В Приуралье участились совместные погромы пелымских вогулов и сибирских татар. Татаро-пелымские отряды уже успели разорить много русских поселений на Каме и в такой неспокойной обстановке купцам Строгановым пришлось позвать в свою вотчину волжских казаков во главе с атаманом Ермаком для охраны поселений от набегов.
События игры начинаются с весны 1581 года. Русские городки собирают военные отряды, объединяются с казаками Ермака и планируют отвести угрозу от солепромышленных поселений. Хан Кучум, узнав о готовившемся походе, собирает лояльных воинов, чтобы дать отпор казакам Ермака. Пелымско-кондинский союз княжеств вогулов, участвовавший в набегах на пермские поселения, часто сталкивается со своими старым противником – Кодским княжеством, и с осторожностью смотрит на амбиции хана Кучума по реке Тавде и Таре. Кодское воинственное княжество постоянно проводит боевые походы как на Кондинские земли, так и добирается до среднеобских городков Бардакова княжества. Кода всегда готова повоевать с русскими дружинами как в союзе с ними, так и против них. Бардаково княжество отличается своей нейтральной позицией в большинстве конфликтов воинственных соседей, но на набеги и разбои на своих землях отвечает взаимными ударами на обидчиков.
Подготовка к игре
Жеребьёвка:
Для определения противоборствующих сторон рекомендуется поочерёдно бросить кубик и тот игрок у кого выпало большее значение первый выбирает за кого он будет играть. А тот, кто выбросил меньшее значение в последнюю очередь выбирает. При равных значениях кубики перебрасывают игроки с одинаковыми значениями до выявления первоочерёдности хода среди них. Также можно определить играющую сторону по желанию участников. Все спорные ситуации выбора решаются броском кубика.
Затем выкладываются участвующие в игре фишки. Фишки нейтральных войск располагаются согласно отметкам на карте.
Колоды бонусных карточек размещаются на игровом поле, либо в любом удобном месте по желанию игроков.
Порядок ходов
Ход игроков
В начале каждого раунда все игроки кидают по два кубика. После броска собираются все кубики игроков с выпавшими значениями на поле рядом с временной шкалой.
Раунд начинается с игрока кому принадлежит фишка первого хода.
Этот игрок берёт один кубик на свой выбор из общего пула и делает движение или действие.
1. Движение
Значение одного кубика соответствует ходу одной фишки. Фишки солдат и командиров можно передвинуть в любом направлении. Если в процессе движения фишка командира доходит до другой фишки на карте (солдат или припасы), то игрок может присоединить солдата или припасы к своему отряду и продолжить движение. При этом солдат и припасы выкладываются на игровой планшет соответствующему персонажу.
Фишка солдата также может ходить по игровому полю и объединяться в отряды или собирать припасы на игровом поле (припасы остаются в отряде солдата).
Также игрок может выводить солдата из отряда. Вывести солдата из отряда имеет смысл для сбора припасов на игровом поле или для охраны ключевых пунктов (крепостей, перекрёстков, мест с бонусом).
Условия при которых можно передвинуть фишку на меньшее число ходов от значения на кубике по игровому полю:
1. В случае когда фишка солдата доходит до командира.
2. При столкновении командиров и отрядов воинов с вражескими отрядами (командирами и солдатами)
3. При столкновении с нейтральным командиром (при игре меньше пяти игроков).
После завершения движения ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке.
2. Действие
В зависимости от выбранного кубика игрок может совершить два вида действий:
Получение бонусной карточки возможно только при прохождении по бонусной точке на карте командиром или солдатом. При этом бонус с припасом позволяет забрать припас и получить свою бонусную карточку.
В игре используется 4 вида бонусных колод:
Колода бонусных карточек Московского государства (20шт.)
Колода бонусных карточек Сибирского ханства (20 шт.)
Бонусная колода Югорских княжеств (60 шт.)
Общая для всех игроков колода случайных бонусов (60 шт.)
Случайные бонусы помечены звёздочкой на карте и находятся в разных частях игрового поля.
На бонусных карточках указаны: время использования (когда можно использовать карточку), количество получаемых или отнимаемых преимуществ, а также длительность эффектов.
Территории игроков
У каждого игрока есть своя территория. На ней находятся города, крепости и бонусные места. На игровом поле, на территории каждого игрока, имеются поля, по которым могут передвигаться только определённые игроки.
