Когда появились первые жители в посёлке Сингапай точно узнать практически невозможно. Кто-то начинает отчет образования посёлка от создания Центральной базы производственного обслуживания по ремонту бурового оборудования № 3 (НЦБПО БО) в марте 1977-го года, кто-то с 1982 года, когда на территории Чеускинского сельсовета зарегистрирован «вновь возникший» населенный пункт п. Сингапай.
Есть несколько заметок в газете «Нефтеюганский рабочий», которые доказывают нам, что рабочий посёлок появился намного раньше 77-го года. В газете мы узнаем, что в июне 1969 года уже существовала дорога Сингапай - Нефтеюганск и летом этого года на трассе произошло две аварии. Водители из автобазы №6 и управления механизации №4 стали причиной трагических последствий. Это первая статья, в которой удалось обнаружить топоним Сингапай.
Если посмотреть на промышленные объекты, которые сейчас находятся на территории посёлка Сингапай (НПС «Остров», подстанция «Усть-Балык»), то можно смело сказать, что в 1967 году здесь уже существовал рабочий посёлок. Его жители строили эти объекты и работали на них.
НПС «Остров» была конечной точкой нефтепровода Усть-Балык – Омск, строительство которого длилось два года и завершилось 30 октября 1967 года. А подстанция «Усть-Балык» была сдана в эксплуатацию в первом квартале 1969 года. В Нефтеюганск пришла электроэнергия с Тюменской ТЭЦ, заменив пять энергопоездов, которые снабжали город и промышленные объекты Усть-Балыкского месторождения.
Таким образом, в середине 70-х Сингапай находится на перекрестке всех основных магистралей: автомобильных дорог, трасс нефтепроводов и крупных линий электропередач. Также стоит отметить, что в декабре 1972 был запущен первый энергоблок Сургутской ГРЭС и нефтяной попутный газ со всех месторождений устремился в Сургут, а газопровод от Усть-Балыкского месторождения проходил через Сингапай.
В № 137 газеты «Нефтеюганский рабочий» за 1974 год встречается такое интересное воспоминание о посёлке Сингапай:
«…Будущее Сибири. Действительно, посочувствуешь неудачному провидцу Брему. Это будущее даже нам, живущим на Севере, и то труд, но представить. Нам не жаль исчезнувших мамонтов, но и фантазия человека, видимо, имеет пределы, ибо каждый новый день несет не только новую информацию о делах первопроходцев, но и новое представление о размахе, широте дел сегодняшних.
И какое уж тут: «люди живут поодиночке», когда на глазах растут города, поселки, кочующие по тайге бригады строителей, монтажников, а то и целые колонны, шагающие твердой поступью своей мощной техники. И, порой, открываешь их для себя также, как они открывают для страны нашей богатства ее земли
...Сингапай. Я не бывала там летом и даже осенью. Поразил меня этот край именно сейчас: белое безмолвие, раскидистые сосны и разлапистые кедры... Красиво. Но обманулась лишь в одном — в безмолвии. Застывшая тайга молчала лишь тогда, когда мощная техника и люди ушли в глубь ее, ушли на трассу. В первый день приезда я просто опоздала: было девять утра. Да, не было людей, не было и их сподручных — изоляционных, очистных, трубоукладочных машин. Но было другое, не менее поразившее. Был какой-то весь нарядный, красочный городок из вагончиков. Яркие транспаранты, флажки на каждом «домике», расписанные панно... Столовая, магазин, красный уголок. Уютно, добротно.
«Ну, здравствуй, городок СУ-2!»
На другой день я поправила ошибку. Появилась в Сингапае даже раньше восьми утра. Вот тут-то я и услышала и поняла, что такое разбуженные тишина и безмолвие. На все голоса пели, грохотали сильные машины. А в кабинете начальника деловой разговор. Задания — каждому. Лишь один эпизод нарушил четкий ритм начала рабочего дня. Но и он о многом сказал. А получилось вот что: в комнату вошел парень. Молча протянул документы: «Хочу к вам, на работу». Все растерянно переглянулись. Виктор Ильич (начальник): «Иди, парень, в столовую, позавтракай. Потом найди коменданта. Он определит тебя...»
Ушел хлопчина. А судьба его решена: не останется он в колонне. Естественный вопрос почему? Да потому, что в их механизированной колонне № 3 нет ни одного вакантного места. Ни одного. Здесь забыли, что такое текучесть, здесь не знают, что такое «несоответствующий должности» человек...
Да, комсомольско-молодежная колонна № 3 Всесоюзного треста «Омскнефтепроводстрой» — коллектив коммунистического труда. Всего их 22 человека. Тянули Альметьевскую магистраль. Теперь тянут Куйбышевскую. Их задание — построить нефтепровод Самотлор — Усть-Балык — Куйбышев. Протяженность его — более трех тысяч километров. Естественно, тянут его, помимо упомянутой, еще шестнадцать специализированных колонн.
