Правда, возникли определенные трудности, которые были связаны с тем, что первый проект организации строительства, разработанный проектными институтами, был малопригоден для его практического использования. В институтах не было опыта и аналогов создания проектов применительно к сложным природно-климатическим условиям ряда районов прохождения трассы, а строительные тресты и главки не были привлечены к этой разработке.
Общее руководство подготовкой и ходом строительства осуществлял постоянный орган – Главное территориальное производственно-распорядительное управление по Западной Сибири. Возглавил его В. Г. Чирсков, назначенный тогда же заместителем министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Смысл создания этого главка заключался в том, чтобы распределять часть ресурсов и координировать работы непосредственно в Тюмени – ближе к району строительства. На месте было удобнее сводить всю информацию по Западной Сибири, и, исходя из нее, проще и вернее решать ресурсные, транспортные и иные проблемы строительства.
Для строительства газопровода Миннефтегазстроем СССР были привлечены тресты Главсибтрубопроводстроя, Всесоюзного объединения Южгазпромстрой, Главзападтрубопроводстроя, Главвостоктрубопроводстроя.
Строительство газопровода, которое было объявлено делом государственной важности, началось 13 июля 1977 года. В соответствии с нормами продолжительности выполнения работ строительство газопровода Уренгой-Челябинск должно было составить 36 мес. Но впоследствии планом этот срок был сокращен до 24 мес.
Всего газопровод Уренгой-Челябинск строили более 40 тыс. человек. Для строительства этой магистрали на трассу было завезено 2,5 млн. т. труб, 1,5 млн. т. железобетонных утяжелителей, огромное количество других грузов. На магистрали сооружено 32 компрессорные станции.
Разворачивались строительные работы и на «Самсоновской» газокомпрессорной станции – мощнейшей из всех, какие доводилось сооружать тресту Нефтеюганскгазстрой за всю свою историю.
Среди тайги и болот течёт незаметная речушка Самсоновка. Ей и не мечталось, что когда-нибудь она станет такой знаменитой и даст название крупнейшей станции, жилому поселку. Своевременно в эти глухие места был заброшен первый десант из десяти бойцов студенческого строительного отряда. Они приступили к расчистке территории. А занимала она без малого 70 гектаров. Очень долго работы велись вручную. Не могли сюда доставить технику. Со всех сторон окружали болота. Первопроходцы помнят, с какими трудностями довелось перебрасывать первый трелевочный трактор. Пришлось снимать с него навесное оборудование, гусеницы, приспособления, и лишь тогда командир вертолета МИ 6 с большим риском доставил на стройплощадку трактор.
Строительство этого объекта было поручено передовому участку треста Нефтеюганскгазстрой, который возглавлял опытный инженер И. И. Генба. И первый вопрос, вставший перед коллективом СУ-11, был – каким образом доставлять грузы? Ведь кроме станции необходимо построить ряд вспомогательных объектов. Координировал действия подразделений штаб, которым руководил управляющий трестом Р. И. Кацен.
Первый десант автомобилистов высадился на станции Кинтус в октябре 1977 года. Первыми прошли по визиру и наметили контуры будущей дороги до ближайшей железнодорожной станции Кинтус инженер-геодезист Владимир Варов и начальник участка УМ-4 Геннадий Рогулев. 22 километра по нехоженной тайге! Затем за работу принялись бульдозеры. Рокотом моторов оглашая окрестности, вели они корчевку леса, срезку, планировку и отсыпку грунта, подготовили фронт работ для строителей, монтажников. О том, как работали механизаторы, красноречиво говорят цифры. Например, за месяц каждый из них выполнял объем работ на сумму 15-20 тысяч рублей. Бульдозерист Виктор Куделин, машинст Николай Ревков – руками этих ребят была поднята дорога. – говорит Рогулев. – молодые, добросовестные, с развитым чувством долга.