У Кодского, Пелымского и Бардакова княжеств, есть болота, по которым без штрафов могут проходить только югорские командиры и солдаты. В горах есть горные переходы, где все игроки имеют штрафы при передвижении.
При движении по болотам солдаты и командиры Московского княжества и Сибирского ханства в каждой точке имеют штраф (–1 к значению движения).
При движении через горы все игроки имеют штраф (–1 к значению движения) в точке с горами. Если движение заканчивается или начинается на клетке с горами, то штраф не учитывается.
У Сибирского ханства на территории есть степные дороги, где могут передвигаться только их командиры и солдаты.
Время года. Штрафы и бонусы игроков
Игра начинается с весны 1581 года. Каждый раунд соответствует месяцу и в конце каждого раунда фишка времени передвигается вперёд по временной шкале.
У каждого игрока и его персонажа (командира) есть свои бонусы и штрафы. Командиры и солдаты Московского государства с июня по сентябрь (летом) двигаются по рекам быстрее на 1 клетку (+1 к значению кубика) при условии, что по пути есть хотя бы одна река. Такой же бонус у югорских князей. Командиры и солдаты Сибирского ханства также быстрее на 1 клетку (+1 к значению кубика) передвигаются по степям в любое время года. Такой же бонус по рекам в зимнее время года.
Также есть несколько бонусных карт которые позволяют получить бонус к движению по болотам, степям и горам на определённое время года или на один раунд.
Смена времён года происходит каждые 3 раунда.
Когда проходит 1 год (12 раундов) в первый месяц (март) на игровое поле выкладываются новые фишки припасов. Также в столицу выкладывается фишка нового командира (кроме нейтральных). Каждый игрок получает три солдата. Солдаты располагаются по следующему принципу:
Московское государство: 1 солдат в столицу, по 1 солдату в любые два больших красных круга на свой выбор.
Сибирское ханство: 1 солдат в столицу, по 1 солдату в два коричневых квадрата.
Кодское, Пелымское и Бардаково княжества: 1 солдат в столицу, по 1 солдату в городки с белым кружком.
При игре менее пяти игроков нейтральные солдаты выкладываются:
1 в столицу и по 1 солдату в городок с белым кружком.
Боевые ситуации
Битвы между игроками могут проходить на разных локациях: в поле, на воде, в лесу, на болотах, а также в крепостях.
В зависимости от того кем играет игрок, на него сначала действуют общие боевые бонусы, затем применяются бонусы персонажа (командира) и в последнюю очередь бонусы полученные из бонусных.
Встреча двух командиров игроков
Командир игрока встретился на игровом поле с вражеским командиром. При этом игрок который напал завершает своё движение командиром. Игрок совершивший движение на противника считается нападающим, а оппонент обороняющимся.
Бой (пример)
Перед боем обороняющийся игрок может стразу отступить, отдав противнику половину припасов с округлением в большую сторону, потеряв при этом 1 попытку отступления.
В бою участвует 5 или менее кубиков от каждого игрока в зависимости от количества солдат в их отрядах.
Ход в бою начинает нападающий игрок. Он бросает столько кубиков сколько у него солдат.
У чёрного игрока есть 3 бонусные карточки которые можно применить в бою.
Первый раунд боя
Ход в бою начинает жёлтый игрок. У него 6 воинов у командира и он бросает 5 кубиков. Выпавшие значения выкладываются на поле боя. Он может применить бонусную карточку и выполнить действие которое на ней написано. Но у жёлтого игрока нет бонусных боевых карточек. Также обороняющийся (чёрный) игрок может применить бонусную карточку.
Затем бросает кубики защищающийся игрок. В его случае это также 5 кубиков. После броска оба игрока могут применить бонусные карточки. И в примере чёрный игрок выкладывает карточку «Мастер внушения» и заставляет жёлтого игрока перебросить кубик со значением «4».
После перебрасывания у жёлтого выпала «пятёрка». Затем обороняющийся (чёрный игрок) из выпавших кубиков выбирает напротив каких кубиков противника он их поставит (значение на кубиках соответствует силе каждого солдата). Теперь определяются потери сторон. Чей кубик старше по значению, тот солдат и побеждает в схватке. Если значения равны, то солдаты игроков выжили в первом раунде.
После первого раунда любой из игроков может отступить, потратив попытку отступления. Если никто не отступает, то начинается следующий раунд боя. Теперь первым бросает кубики защищающийся (чёрный) игрок в зависимости от количества солдат оставшихся после первого раунда боя.