...Я видела, как прокладывают выкидные линии. Тоненькие нитки — провода. Конечно, это тоже очень трудно и ответственно. Но тянуть по стране трубы дна- метром в 720 миллиметров —это тянуть артерию жизни. Как сложно, как ответственно и как почетно!
А они все молодые и веселые. Они все жизнеутверждающие и красивые! Даже начальник Поспелов не выглядит начальником. Высокий, румянощекий, немногословный. И лишь дела колонны говорят о том, что начальник ее — настоящий организатор.
А дела у них вот какие: положено проходить в день 300 — 350 метров траншеи А поспеловцы укладывают провод порой до полутора, двух километров. За счет чего? Да, все за счет умелой организации труда. Ведь с чего зимой начинается рабочий день у шоферов, водителей очистных, изоляционных и т. п. машин? С разогрева двигателей. И на это уходит много времени. А в колонне № 3 другой порядок: на ночь остаются два человека дежурить. Они и прогревают машины. На трассу отправляются не с полдня, а к девяти утра, ибо машины на боевом ходу.
Случилась поломка. Серьезная. Надо гнать транспорт в город, в ближайшую мастерскую. А вот в колонне 3 - своя токарная, слесарная мастерская. Все, как говорится, под рукой.
А встречали вы когда-либо, чтобы в передвижных городках, в этаких вот вагончиках была и холодная и горячая вода? Чтобы отапливалось не дровами? А вот в колонне №3 — своя котельная. Своими силами, своими руками сделанная. Настоящая.
Да, отказать ребятам поспеловцам в энергии, изобретательности просто невозможно. А еще ценность их в том, что один другого заменить в любой момент может. Все владеют всеми нужными для укладки провода профессиями. Машинист очистной машины Валерий Васильев в любую минуту может прийти на помощь Аркадию Власову — машинисту изоляционной машины. Тот, в свою очередь, всегда сумеет заменить машиниста трубоукладчика Николая Базарова. Конечно, и Владимир Рожкин, и Анатолий Скареднов, и Виталий Власов, и Сергей Самоловов, да и все остальные хорошо знают свою специальность. Всегда готовы к походу по трудной тайге, по топким болотам, по сыпучим пескам их гудронаторы, вездеходы, трубоукладочные машины. Недавно здесь эта колонна, а уже сдано 20 километров нефтепровода под эксплуатацию и готовы к сдаче государственной комиссии еще 33 километра.
Дойдут до Южной Оби, а там получит колонна №3 еще одно, новое задание Родины. Каким оно будет? Наверняка, почетным. И наверняка не из легких. А кому, как не им, комсомольско-молодежным, шагать по стране, не страшась даже вечной мерзлоты!
Да, обидно за Альфреда Брема. Не увидел он сибирской земли, такой богатой на земные сокровища и на таких задорных, мужественных, сильных людей!
С. ПОПУДРЕНКО.»
Как видно на примере этой статьи рабочий посёлок Сингапай обустраивали рабочие, которые приезжали на временные работы, на "вахту" по комсомольской путевке. Но не все работали на местных строительных и промышленных объектах временно. Многие оставались на постоянной основе. Взглянем на карту местности начала 80-х годов.
Карта датируется 1984-м годом. Но более всего она отображает конец 70-х, когда НЦБПО только строился. На карте всего несколько цехов этого предприятия, а других построек намного больше. Это и построенные тут свинотоварная ферма, молочнотоварная ферма и теплицы совхоза «Нефтеюганский», множество балков и других неизвестных строений. Про НПС «Остров» и подстанцию «Усть-Балык» мы уже упоминали. В наши дни в Сингапае много фермерских хозяйств и их образование исторически связано с совхозом «Нефтеюганский».
Совхоз «Нефтеюганский» ведёт своё начало с коммуны в с. Чеускино, образованной в 1928 году. В 1970 году, сменив несколько названий (колхоз им. В.И.Ленина с 1932 года, совхоз «Чеускинский» с 1967 года), совхоз «Нефтеюганский» становиться подсобным сельскохозяйственным предприятием НГДУ «Юганскнефть». Шефскую помощь ему оказывают все предприятия региона, особенно в период сенокоса и заготовки кормов. В газете «Нефтеюганский рабочий» постоянно публиковалась сводка по предприятиям о заготовке сена и силоса.
