1. Здравствуй дорога
Долго и трудно добирались наши сургутские прадеды в губернский город Тобольск. Недавно наш корреспондент по заданию редакции повторила этот путь не на ямщицкой тройке или оленьей упряжке и даже не самолётом. Железная дорога подошла почти вплотную к Сургуту. Начинаем печатать записки Ивана Захарова о путешествии из Тобольска в Сургут по железной дороге.
В жизни городов бывают события, которые остаются в памяти людей на долгие годы. Семь лет прошло после того дня, как на левом берегу Иртыша раздался первый гудок тепловоза, прибывшего из Тюмени. Однако жители Тобольска до мельчайших подробностей помнят торжества по случаю победы транспортных строителей.
Немало воды утекло в сибирской реке после того, как было открыто движение поездов по железнодорожному мосту через Иртыш. Но тоболяки не перестают восхищаться трудом своих товарищей, соединивших два берега реки. Они и сейчас свой мост называют «поэзией», «ожерельем Иртыша», придумывают мосту другие ласковые названия, местные поэты слагают о нём стихи.
Город на Иртыше много сил отдаёт строительству железнодорожной станции Тобольск. Недавно здесь произошло событие, также взволновавшее и порадовавшее весь город. Открыт пассажирский вокзал. Парадный подъезд древнего Тобольска построен по проекту группы инженеров Сибирского института транспортного строительства. Замысел архитекторов воплотили в бетон, стекло и мрамор строители. Государственная комиссия оценила их работу на «отлично».
Вокзал действительно хорош, неповторимы его конструкции – оригинальная крыша над главным входом, огромные часы на фасаде здания и, конечно, конёк-горбунок из знаменитой сказки Петра Павловича Ершова – великого земляка тоболяков.
Начальник вокзала Любовь Арсентьева Никитина, проработавшая на железных дорогах 16 лет, говорит, что таких вокзалов нет ни на одной станции.
- Мы, - продолжает она, - одновременно можем принимать 700 пассажиров. К их услугам зал ожидания с удобными креслами, камеры хранения, кафе, комната для детей. Стремимся, чтобы не было очередей в кассы за проездными билетами. С нашего вокзала без пересадки можно уехать в Тюмень, Свердловск и другие города. Открыт путь поездам на Север.
Тоболяки любят свою станцию. Они приезжают сюда в свободное время полюбоваться природой, отдохнуть. Густой хвойный лес, крутые склоны холмов, безветренные лощины – удобные места для прогулок.
Дорога на станцию начинается с большой базарной площади подгорной части города. Автобус поднимается по Никольскому взвозу, проходит мимо стен древнего Кремля и сада Ермака, проезжает перед памятником Д. И. Менделееву. На улице, по которой идёт экспресс, расположены городская гостиница, Дом Советов, школы, старинное здание биофабрики, пятиэтажные дома нового жилого района Тобольска.
После деревни Защитино и легендарного Сузгуна открывается панорама речного порта с высокими кранами, большими домами. Ещё несколько минут езды – и автобус пересекает железнодорожную ветку, которая прокладывается к месту строительства нефтехимического комплекса.
Комплекс – главная стройка Тобольска. Он сооружается вблизи старинной деревеньки Верхние Аремзяны, той самой фабричной деревеньки, где не раз бывал великий учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Там жил его отец – директор Тобольской гимназии Иван Павлович со своей семьей.
Нефтехимический комплекс будет работать на сырьевой базе месторождений нефти и газа Западной Сибири, в том числе и нашего района.
Конечный пункт автобусного маршрута – железнодорожный вокзал. Входишь на первый этаж к билетным кассам, поднимаешься на второй в просторный зал ожидания и оттуда сразу же выходишь к поездам. Удобно, ничего другого не скажешь.
Московское время 10 часов 30 минут. Голос невидимого диктора извещает: «Товарищи пассажиры! С первого пути отправляется поезд №312 по маршруту Тобольск – Юность Комсомольская. Счастливого пути!»
Здравствуй, наша дорога! Давайте воспользуемся гостеприимством тоболяков и отправимся на поезде по этой дороге в наш родной город. Согласно билету я займу место в купе первого вагона и постараюсь рассказать вам обо всем, что видел в пути от Тобольска до Сургута.
2. Она такая весёлая
Сразу же после Тобольска железная дорога уходит в лес. По обе стороны насыпи самая настоящая тайга. Густые заросли хвойного леса сменяются берёзовыми колками. На обочинах дороги кусты малины, смородины.
Красив зимний лес. Тайга, запорошенная снегом, кажется безмолвной. Но это только кажется. Стальную магистраль то и дело пересекают тропы лесных обитателей – зверей и зверушек. Жизнь в тайге идёт своим чередом.