У чёрного игрока осталось 6 солдат и он бросает 5 кубиков. Затем аналогично первого раунда нападающий игрок отвечает броском от количества оставшихся солдат. У жёлтого игрока осталось два солдата и он бросает два кубика.
Выпало «5» и «4». Жёлтый игрок выставил кубики напротив меньших по значению кубиков чёрного игрока. В итоге чёрный игрок теряет двух солдат.
В случае, когда у одного из игроков закончились солдаты он проигрывает бой и отступает потеряв все припасы. Затем, бросив кубик, делает движение на выпавшее значение в любом направлении. У отступающего игрока тратиться одна попытка отступления и победитель получает одно победное очко.
-1 попытка отступления у князя Алача и +1 победное очко у Пелымского княжества.
Встреча отряда солдат с вражеским командиром или вражеским отрядом солдат
При игре менее пяти игроков. С нейтральными солдатами и командирами
В этом случае игрок кидает кубик и если выпало чётное значение, то нейтральный командир становится вассалом игрока и передаёт подконтрольных ему воинов. Игрок может передвигать фишку нейтрального персонажа, собирать ополчение (солдат) и припасы на нейтральной территории. Все бонусы передвижения по территориям должны соответствовать нейтральному персонажу. При выпадении нечётного значения кубика игрок теряет количество солдат равное количеству солдат у нейтрального персонажа. И если у игрока количество оставшихся воинов больше нуля, нейтральный персонаж становиться вассалом. Если игрок потерял всех воинов в отряде командира, то нейтральный персонаж остаётся нейтральным, а командиру засчитывается –1 попытка отступления. Те же правила действуют если игрок встречает нейтрального командира под управлением другого игрока. Нейтральный командир-вассал также может собирать в отряд солдат цвета игрока.
2. Отряд игрока встретился с нейтральным командиром:
Броском аналогично вышеописанной ситуации определяется победившая сторона в столкновении, только в случае чётного значения кубика игрок не теряет солдат в отряде и получает припасы и солдат, а в случае победы (нечётного значения кубиков) нейтрального персонажа отряд игрока и отряд с нейтральным командиром теряют солдат в равных количествах. Проигравший нейтральный командир остаётся на месте, передав победителю припасы и солдат, но вассалом не становиться и игрок не может управлять им.
3. При встрече командира или отряда солдат игрока с отрядом нейтральных солдат: нейтральные войска вербуются игроком как союзные и вступают в отряд игрока.
Условия победы
При равном количестве победных очков победителем считается тот, у кого больше солдат на игровом поле и планшете. Если и солдат равное количество, тогда считается количество припасов.
При желании всех участников можно играть больше раундов.
Выбор сложности игры
Для первой игры, или по желанию всех игроков, рекомендуется играть без штрафов и бонусов перемещения (горы, болота, степи) и без бонусов командиров. Время игры занимает около 1,5 часов.
Средний уровень
Классическая игра с бонусами и штрафами перемещения, но без бонусов командиров. Игра на 5 человек длится от 1,5 до 2,5 часов.
Тяжёлый уровень
Игра со всеми бонусами противоборствующих сторон длиться около 3 часов.
Расстановка нейтральных командиров и солдат
Пример штрафа передвижения по болотам
Обозначения на карте
2—Орел-городок (Кергедан). Городок впервые упоминается в жалованной грамоте Ивана Грозного Григорию Строганову в 1564 году, согласно которой значительные территории от устья Лысьвы, по обе стороны Камы реки против Пыскорской Курьи до Чусовой реки и Черных лесов переходи в управление Григорию Строганову. Купцам Строгановым позволено строить укрепленные города и соляные варницы, нанимать пушкарей и принимать послов из Москвы и Сибири. В Орле-городке вооружались отряды Ермака для похода на Сибирь.
3—Чердынь. Восточный форпост Русского государства, древняя столица Перми Великой. Чердынь являлась центром воеводства и христианизации Северного Прикамья. Неоднократно город выдерживал нападения сибирских татар и вогулов. До 1579 года город был центром торговли и таможни. С открытием Бабинской дороги Чердынь перестала играть роль опорного пункта на Урале.
4—Яйвинский осторожек. Укрепленный городок являлся одним из промысловых центров солеварения в вотчине Строгановых. Во время нападения вогульского князя Кихека в 1581 году гарнизон Яйвинского осторожка дал отпор многочисленным войскам вогуличей и участвовал в ответных вылазках на отряды Кихека.