Именно такое чувство долга руководило автокрановщиком Владимиром Кайгородовым и трактористом Семеном Кукса. С утра до ночи не покидали они строительный объект.
Из плеяды молодых талантливых ребят машинист экскаватора комсомолец Алексей Томчик, показавший хорошее знание машины и любовь к трудной профессии механизатора еще на НПС Согорской, а теперь отлично, выполняющий все задания здесь на Самсоновской.
Геннадий Рогулев с гордостью и большой теплотой говорил о людях, с которыми работал:
– Подобрался коллектив такой, что горы свернуть можно!
И правда – горы сворачивают. Основной объем работ (около 70 процентов) на строительстве выполнен машинистами Ренальдом Пепке и Владимиром Ракутиным. Владимир был направлен на участок, как бульдозерист, но оказался отличным, прямо талантливым мастером по прокладке траншей. Он владел профессиями и экскаваторщика, и трубоукладчика. Но мечтал Владимир освоить еще одну специальность – стать машинистом «Катарпиллера».
Перед строителями встала труднейшая задача: за короткий срок поставить в тайге поселок со всеми коммуникациями: котельной, линиями электропередач, баней, столовой. На этот «набор» культурно-бытовых удобств обращают внимание в первую очередь те, кто устраивается на работу. Самсоновская нуждается в большом количестве рабочих рук. Нет воды, в столовой не хватает мест, а в баню приходится ездить за 15 километров, никакими призывами не поднять производительность труда.
На планерках, которые ежедневно проводит управляющий трестом Р. И. Кацен, в первую очередь решаются вопросы быта. Одновременно со строительством поселка, приступили к вывозке грунта с карьера под компрессорную станцию – мощнейшую из всех, какие доводилось сооружать тресту Нефтеюганскгазстрой за всю свою историю. Создавали ремонтно-техническую базу, правда, слишком медленно. Вся техника стояла под открытым небом.
Начали возить песок на Самсоновскую со станции Кинтус. В основании станции будет лежать его почти 600 тысяч кубометров. На Кинтус пришло 900 вагонов с материалами и оборудованием.
Две большие задачи решали строители генподрядного управления № 11 треста Нефтеюганскгазстрой на Самсоновской: возводили городок и вели инженерную подготовку объекта, а вот о третьей задаче забыли.
Не ведется массово-политическая работа в коллективах, не организованы социалистические соревнования. Это сильно влияет на трудовой настрой людей. После Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о развертывании социалистического соревнования на Самсоновской не прибавилось ни призывов, ни лозунгов, не оформлены здесь и обязательства, нет доски показателей. Впечатление такое, что об этой стройке не ведают ни партком треста, ни профсоюз, ни комсомол.
На площадке, где уже трудятся более двухсот человек, до сих пор нет хотя бы временного Красного уголка, где можно почитать газеты, посмотреть кинофильмы.
Было бы хорошо, если бы к своим многочисленным вопросам, которые управляющий Р. И. Кацен задает хозяйственникам на планерках, он прибавил еще один:
– А какой сегодня фильм можно посмотреть на Самсоновской? Забота о духовном развитии людей должна встать рядом с заботой о досрочном вводе объекта. Если решать проблемы, то в комплексе. Тогда быстрее поднимутся стены Самсоновской компрессорной станции.
Шло обычное отчетно-выборное комсомольское собрание в КМСУ-51 треста Нефтеюганскгазстрой. В выступлениях прозвучали слова «неудовлетворительно», «плохо», «не сделано». А за словами люди, которые ждали новых интересных лекций, встреч, бесед, диспутов, или просто самих комсомольских вожаков. А они недостаточно серьезно отнеслись к порученному делу. Сколько горечи и обиды звучало в словах Петра Садовского из бригады Ожегова, что у них нет газет, журналов, не говоря уже о книгах. Нет и спортинвентаря, и вечерами совершенно нечем заняться. А ведь эти ребята работают на ударной комсомольской стройке – на Самсоновской. На других трассовых объектах дела обстоят не лучше. Отсюда и попадания в медвытрезвитель, драки. Все выступающие на собрании говорили о наболевшем: плохая организация труда, быта. Заместитель начальника управления В. И. Дунаевский говорил о плохом посещении комсомольцами школы рабочей молодежи.