Попутчик по купе, механик строительно-монтажного поезда №522 И. А. Кротепко возвращается из служебной командировки на станцию Юность Комсомольская. Иван Алексеевич всю свою жизнь строит. Ещё шла Великая Отечественная война, а он уже восстанавливал шахты Донбасса. Восемнадцать лет подряд осваивал земли Казахстана. Последние три года строит дорогу на Сургут.
- Эта железная дорога – самая главная стройка в моей жизни. Магистраль сыграет огромную роль в освоении природных богатств Сибири,- такой вывод делает старый строитель.
Первая остановка поезда на пути в Сургут. Станция Шестакова. Она названа так в честь молодого солдата Александра Шестакова, погибшего при охране границы СССР на острове Даманском. Сейчас в посёлке строится крупный животноводческий комплекс, скоро здесь начнётся освоение лесных богатств, здесь будут построена дома для железнодорожников.
Поезд в Шестакова стоит одну минуту. Входят и выходят пассажиры. Гудок тепловоза извещает отправление, состав двигается и развивает скорость 50 километров в час. Быстрее пока нельзя.
- Но придёт время,- говорит машинист тепловоза ТЭМ-1 №1345 Пётр Фирсович Фирсов, - и мы будем ездить по дороге со скоростью 100 километров в час. В недалёком будущем здесь начнут ходить электровозы. Дорога эта очень хорошая, она такая весёлая.
Пётр Фирсов тринадцать лет работает на транспорте, с 1968 года – в отделении временной эксплуатации железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут. Раньше водил поезда только до Тобольска, теперь ездит на Север. Собирается на постоянное месть жительства в Сургут.
- Да не знаю, отпустят ли с Тобольска,- говорит он.
На нашей дороге много искусственных сооружений – мостов и водопропускных труб. Позади осталась речка Ингаирка со станцией Ингаир. Через полчаса поезд остановился на минуту на разъезде Ильтым. Впереди станция Юность Комсомольская – конечный пункт следования пассажирского поезда №312.
Станция Юность Комсомольская раньше называлась Туртас. Молодёжь, участвующая в строительстве железной дороги, предложила ей новое название. Инициативу молодых строителей поддержали Уватский райком партии, райисполком (на территории района находится станция) и журнал «Юность», шефствующий на великой стройкой Сибири. На открытие станции приезжал главный редактор журнала, писатель Борис Николаевич Полевой.
На станции, кроме службы временной эксплуатации, находится штаб строительно-монтажного поезда №522. В посёлке живёт две тысячи человек. 480 работают в СМП. Здесь своя школа, библиотека, магазин, но нет милиции. Председатель пострайкома М. С. Воробьев утверждает, что за три года в посёлке ни разу не заседал суд.
Коллектив строителей возглавляет Николай Доровских. Юрист по образованию, комсомольский работник по призванию, год работает без главного инженера, и получается неплохо. СМП-522 держит у себя переходящие Красные знамёна Уватского райкома партии, райисполкома и управления Тюменьстройпуть. Коллективу на вечное хранение передано знамя ЦК ВЛКСМ.
Комсорг поезда Виктор Спасский с удовлетворением рассказывает о славных делах молодёжи. Бригада монтёров пути Виктора Молозина – широко известный коллектив на всей строящейся дороге награждена вымпелом отряда космонавтов. Бригадир – участник ВДНХ, ударник девятой пятилетки, награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Таких людей здесь много. С уважением называют строители имена Ярослава Осадчука, Анны Шуклиной, Раисы Луневой и многих других. Трудом своим заслужили они уважение.
Вблизи станции действует лесопромышленный комплекс. Туда проложена ветка. Днём и ночью, в любую погоду идут по дороге поезда, гружённые сибирской древесиной. Стальная магистраль трудится. Начальник станции Юность Комсомольская Иван Падарин – молодой человек, одет в черную форменную шинель. Он принял активное участие в продвижении корреспондента Сургутской районной газеты дальше на Севере, к родному городу. Из его рук получил приказ №20 от 3 декабря. В нём сказано: «Разрешаю проезд на локомотиве заместителю редактора на поезде №3402. Начальник отделения временной эксплуатации В. Малериус».
Этот документ служил мне надёжным пропуском до самого Сургута.
3. До города рукой подать
Поезд №3402 – это грузовой состав из 72 вагонов. Локомотив ТЭ-3 мощностью четыре тысячи лошадиных сил приписан к Ишимскому депо, следует до станции Демьянская. Дальше состав поведут тепловозы отделения временной эксплуатации.
Машинист Александр Сергеевич Швыдкий совершает рейс с хорошим, приподнятым настроением. Накануне он получил новую квартиру в Тобольске. За плечами этого человека двадцатилетний стаж работы на транспорте. Он хорошо владеет своим делом, мастерски ведёт поезд.