5—Сылвенский острожек. Городок в вотчине купцов Строгановых имел важное значение. В его окрестностях было множество деревень и хлебопашных земель. К 1579 году Сылвенский острожек был основательно укреплён и устоял в 1581 году во время набега вогульского князя Кихека. Но жители окрестностей сильно пострадали во время нападения, были взяты в плен, дома пожжены и посадские люди убиты. Годом ранее казаки Ермака находились на Сылве и помогли отбить набег сибирского мурзы Белегбия.
6—Чусовской осторожек. Укреплённый городок в верхнем течении реки Чусовой в 90 км от устья находился во владениях купцов Строгановых. Население занималось солеварением, солеторговлей и другими промыслами. Из Чусовского городка Ермак начал свой поход на Сибирь.
7—Очерский осторожек. Небольшой укреплённый пункт на реке Очер. Основной задачей поселения была защита рубежей от нападения с юга.
8—Купрос. Старинное коми-пермяцкое село, существовавшее примерно с X–XIII веков. Раньше эти земли принадлежали чудским князьям Купра.
9—Романово. В переписях ямская станция Романовская на сибирском тракте упоминается в 1579 году. Грамотой царя и Великого князя Федора Алексеевича воеводе Соликамскому и Чердынскому, князю Федору Юрьевичу Борятинскому, предписывалось построить при ней для «бояр и воевод и всяких приказных людей, послов и посланников, детей боярских и проезжающих сибирских служивых людей с денежными и товарными казнами, и ссыльных людей», постоялый двор.
10—Вильгорт. Коми-пермяцкая деревня, впервые упоминается в переписи Яхонтова в 1579 году (в переводе с коми-пермяцкого языка — «новая деревня»). Позже встречается в летописях под названиями погост Косьвинский, погост Никольский. В наше время село Перемское.
11—Обва. Поселение упомянуто в 1579 году в летописи Ивана Яхонтова. Чуть выше по течению реки Обва находилось старое поселение Афкулу (Афикула), укреплённый городок, ранее торговый пункт с Волжской Булгарией.
12—Кудымкар. Одно из самых древних поселений коми-пермяков на слиянии рек Кува и Иньва. Впервые упоминается в писцовой книге Ивана Яхонтова в 1579 году. Ныне считается столицей Пармы.
13—Пыскор. Первый населённый пункт купцов Строгановых для солеварения был основан 1558 году на реке Пыскорке. До прихода Строгановых здесь проживали коми-пермяки и называли свой городок Канкор – слово коми-пермяцкое, производное от двух слов: пыс – ушко (ущелье); кор – город. Город в ущелье.
14—Редикор. Древнее поселение Пермского края, известное еще предкам коми-пермяков. История Редикора уходит в дремучую древность, находки археологов датируются с 6 века н.э. Полторы тысячи лет назад на месте Редикора находилось поселение ломоватовской культуры. Велась торговля с Югрой по реке Вишере и с Булгарией по Каме. Архелогические находки арабских, византйиских и булагрских товаров говорят о крупной торговле в этом населённом пункте.
15—Искор. Укреплённый городок Великопермского княжества. Форпост пермских князей от угрозы с рек Вычегды и Печоры. С коми-пермяцкого переводится как "городище на камнях"
16—Якша. Важный пункт на торговом пути с Камы на Печору. Здесь находилась Якшинская пристань и последующем появилось поселение.
17—Погост Печора. Старое поселение XVII века. Находилось недалеко от устья реки Илыч, важного торгового пути в Югру
18—Суксун. Поселение впервые упоминается в XVII веке в 1651 году. Суксун с тюрского переводится как «холодная вода». Пограничное поселение между пермскими землями и землями татар и башкир. Затем здесь появились медеплавильные заводы.
19—Усть-Койвинский починок. Восточный аванпост границы Строгановских владений. Через него казаки Ермака совершали свой поход на Сибирь поднимаясь по верховьям Чусовой до реки Серебрянки.
20—Ермаково городище. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера при устье речки Кокуй на северовосточном побережье Серебрянки находилось место зимовки дружины Ермака.