На другом собрании актива Нефтеюганскгазстрой выступили бригадир комсомольско-молодежного строительного управления № 51 Гурьева, начальник строительного управления № 10 Звягин, бригадир СУ-32 Парфенов, начальник УПТК Приз и другие товарищи. Все они говорили о путях дальнейшего совершенствования работы, о стремлении сделать 1978 год – годом ударного труда. В 1978 году предстояло сдать в эксплуатацию газокомпрессорную станцию Самсоновская.
Постепенно развернулось между бригадами социалистическое соревнование. Бригад – две. Ту, что работает на «Татрах» – (32 водителя) – возглавлял Александр Виниченко. Бригадой «кразистов» из шестидесяти человек руководил Леонид Иванович Шихирев. А. Виниченко – богатырского сложения, мастер спорта по классической борьбе, как специально предназначен для работы на тяжелых автомобилях в условиях трудно проходимого Севера. А нефтяной воздух пришелся ему по душе. Уже четыре года крутит он баранку пятнадцатитонной «Татры». И, где бы не работала, его бригада – на строительстве центрального товарного парка в Мамонтово, нефтеперекачивающих станций на Южном Балыке, работа автомобилиста становится достоянием молодежи. В соревновании со старейшиной бригады на равных идут Роман Яковлевич Изофаров, молодой шофер Борис Зайцев. Стремятся не отстать от передовиков и остальные водители. В среднем бригада при норме шесть рейсов выполняет по восемь-десять.
Леонид Шихирев рассказывает: «Вот уже больше месяца, как наша бригада на тридцати «Кразах» работает в две смены. Водители трудятся с большим желанием, стараются не потерять ни одной минуты рабочего времени. Особенно отличаются наши лучшие мастера вождения Борис Михаленов, Виктор Гоков.
И все же, несмотря на трудности, дорога от Кинтуса до стройплощадки Самсоновской газокомпрессорной станции проложена. Это в первую очередь результат самоотверженного труда механизаторов Николая Тарасова, Евгения Гусева, водителей бригад Александра Виниченко и Леонида Шихарева. Плодотворным январь был и для коллектива водителей автобазы. Особенно отличились на отсыпке дороги Кинтус-Самсоновская. Они взяли повышенные социалистические обязательства закончить отсыпку дороги к 25 января. Развернув социалистическое соревнование, работая в две смены и выполняя сменное задание на 120-130 процентов, бригады, возглавляемые А. Л. Виниченко, В. Н. Шихаревым, закончили отсыпку дороги раньше срока на три дня. Отмечена хорошая работа водителей Г. Б. Бердюгина, Л. П. Макушенко, Ю. Н. Никитина.
За досрочное выполнение взятых обязательств передовые коллективы награждены ценными подарками и переходящими вымпелами «Победителю в социалистическом соревновании». Бригадир Александр Виниченко рассказывает: «Что позволяет нам добиваться хороших результатов? Во-первых, четко отлаженная организация труда. Бригада работает по подрядному методу: выписывается на каждые полмесяца аккордный наряд, предусматривающий выполнение нормативного задания на 120 процентов. Каждый из водителей понимает важность поставленной задачи и относится к ее решению со всей ответственностью. Пример, в коллективе работает водитель Григорий Борисович Бердюгин. Многолетний опыт старейшего автомобилиста становится достоянием молодежи. На «Татре» было вывезено на площадку около ста тысяч кубометров грунта. Установленное задание выполнено на 114 процентов.