В 1970 году в Нефтеюганске проживало более 20 тысяч человек, а к 1975 году увеличение населения ожидалось до 40 тысяч. Поэтому вопрос обеспечения продуктами питания являлся очень серьезным. К концу 1975 года планировалось производить 1100 тонн картофеля, 510 тонн овощей, поголовье скота должно вырасти до 2100 голов, кур-несушек до 60 тысяч, получить молока – 2375 тонн, яиц 9 миллионов штук. Чтобы добиться таких результатов требовалось срочное строительство новых производственных объектов. Часть этих объектов планировалось строить в Сингапае. А именно теплицы и животноводческий комплекс. К 1974 году в теплицах выращивали огурцы, томаты, лук, салат. В 1973 году началось строительство коровника. Новый животноводческий комплекс начали создавать строители СМУ-6 треста Юганскнефтестройи через год уже было два коровника на 200 голов каждый, велось строительство третьего коровника на 800 голов, закупались породистые коровы, лошади.
В 1975 году в газете «Нефтеюганский рабочий» № 68 встречается интересная статья «На полях и фермах»:
"Большую роль в обеспечении горожан молоком, яйцами, свежими овощами играет подсобное хозяйство НГДУ «Юганскнефть» — совхоз «Нефтеюганский». Вот что рассказал нам директор совхоза А. Я. Шкуратов:
— В начале года в совхозе было 436 коров, сейчас их уже 503, имеется свыше 500 голов молодняка. Летом будут завезены из Коми АССР, Вологодской, Архангельской областей еще 200 коров. На Сингапае ведется строительство животноводческого комплекса. Уже есть два коровника на 400 голов, строится третий на 840.
В 1974 году надой от коровы составил 2530 килограммов. Нынче доярки взяли социалистические обязательства надоить по 2700. Но готовясь к встрече XXV съезда КПСС, они пересмотрели свои обязательства и решили получить от каждой коровы по 2900 килограммов, надоить по совхозу 13000 центнеров молока. По итогам четырех месяцев, коллектив молочно-товарной фермы добился самых высоких показателен в Ханты-Мансийском округе, надоив от коровы по 934 килограмма. Лучшие результаты у доярок М. Максимюк, А. Башмаковой, Р. Савиновой.
Важной отраслью в совхозе является овощеводство. 8400 квадратных метров земли отведено под зимние теплицы. Семь тысяч метров готовятся под летние пленочные парники.
В совхозе большое внимание уделяется агротехнической учебе кадров. Полученные знания, применение их на практике позволяют стабильно повышать из года в год урожайность овощей. Если в прошлом году с одного квадратного метра было получено по 13,4 килограмма огурцов, то этой весной овощеводы намерены собрать по 23 килограмма. А такие мастера тепличного хозяйства, как М. Пугачева, Е. Тихонова уже подсчитали, что сумеют снять с одного квадратного метра 27 килограммов. По совхозу же должна получиться внушительная цифра — 1900 центнеров.
С каждым годом расширяется и ассортимент овощей. Никогда ранее в Нефтеюганске не выращивали капусту, редиску, морковь. Теперь же с наступлением тепла рассада будет высажена в специально подготовленную почву.
Свои заботы и у птичниц совхоза. У них высокие социалистические обязательства: дать в магазины города 3 миллиона 200 тысяч штук яиц. Продано уже больше миллиона. А когда поголовье кур-несушек с 11 тысяч (имеющихся на сегодня) увеличится до 23 тысяч (их закупят в ближайшее время), птичницы надеются превысить свои обязательства.
Сейчас в совхозе «Нефтеюганский» все на предвыборной трудовой вахте. Плановые задания каждого дня перевыполняются.
Л. ГОРЕЛИКОВ"
На начало 1977 года в совхозе было более 30 тысяч квадратных метров теплиц, из них 20 тысяч остекленных, и планировалось построить ещё 30 тысяч квадратным метров на центральной усадьбе совхоза «Нефтеюганский». Именно так называли работники сельского хозяйства Сингапайские теплицы.
В итоге, в 1977 году на территории вахтового посёлка Сингапай была вся инфраструктура для создания крупного предприятия. С увеличением темпов бурения здесь создается Центральная база производственного обслуживания по прокату и ремонту бурового оборудования. А через полгода министерство нефтяной промышленности начинает объединение организаций региона в одно производственное объединение со специальным аппаратом управления. Так появилось ПО «Юганскнефтегаз». Времена бесконечных споров между подрядными организациями закончились. А роль Сингапая в освоении Среднего Приобья начала только возрастать.
Источник:
газета "Нефтеюганский рабочий" с 1969-го по 1977 год
научно-практический рецензируемый журнал «Северный регион: наука, образование, культура» № 2, 2021 год - Пространственное развитие сети автодорог Сургутского нефтегазодобывающего района (на примере автомагистрали Сургут-Нефтеюганск), Веселов С. И.