21—Верхотурье (Нером-кар). На месте старого вогульского городка Неромкара, на верховьях реки Туры был построен город Верхотурье. "Крепость Ером" - Неромкар, старинное вогульское городище, название можно превести как "Каменный город" ("нером" по-мансийски означает "камень", "кар" по коми-пермяцки - "город" или "крепость"). В 1597 г. сюда для его осмотра прибыл по заданию правительства чердынский воевода Сарыч
Шестаков. Затем Верхотуринский городок заменил Лозьвинский острог, как ключевой пункт дороги «За Камень» в Сибирь.
22—Лозьвинский острог. Основан в 1587-88 годах при впадении р. Ивдель в р. Лозьву. Это первое русское поселение на восточном склоне Урала, главная перевалочная база на северном пути через Урал. Для безопасности городок был укреплен острогом, городнями и сторожевыми башнями. Построенный на Чердынской дороге, Лозьвинский городок был центром управления во главе с воеводой, являлся центром сбора ясака, транзитным пунктом доставки товаров в Сибирь. Через него ехали назначенные в Сибирь воеводы, служилые люди, везли запасы продовольствия, боеприпасы.
23—Чимги-Тура, Тюмень – древняя столица Тюменского ханства. Общепринято что в улусе Джуче (старшего сына Чингисхана) появился Тюменский улус со столицей в Чимги-туре и считался почти два столетия был вотчиной Шейбанидов, потомков хана Шибан, младшего сына Джучи. Значение города очень часто менялось. Тюменские ханы часто становились становилась ханами Золотой Орды. При хане Ибаке Чимги-Тура стала столицей государства сравнимого по влиянию с Золотой Ордой. В 1495 году после смерти Ибака тайбугидами столицей становится Кашлык. В 1586 году
24—Тобольск. Основан в 1587 году на Троицком мысе как острог письменным головой Д. Д. Чулковым. С 1588 центр уезда. В нач. 17 – нач. 18 вв. центр Тобольского разряда. Центр Сибирской губернии (1708–1782) и Тобольской губернии (1782–1919; до 1796 Тобольское наместничество)
25—Пелым. В 1591-1593 годах близ устья Пелыма чердынским воеводой Петром Ивановичем Горчаковым был основан Пелымский острог - как сторожевой пост на государевой дороге. Здесь проходил Вишеро-Лозьвинский водный путь из Европейской России за Урал и в Сибирь. В 1597 году сюда была переправлена разобранная деревянная крепость из Лозьвинского Городка, первого русского поселения в этих местах. Кремль с 4 башнями по углам стал крупным опорным пунктом.
26—Мансуров (Обский) городок. Обский городок был основан отрядом воеводы Ивана Мансурова в 1585 году. Крепость, возведенная Мансуровым на Оби, сыграла важную роль в дальнейшей судьбе Белогорского княжества. После того как Мансуров покинул крепость ещё какое-то время её использовали «годовальщики», служилые люди. Сжечь ее велено было только в 1594 году, гарнизон переправился в новый острог Сургут.
27—Берёзов. В начале 1593 года из Чердыни через р. Лозбву выступили воевода Микифор Траханиотов, князь Михайло Волконской и голова Иван Змеев с отрядов 300 служилых людей. Добравшись до устья Северной Сосьвы, по соседству с остяцко-вогульским городком Сугмут-ваш, в течение весны и лета был построен Берёзовский острог, первый русский город в Югре, ставший центром нового обширного уезда.
28—Сургут. В феврале 1594 года воевода князь Федор Борятинский и письменный голова Владимир Оничков отправились в Бардаковы владения для основания нового острога. Собрав крупный отряд казаки и союзные кодские остяки во главе с Игичеем двинулись вверх по Оби. К осени 1594 года на правом берегу Оби уже стоял деревянный рубленый городок с четырьмя башнями.
29—Тарский острог (Тара). В 1593 году царским указом князю Андрею Федоровичу Елецкому было велено начать строительство Тарского острога. Крупный отряд около двух тысяч служилых татар и казаков в начале 1594 года заложил на берегу Аркары, в версте от впадения в Иртыш, новый город. В 1598 году воевода Андрей Воейков разгромил Кучума. После ухода Кучума Тарский острог стал восточным форпостом и постоянно подвергался нападения со стороны калымов на ясачное население уезда.
30—Мурзинская слобода. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера татарский мурза живущий по реке Тагил собрал огромное войско вогуличей и татар и разбил небольшой разведывательный отряд казаков, вышедших с зимовья по рек Серебрянке. В последующем это место стало называться Мурзинская слобода.