Но не всегда рабочий настрой был стабилен. Приступили к отсыпке самого трудного участка по заболоченной тайге к площадке и тут… кончились лимиты на горюче-смазочные материалы у автобазы № 6. Потеряно 20 рабочих дней, а это в среднем пять километров неотсыпанной дороги. Потребовалось решать вопрос на уровне главка, хотя все можно было предусмотреть заранее. Предвидя ссылки на «объективные» причины, надо, прежде всего, обратить внимание на неукоснительное соблюдение плана производства работ по вводу газокомпрессорной станции в эксплуатацию.
Но все же, к чести работников автобазы № 6 и управления механизации № 4, они изыскали резервы и на три дня раньше срока закончили работы по прокладке дороги. И по праву последние кубометры грунта завозили победители социалистического соревнования среди водителей Григорий Бердюгин, Леонид Макушенко, Валерий Петренко и Виктор Говоров.
В короткий срок соорудили дорогу от карьера на Кинтусе до площадки ГКС-6, протяженностью 21 километр.
С вводом дороги, казалось бы, общестроительные грузы должны непрерывным потоком устремиться на стройплощадку, однако, этого не наблюдалось. Руководство мостостроительного поезда 198 Тюменьстройпуть стало в позу: «Дадите 60 тонн труб – дадим рельсы и переводные стрелки». Не разобравшись в сути, требуемое было обещано. Когда же выяснилось, что Тюменьстройпуть обязан построить для треста четыре километра железнодорожных путей, то сделка «ты мне – я тебе» не состоялась и поэтому объект «заморозился». А на площадке газокомпрессорной станции нужны сваи и железобетонные плиты, цемент и кирпич.
Главной заботой плотников из бригады Владимира Александровича Золотарева было жилье для строителей Самсоновской газокомпрессорной. За два месяца бригада построила два общежития и установила вагончики жилгородка. Работали ударно, месячный план выполнили на 145 процентов. В социалистическом соревновании бригада плотников из СУ-11 заняла второе место по тресту Нефтеюганскгазстрой. Товарный парк и центральный пункт сбора нефти на Правдинском месторождении, Согорская насосно-перекачивающая станция, а сейчас строительство Самсоновской ГКС-6 – вот далеко не полный перечень тех объектов, где работал Золотарев. Бригада у него хорошая. За достижение высоких производственных показателей не раз становилась победителем в социалистическом соревновании среди подразделений треста.
1978 год для коллектива треста будет серьезным испытанием и по вводу в строй объектов социально-бытового назначения. Должны вступить в строй музыкальная школа, детский сад на 280 мест, предприятие детского питания, начнется строительство универсама, школы на 120 учащихся, прачечной и ряда других объектов.
Полным ходом шло сооружение Самсоновской газокомпрессорной станции. В кратчайшие сроки необходимо закончить «нулевой цикл», провести монтаж внеплощадочных инженерных сетей с тем, чтобы своевременно предоставить фронт работ монтажникам оборудования.
Отечественные задачи решает сейчас коллектив механизаторов УМ-4. На отсыпной площадке ведется забивка свай под фундамент компрессора № 4. Прокладываются траншеи под инженерные сети. Тон в работе задает экипаж коммуниста Василия Сергеевича Забелинского. Вместе с помощником Анатолием Громом они работают без простоев, а отсюда и высокая производительность – 140-150 процентов за смену.
Много забот и у прораба строительного управления № 11 Н. П. Сукманюка треста Нефтеюганскгазстрой. Ведь сразу же вслед за механизаторами на свайное поле придут бетонщики. На сооружении фундамента станции строители решили применить прогрессивный метод бригадного подряда.
Поистине жарким это лето является для строителей, занятых на сооружении Самсоновской компрессорной станции № 6. Об этом говорят итоги трудового соперничества, подведенные за последнюю декаду июня.
На 141,5 процента доведена выработка в бригаде штукатуров-маляров из комсомольско-молодежного управления № 51, которой руководит Людмила Сметанина. За хорошее качество, высокий трудовой ритм, дисциплинированность бригаде вручена первая премия.
