – лосей и оленей – сейчас предпочитают выбрасывать в болото.
Сами поселения в лесном хозяйстве являются центральной усадьбой, а в угодьях построены временные жилища, такие как рыбацкие шалаши, охотничьи избушки, навесы-укрытия.
Рыбацкие шалаши в местах неводьбы представляют собой небольшие срубы, размерами 2,5x2,5 м. с односкатной крышей. Иногда вместо шалаша использовали перевезённый старый лабаз.
Охотничьи избушки строятся по-разному, но, как правило, это очень небольшие срубные жилища размерами 3x3 м. с двускатной крышей с надстроенными нарами, отапливаемые железной печкой.
При каждом поселении-юртах имеются культовые объекты – семейное святилище и кладбище.
Во все традиционные поселения приходит всё больше новшеств, которые изменяют обстановку и быт лесных жителей. Во всех поселениях имеется электростанция, во многих есть стиральные машины, телевизор, в некоторых домах появилась современная мебель.
Сейчас в Нефтеюганском районе на межселенной территории расположено 11 юрт.
1. Алексеевы
2. Ваглик
3. Варварины
4. Владимирские
5. Даниловы
6. Павловы
7. Петровы
8. Пунси (проживают четыре семьи)
9. Самсоновские
10. Степановы
11. Филипповские
В юртах проживает 90 человек, 19 детей школьного возраста. Обычно на учёбу они уезжают в школы-интернаты в сёла Угут и Лямино Сургутского района, куда их доставляют на вертолёте. Статус IT-стойбища юрты Пунси получили в 2019 году и стали первыми юртами в районе, жители которых получили доступ к сети Интернет со скоростью 20 мб/сек. Кроме того, подключена пневмопередающая антенна и запущен вай-фай. Жителям тайги доступны 3G и технологии мобильной связи третьего поколения. Работу аппаратуры обеспечивает надёжный генератор. Помимо юрт Пунси, такая же точка оборудована на юртах Филипповских.
Источник:
1. Населенные места Салымского края: научно-художественное издание. – Екатеринбург: Баско, 2005. – 304 с.: ил.
2. Интернет – в тайгу // Югорское обозрение. – 2022. – № 4 (27 янв.). – С. 2.