31—Епанчин городок. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера по реке Туре жил князь татарский Епанча. Дружина Ермака дала первый крупный бой с ополчением князя Епанчи. Городок этого татарского мурзы впоследствии был назван Епанчиным городком.
32—Явлу-тура. Старинное татарское укрепленное поселение Явлу-Тура во времена похода Ермака уже практически прекратило своё существование. На его месте в 1659 году тюменский воевода Ф. Веригин построил острог, расселил крестьян на пашенных местах. До 1782 года поселение именовалось как Ялуторовская слобода.
33—Шили-куль. Татарское село у озера Шили-куль. Сын Кучума от восьмой жены Чепшан Абулхайр был пленен воеводой князем Кольцовым-Масальским в августе 1591 года в приишимских степях у озера Шили-Куль вместе с двумя женами Кучума.
34—Тархан-калла. Заставный городок хана Кучума. Являлся административным центром по сбору подати. Сбором занимался знатный татарин Кутугай, которого казаки поймали. «Тархан» с переводе с татарского означает «вольный господин». В случае опасности местный мурза принимал участие в походах ханского войска, но налог хану платить был не обязан. В будущем этот городок именовался как Тарханский острог.
35—Караульнояр. Татарское поселение в котором казаки Ермака столкнулись с кучумовым есаулом Алышаем. Река была перегорожена железной цепью, но казаки по таловым кустам преодолели заграждение и вступили в бой с татарами.
36—Карачин городок. В августе 1583 произошло сражение у Карачин-городка казаков Ермака. Ермак взял городок мурзы Карачи, и в нём богатую добычу, запасы и множество кадей царского меду.
37—Лабутана. Вотчина князца Лабутана по реке Тавде. Дружина казаков разорила здешние поселения у речки Лабуты.
38—Паченка. Современное село у которого произошёл знатнейший бой казаков с вогульскими войсками князя Паченга в июле 1583 года. Погибших было очень много, что целое озеро наполнилось трупами, в последующем названное Поганым.
39—Кошуки. Старинное вогульское поселение князца Кошуги или Кошука. Пришедшие в него летом 1582 года казацкие отряды встретили есаула Ичимху и взяли его в плен для допроса. Местные вогулы после боя князя Паченги решили откупиться подарками с казаками.
40—Чандырский городок. Приграничный городок Кошуцкого князя и будущей Кошуцкой волости. По легендам, здесь казаки нашли местного шайтанщика который предсказал Ермаку победу над ханом Кучумом.
41—Таборинский городок. Вогульское поселение главой которого был князец по имени Табара или Табора. Пришедшие казаки взяли это поселение без боя и собравши «хлеб в ясак» развернули поход по реке Тавде обратно в сторону Тобола.
42—Суклем. Деревня на речке Суклема. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера после битвы на Чувашском мысу и взятия Искера к Ермаку с подарками пришли два князца – Суклем и Ишбердей.
43—Ишбердей. Вотчина вогульского князца Ишбердея в озерах Ескальбинских болот. Зимой через эти владения проходила дорога до Конды.
44—Искер, Кашлык. Столица Сибирского ханства при впадении реки Сибирки в Иртыш. До прихода Тайбугидов и создания столицы Сибирского ханства в 1495 году Мухаммед-беком здесь находилось остяцкое поселение. В 1563 году город был захвачен Кучумом и стал столицей его государства. В октябре 1582 годе был захвачен казаками Ермака. В 1585 году захвачен Сейдяком сыном Бекбулата, брата Едигера-бека. В 1587 году был захвачен и сожжен стрельцами воеводы Д. Г. Чулков.
45—Атбаш. Пригорок на реке Вагай, у которого лежал последний путь Ермака. Через несколько лет здесь был создан Атбашевский острог.
46—Бегиш. Городок князца Бегиша на мысу реки Иртыш. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера князь Бегиш храбро принял бой против казаков Ермака и по некоторым источникам применил против русских две пушки. Но городок был взят казаками с богатствами и большим количеством съестных припасов, которые казаки закопали.
47—Саургаш-аул. Татарское поселение потомков древнего ишимского хана Саргачика. При городке казаки Ермака одержали победу.
48—Тебенда. Городок князя Елигая из поколения потомков ишимского хана Саргачика. Городок сдался без боя и в качеств откупа принёс ясак с подарками. Князь также в качестве подарка хотел отдать свою дочь, прекрасную девицу которую хан Кучум сватал в жены своему сыну.