Второе место присуждено бригаде монтажников из СУ-11 Юрия Николаевича Сучкова, Монтажники на 126 процентов выполняют дневную норму.
Трудовое соперничество с каждым днем приобретает все больший размах. Самсоновскую газокомпрессорную ждет почти готовый к эксплуатации магистральный газопровод Угенгой-Челябинск, и строители стремятся обеспечить быстрейший ввод станции.
Комсомолько-молодежные коллективы управления участвуют во Всесоюзном социалистическом соревновании «60-летию ВЛКСМ – шесть ударных месяцев» в соревновании «Три года пятилетки к 60-летию Ленинского комсомола».
В начале года Комитетом комсомола проводился вечер «Шелест страниц, как шелест знамен» в честь открытия XVIII съезда ВЛКСМ, в Красном уголке управления прошел огонек «Тебе рапортуем, комсомол». Но молодежи на них было немного.
В целях обеспечения досрочного ввода ГКС-6 администрация и объединенный построечный комитет треста разработали условия социалистического соревнования с ежедекадным подведением итогов. Итоги социалистического соревнования за декаду подводятся комиссией треста, куда входят представители постропкома, отдела труда и заработной платы, отдела качества строительно-монтажных работ и представители управлений, чьи бригады включились в соревнование. В честь бригады, занявшей первое место, поднимается Флаг Трудовой славы. Ей вручается денежная премия. Результаты деятельности бригад фиксируются на экране соревнования.
Лучшими являлись бригады – И. К. Ванюшкина, Антона Апалько, Ф. И. Столярова (комсомольско-молодежное СУ-51), Н. С. Михина, А. М. Романюка и В. А. Иванова из СУ-11 и СУ-32. Бригадир комсомольско-молодежной бригады Антон Апалько высокий, румянец во всю щеку, родом из Беларуссии. Про свой коллектив говорил так: «Работаем слаженно, живем дружно. А «новенькие» все уже в полном смысле наши ребята». Прораб Николай Михайлович Ендовицкий показывал корреспондентам газеты «Нефтеюганский рабочий» на доску показателей: «Полюбуйтесь на своих героев. Редко когда фамилия Апалько не значится под флагом трудовой славы. Хорошие ребята, надежные. Хотите на объект немедленно, так давайте сперва сапоги вам добудем. Да-да, именно «болотники»!».
До Пионерского, где на рубке четвертого дома работала бригада Антона Апалько, чуть больше километра. Почти полное бездорожье. Неуклюже ступая и оттого еще вернее погружаясь в жидкую хлябь, спешим на объект. В честь корреспондентов объявили десятиминутный перекур. Со всеми ребятами познакомил нас Анатолий Иванович Воронов. В коллективе самый старший. В октябре исполнится сорок. Но подтянутый, веселый, подвижный, он кажется совсем молодым. Недаром ребята шутят: «Нашему Иванычу двадцать пять с небольшим». А с какой любовью говорят они о своем самом молодом товарище Иване Гордецком, называя его ласково «Сынок». Годков Ване немного – девятнадцать, росту небольшого, а уж характером, что говорится, бог не обидел. Раз кто-то тихонько подзадорил его, мол, не поднимет ношу. И тут ко всеобщему изумлению со словами сквозь стиснутые зубы «кажу, не донесу?!» он уверенно поднял и понес семидесятикилограммовый брус.
Петр Топчий вспоминал, как однажды на Согорье нужно было во что бы то ни стало за ночь поставить крышу, не то унесет ветер шифер, а на дворе февраль – -43, ветер. Они же, разгоряченные, злые на непогоду, успешно справились с заданием. Анатолий Воронов поясняет: «Сами слово себе такое дали – пришлось держать».
Коллективы художественной самодеятельности дворца культуры «Строитель» выступали с концертами перед строителями газопровода Уренгой-Челябинск, работниками нефтеперекачивающих станций Каркатеевы, Южный Балык, Салым.
На Самсоновскую, отрезанную тайгой и непроходимыми болотами от мира, можно было добраться только вертолетом. Художественная самодеятельность Дворца культуры «Строитель» не один раз прилетала и туда. О. Аверьянова, В. Сафонова, Р. Белова в сопровождении баяниста Ю. Верясова исполняли лирические песни советских и зарубежных композиторов. Звучали татарские песни в исполнении З. Галиуллиной. Выступления солисток были встречены аплодисментами. После концерта проходили вечера отдыха и просили об одном: «Привезите танцоров. Танцев побольше». Несмотря на отсутствие многих участников художественной самодеятельности по причине летних отпусков, в сжатые сроки руководителю группы ансамбля «Юганские зори» А. Полякову удается восстановить танцевальные номера. И вот, группа из 20 человек, летит на Самсоновскую.
– Когда приземлились, узнали, что нас опередил вокально-инструментальный ансамбль «Гамаюн» города Свердловска – лауреат всесоюзного телевизионного конкурса «Песня-77».
Импровизированным концертным залом служила столовая «Самсоночка». Зрители расставляли стулья, раздвигали столы, садились поплотнее, ближе друг к другу, освобождая место для тех, кто пришел позднее.
– Оживление в столовой, нетерпеливые возгласы «начинайте». И вот на сцене – танцоры. Молодежный хантыйский танец. Зал взрывается аплодисментами, раздаются крики «еще, еще!». Несколько раз приходится вызывать ребят на поклон. С великим трудом удается объявить следующий номер. Поет Эдуард Голоколенов под аккомпанемент гитары. И вдруг, после первых аккордов, зал замер. Слушали его песни, затаив дыхание. Читает отрывок из поэмы Евтушенко «Северная надбавка» Леонид Тюфяков. Солисткам Ольге Аверьяновой и Заре Гиниятулиной не надо напрягать голос, их хорошо слышно и без микрофона. Второй шуточный татарский танец «На сабантуе» стал кульминацией концерта. Концерт окончен. Настроение у всех отличное. Значит – выступили удачно. Снова шутки, смех. Прощаемся, тепло желаем друг другу успехов.
На строительстве Самсоновской газокомпрессорной станции наступает ответственная пора – закончен в целом монтаж подземных технологических коммуникаций, исчезли траншеи, котлованы: начинаются предпусковые работы. Подвела строителей дорога от железнодорожного тупика Кинтус – не выдержала мощной техники. Но рабочие не ждут, стройматериалы и грузы доставляются вертолетами и болотоходами «Форемост». После разгрузки они тут же поступают на стройплощадку. Здесь скоро начнутся работы следующего этапа.
Ввод газопровода Уренгой-Челябинск зависел от пуска газокомпрессорной станции № 6 «Самсоновская», пусковой комплекс которой составляет более 39 миллионов рублей.
За прошедшие восемь месяцев пусковая программа не выполнена, ожидается невыполнение и за девять месяцев.
Какова же причина отставания? Нельзя не брать во внимание пояснения главного инженера СУ-11 Э. М. Курбанова, ссылающегося на недостаток трубоукладчиков, бульдозеров, крановой техники, и то, что автобаза № 6 выпускает на линию автомашин вдвое меньше необходимого. Но главное все-таки в хронической нехватке материалов и оборудования, в срывах их поставок и завоза. Заказчик – Сургутская дирекция строящихся газопроводов – на 1 сентября этого года не обеспечил пусковой комплекс импортным оборудованием 26-ти наименований. В частности не были поставлены блоки подготовки топлива, газовые турбины, блочные компрессоры, газогенераторы и другое оборудование. Только наполовину был обеспечен пусковой комплекс металлоконструкциями зданий компрессорной станции. Однако, более 160 тонн их находилось на железнодорожной станции Кинтус, это более 20-и километров от стройки. На Кинтусе скопилось 4 тысячи кубометров гравия, 500 кубометров свай, 800 кубометров дорожных плит. Все эти материалы и оборудование необходимы для завершения основной схемы пускового комплекса. Но из-за упущения генподрядчика СУ-11 при строительстве лежневой дороги, проложенной от Кинтуса до КС-6, в настоящее время она находится в состоянии не пригодном для нормальной эксплуатации.