49—Кызыл-тура. В переводе с татарского – Красный город. Был столицей государства Тайбугидов и основан ханом Он-Сом в устье реки Ишим. Затем город был захвачен сибирским ханом Чинги. Во второй половине 15 века городок был центром Сибирского ханства. Затем столицу перенесли в Искер.
50—Орлово городище. Крепость на левом берегу реки Ишим появилась в конце XVII века по указу Тобольского воеводы.
51—Куллар-аул. Укреплённое поселение сибирских татар. Служило хану Кучуму для защиты границ от калмыкских набегов.
52—Ташаткан. Татарский городок при озере Кулачке на восточной стороне Иртыша. Городок сдался казакам Ермака без боя принеся множество подарков.
53—Шиш-тамак. Татарское поселение при устье реки Шиша на Иртыше. Население городка, туралинцы, жило в большой бедноте и казаки Ермака отказались брать с них ясак и подарки.
54—Тунусский городок. Туннуский городок был образован во время присоединения прииртышских земель к Сибирскому ханству Кучума в 70-х годах XVI века и был пограничным пунктом дороги на Барабу. В 1596 году воевода Ф. Елецкий в городке Тунус разбил войско Кучума.
55—Тон-тура. Древний укреплённый городок барабинских татар. Считался резиденцией хана Кучума, важного административного центра Сибирского ханства.
56—Патлик. Поселение вогульского князца Патлика до которого дошли казаки Ермака и произошёл жестокий бой. Князец Патлик погиб в бою. Ермак пытался узнать у выживших дорогу на Пермь, но скорее всего ничего не выяснил и в октябре 1583 года отправился на сибирскую столицу Искер.
57—Пелымский городок. Городок Пелымского княжества, резиденция вогульского князя. Городок также был религиозным центром, рядом с ним находилось святилище в котором росла священная лиственница и находились языческие идолы. Считается что городок находился близ слияния рек Пелым и Тавда, но также есть мнение, что столица находилась выше течения реки Пелым у озера Пелымский туман.
58—Карта-уж. Резиденция Кондинского князя Агая союзника Пелымского княжества. Древняя столица кондинских вогулов. Зимой 1593 года эта крепость была взята штурмом отрядом березовских казаков и остяцких воинов под предводительством кодского князя Игичея Алачева. Правитель кондинских вогулов князь Агай и его семья попали в плен и были доставлены в Москву.
59—Харом-ваш, Ус-Толт. Древнее поселение кондинских вогулов в котором проживал знатный князь. Городище почиталось местным населением, считалось священным, а на его вершине совершались жертвоприношения.
60—Вош-Ега-вош. В переводе с мансийского «городок на городской речке». Крупный укреплённый городок кондинских вогулов.
61—Кари-поспат-ваш. В переводе с мансийского «город героев на стерляжьей протоке». Он упоминается в «Былине про богатырей города Эмдера».
62—Эмдер. Легендарный городок богатырей. Находился под влиянием Коды. В «Былине про богатырей города Эмдера» описывается военный поход эмдерских богатырей на кондинские городки Кари-поспат-вош и Харда-вош.
63—Нум-ем вош. Или Малый Вежакар - северный городок Кодского княжества. В переводе - Верхний Священный городок.
64—Шоркар, Шенш-вош. Городок Кодского княжества. Центральная резиденция большого князя Коды Алача. В переводе с коми-зырянского Шоркар – «Город на ручье», с остяцкого Шенш-вош – «Заспинный город». Рядом с городом находилось священное место – Кода.
65—Кармаш-вош. Кодский городок на Оби, находящийся недалеко от священного места – Коды.
66—Антлим-вош. Большой Атлым – кодский городок на Оби. Атлым в переводе с остяцкого – брат.
67—Лонтмен-вош. Малый Атлым – кодский городок на Оби. Второй братский городок Коды.
68—Каринг-вош (Карымкар). Стерляжий городок - укреплённый городок кодских остяков.
69—Сивохребт. Остяцкий городок в устье Большого Салыма. По легендам салымские остяки у городка Сивохребта отбили нападение татар, остановив тем самым татарские набеги на среднеобские земли.
70—Пим (Пимская волость). Собирательное топографическое обозначение. На Пиме проживало много остяков в многочисленных городках.
71—Бардаков городок. Столица, центральная резиденция Бардакова княжества. Он находился в устье реки Тром-еган в реку Обь.
72—Люкси-пууль. Городок на Юганской Оби. Родовая вотчина сына Бардака Тонемы, Тоньи.