Механизаторы и водители оперативно разработали план строительства новой дороги: первый этап – участок вдоль железнодорожного полотна Тюмень-Сургут и второй – по заболоченной тайге. Всего около двадцати километров.
Руководство треста «Нефтеюганскгазстрой» мобилизовало все трудовые и технические ресурсы для выполнения задания. С железной дороги панелевозами при помощи тракторов вывозились сваи. Щебень и другие материалы доставлялись снегоболотоходами, а для переброски цемента на стройку использовали даже вертолеты.
С каждым днем ближе ответственный момент – пуск компрессорной станции № 6 «Самсоновская». Контуры стройки уже, приобрели законченность. Поднялись корпуса станции, вырос жилой городок.
17 апреля 1978 года директор объединения М. К. Чумаков подписал приказ об образовании в системе «Сургуттрансгаза» первых коллективов: Ортъягунского, Приобского, Самсоновского, Туртасского, Ярковского и Богандинского ЛПУ, а позднее – 2 июня – подобным приказом были образованы Аганское, Южно-Балыкское, Демьянское и Тобольское управления.
Начальником Самсоновского ЛПУ был назначен Иван Васильевич Бойко. В газовой промышленности он был далеко не новичком. С 1965 года трудился на различных должностях Северо-Уральского управления магистральных газопроводов, работал на магистрали Средняя Азия – Центр, и вот новое назначение. Иван Васильевич обладал уникальными организаторскими способностями, это был талантливый инженер и опытный управленец. Видимо, потому и доверили ему руководить коллективом Самсоновского ЛПУ, который должен был работать с иностранными специалистами – вести строительство первого цеха, оснащенного английскими газоперекачивающими агрегатами «Коберра-182».
С марта 1986 года по 2006 руководителем управления назначен Рафакт Габдрахманович Загидуллин. С 28 сентября 2006 года – начальник Самсоновского линейно-производственного управления магистральных газопроводов ОАО «Газпром» Геннадий Никонорович Сендеркин.
31 декабря 1978 года магистраль Вынгапур-Челябинск вступила в строй.
Ясно, что строительство магистрального газопровода контролировалось на самом высоком уровне. Не проходило месяца, чтобы Совет Министров СССР, Министерство газовой промышленности, Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Тюменский обком партии не обсуждали на своих совещаниях ход строительства магистрали. За первые два года сооружения газопровода было принято три постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, непосредственно рассматривающие вопросы создания новой газовой магистрали Уренгой-Челябинск. Естественно, что невыполнение народно-хозяйственных планов на важнейшем объекте X пятилетки не могло обойтись без крупных разборок. В марте 1979 года на трассу магистрали прибыла комиссия, которую возглавлял заместитель председателя Совета Министров СССР В. Э. Дымшиц. В ее составе были зав. отделом промышленности ЦК КПСС Л. М. Кузнецов, первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности В. П. Баталин и другие руководители высокого ранга. Комиссия побывала на Аганской, Приобской, Самсоновской компрессорных станциях и, как видно, сделала неутешительные выводы. 11 марта 1979 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по обеспечению своевременного ввода в действие нефтепровода Сургут-Полоцк и системы газопроводов Уренгой-Челябинск-Петровск-Новопсков. В нем подчеркивались неудовлетворительные темпы строительства магистралей. Министерствам и ведомствам предлагалось обеспечить выполнение мероприятий по вводу в эксплуатацию этих объектов.
В октябре 1979 года, с вводом в строй первой нитки газопровода Уренгой-Челябинск было положено начало транспортировке газа Северных районов Тюменской области в крупные промышленные центры Южного Урала.
Источники:
1. Рунов, В. А. Уренгой-Челябинск: крупнейшая газотранспортная стройка второй половины 1970-х : [сайт] / НГС история отрасли. – URL : https://ru.readkong.com/page/urengoy-chelyabinsk-krupneyshaya-gazotransportnaya-stroyka-4910364 (дата обращения: 04.05.2023). Текст. Изображения : электронные.
2. ООО «Газпром трансгаз Сургут» Самсоновское линейно-производственное управление магистральных газопроводов : [официальный сайт] / Сельское поселение Салым. – URL : https://adminsalym.ru/predpriyatiya-organizaczii-uchrezhdeniya/predpriyatiya/neftyanaya-i-gazovaya-promyshlennost/ks-6-samsonovskoe.html (дата обращения: 04.05.2023). Текст. Изображения : электронные.
3. Раскатов, А. Концерт у строителей / А. Раскатов // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 86 (20 июля). – С. 4.
4. Чижов, В. Работать лучше, чем вчера / В. Чижов, Ю. Исаев // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 11 (24 янв.). – С. 3.
5. Тополев, Ф. Строительство газопровода – задача номер один / Ф. Тополев // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 12 (26 янв.). – С. 1.
6. Чижов, В. Стройка № 1: Уренгой-Челябинск. «Самсоновке» нужны грузы / В. Чижов // Нефтеюганский рабочий – 1978. - № 13 (28 янв.). С. 1.
7. Тополев, Ф. На острие атаки / Ф. Тополев // Нефтеюганский рабочий. - № 16 (4 февр.). – С. 1.
8. Сова, В. «Самсоновские» заботы и проблемы / В. Сова // Нефтеюганский рабочий. - № 21 (16 февр.). – С. 3.
9. Михайлов, Н. «Самсоновская». Комплекс взаимодействия / Н. Михайлов // Нефтеюганский рабочий. - № 23 (21 февр.). – С. 1.
10. Патранова, В. Что поднимает стены? / В. Патранова // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 26 (28 февр.). – С. 1.
11. Загваздин, В. Первый шов – лицо сварщика / В. Загваздин // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 32 (14 марта). – С. 1.
12. Передовым методом // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 57 (13 мая). – С. 3.
13. Николаев, Ю. Гости Самсоновки / Ю. Николаев // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 68 (8 июня). – С. 4.
14. Вежич, Д. Горячие дни на Самсоновке / Д. Вежич // Нефтеюганский рабочий. – 1978. – 85 (18 июля). – С. 1.
15. Раскатов, А. Концерт у строителей / А. Раскатов // Нефтеюганский рабочий. – 1978. – 86 (20 июля). – С. 4.
16. Прочный, О. Ритмы Самсоновской / О. Прочный // Нефтеюганский рабочий. 1978. - № 100 (22 авг.). – С. 1.
17. Галинич, В. Когда труд зовется счастьем / В. Галинич // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 101 (24 авг.). – С. 2, 4.
18. Ревякина, Г. Механизаторы / Г. Ревякина // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 103 (29 авг.). – С. 3.
19. Ревякина, Г. У истоков мастерства / Г. Ревякина // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 104 (31 авг.). – С. 3.
20. Иванова, Г. Люди Самсоновки / Г. Иванова // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 108 (9 сент.). – С. 3.
21. Сизов, В. Торопятся медленно / В. Сизов // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 115 (28 сент.). – С. 1.
22. Нестерова, О. Выше комсомольскую принципиальность / О. Нестерова // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 118 (5 окт.). – С. 2.
23. Сизов, В. Все силы на выполнение плана / В. Сизов // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 118 (5 окт.). – С. 3.
24. Зуева, А. По примеру передовых / А. Зуева // Нефтеюганский рабочий. – 1978. - № 124 (17 окт.). – С. 2.