73—Уйт-пуул, Угот, Угут. Старинное поселение юганских остяков. Недалеко Угута располагалась крепость Мункысь-урий — крепость богатыря Тоньи, где сын Бардака принял бой с многочисленным отрядом служилых казаков.
74—Вош-рап, Нюром-вож. «Болотный городок» - укреплённое поселение салымского князя Сотым-тэ-ики.
75—Вах-пугол (Ваховская волость). Поселение в устье реки Вах. Восточные границы Бардакова княжества.
76—Аган (Аганская волость). Собирательное топографическое обозначение для большого количества поселений аганских остяков.
77—Кун-авот-ваш. Переводится с остяцкого как «На Высоком мысу городок». Резиденция Куноватско-Ляпинского князя Лугуя, вассала Московского государства.
78—Войкар. В переводе с коми-зырянского - Ночной городок. Один из городков Обдорского княжества. Кодский князь Игичей и берёзовские служилые люди захватили и разграбили Войкар.
79—Городки на реках Пырсим и Кочеб. Городки Сосьвинского княжества на протоках Северной Сосьвы название которых не сохранилось.
80—Мазан-вош, Мозым. Городок близ устья реки Казым. Приграничный городок Казымского княжества.
81—Казым-вош. Городок Казымского княжества, резиденция местного князя Цынгопа (Сенгепа).
82—Пур (Пур-юган). Собирательное топографическое обозначение. Отождествляет «кунную самоядь». Пограничные поселения Бардакова княжества с которых бардаковские люди с атаматом Богданом Чубакиным хотели взять ясак.
83—Нижний Лунпук. Небольшой остяцкий городок где правил князец Безек. Пограничное поселение между Пегой Ордой и Бардаковым княжеством.
84—Верхний Лунпук. Небольшой остяцкий городок где правил князец Лай. Пограничное поселение между Пегой Ордой и Бардаковым княжеством.
85—Аремзянка. Вотчина татарского мурзы Аремзяна. Всеной 1583 года атаман Брязга во время похода на Обь встретил здесь сильно сопротивление в укрепленной городке.
86—Нимьян, Демьян. Резиденция остяцкого князя Демьяна (Нимьяна). В Демьянском городке отряд атамана Брязги встретил серьёзное сопротивление объединённого отряда местных остяков и кондинских вогуличей князя Романа.
87—Цимбалы. Цингальские юрты. Остяцкий городок князя Цингаля на берегу Иртыша. Отряд Брезги взял городок без боя.
88—Самар-вош, Тунг-пох-вош. Резиденция знатного князя Самара Белогорского княжества. Отряд Брязги без боя занял этот городок. Провёл в нём неделю в мае 1583 года. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера все местные остяки разъехались по сорам и озёрам на рыбные места и атаману Брязге пришлось воротится назад.
89—Мазым, Янк-вош, Клин-городок. Остяцкий городок Белогорского княжества называемый ещё Назымский городок. Из «Описаний Сибирского Царства» Г. Ф. Миллера Брязга собрал большие богатства с Назымского городка и пленил местного князя.
90—Емдер-вош. Остяцкий городок Белогорского княжества на речке Вош-яган.
91—Актиш-уш, Искар. Каменный городок. Древнее поселение Сосьвинского княжества. Самое западное поселение вогулов. Вокруг него множество священных мест. Одно из них Турват (Ялпынг-тур, в переводе с мансийсикого – «святое озеро»).
92—Волья-уш (Заглей). В переводе с мансийского – «На Вогульей речке городок». Старинный городов вогулов Сосьвинского княжества.
93—Тапс-сонт-уш (Тапсый). Городок Сосьвинского княжества в устье реки Тапсуй при впадении в реку Северная Сосьва.
94—Лопынг-уш, Ляпин. Древнее поселение Ляпинского княжества. Первое упоминание о относится к 1484 году, когда в Москву прибыло посольство от всей земли Кодской и Югорской во главе с князем Пыткеем. В числе прочих свои дары великому князю московскому Ивану III Васильевичу отправил правитель Ляпинского княжества - князь Лаба (Ляба).
95—Сортынья-уш (Рагакар). В переводе с мансийского - «На Щучьей речке городок». Городок Сосьвинского княжества.
96—Эстын или Эс-телек-уш. В переводе с мансийского «На верховьях речки Эс городок». Городок Сосьвинского княжества находился на Малой Сосьве.