На дворе ночь, но машинист знает и помнит каждый километр дороги. Вовремя прибавит обороты дизеля, вовремя притормозит состав.
Проезжаем станцию за станцией. Позади остались разъезд Выйский, станции Чумбулут, Пермя. Впереди Демьянская, а там новые встречи с железнодорожниками, новые знакомства, новые неизгладимые впечатления.
Поздним вечером поезд прибыл на станцию. Дежурная Галина Тарасенко – молодая энергичная женщина отдаёт четкие команды бригадирам тепловозов: одной рукой приступить к манёвровым работам, другой отдыхать, а бригады Виктора Ивановича Белова и Николая Ивановича Бондаря тепловозом ТЭМ- поведут состав дальше до самого Салыма. В полночь наш поезд пересёк границу Уватского района и вышел на родную сургутскую землю.
Яркий прожектор далеко освещает путь. Случается, что на его луч с придорожных кустов слетает стая куропаток. Любят птицы прогуляться по насыпи. На длинной ленте из песка, гравия и щебёнки легче всего найти вкусный камушек. Но такие прогулки порой дорого обходятся стае. Зазевает птица, а тут тепловоз, и крыльями взмахнуть не успеет.
Владимир Иванович Белов ещё год назад водил составы по Октябрьской железной дороге. Хорошо помнит, что из Москвы до Ленинграда поезд идёт пять часов 18 минут. Под Москвой и сейчас живёт семья Белова. Удовольствием жена и сын переедут в Сургут, но квартиры пока нет. Вот построят дома для железнодорожников, и Белов пропишется в нашем городе.
Помощник машиниста Евгений Васильевич Берсенёв – убеждённый холостяк, хотя ему и сорок. В Салыме думает сыграть свадьбу. Машинист шутит над другом: «Именно над Салымом светит его звезда».
За разговорами незаметно походит время. Ещё быстрее сокращается расстояние до станции, когда выходишь на открытую площадку тепловоза. Здесь очень хорошо ощущаешь быструю езду, смотришь вниз – рельсы бегут и бегут, прямо тебе под ноги.
В Салым приехали, когда на небе не погасла ещё ни одна звёздочка, всё в предрассветной мгле. Только окна помещения станции светятся ярким светом. Комната диспетчера обита зелёным полотном - для поглощения шумов и звуков. Дежурный диспетчер регулирует движение поездов на огромном расстоянии – от Демьянска до Сургута.
Салым большой посёлок. Построен заново. До прихода строителей железной дороги на берегу речки Ай-Ега жило шесть семей охотников ханты. Все родственники, все под одной фамилией – Качаловы. Сейчас посёлок – центр сельского Совета. В добрых домах, раскинувшихся по обоим берегам речки, живёт 1477 человек. Много молодёжи. Председателю исполкома сельского Совета Петру Дубовому исполнилось 25 лет.
Молодые рабочие показывают пример в труде. Коллектив строительно-монтажного поезда №198 во главе с ветераном транспортного строительства Павлом Куприяновичем Петуховым проложил 68 километров железной дороги. В этом году освоил сверхплана 200 тысяч рублей. Рабочие строят вокзал, отельную, станцию для обезжелезивания воды. Планируют основные объекты передать железнодорожникам в 1975 году.
Чтобы хорошо работать, надо многое знать. Этого правила придерживаются в своей жизни молодые рабочие. Салымчане ходят в вечернюю школу, которая здесь открыта, а заочно в техникумах учатся целыми семьямми: Галина и Леонид Дементьевы, Светлана и Юрий Доровских, Светлана и Григорий Арюхины, Александра и Виталий Куницыны.
В полночь два тепловоза ТЭМ-2 повели состав весом в три тысячи тонн на конечную станцию действующей железной дороги – Островную. Со станции до Сургута рукой подать, 15 километров.
В спарке один тепловоз из Киева и вся бригада – киевляне. Машинист Иванович Трофимович числится в штате южного управления механизации, но целый год в командировке – строит железную дорогу Тобольск – Сургут. Летом его тепловоз работает с машиной ВПО-3000. Это означает выправочная, подбивочная, отделочная машина, производительностью 3000 метров дороги в час. Зимой машина стоит в тупике, а тепловоз с машинистом трудятся.
Игорь Гергель, Виталий Кадочников, Анатолий Семеняк – это бригада в полном составе живёт в Салыме. Машинист Гергель работает на стройке восемь лет, построил южное плечо дороги, а теперь водит грузовые составы по северному. Весёлый человек. Улыбка всегда украшает его симпатичное лицо.
Он родился на Украине, вырос в Сибири, а трудится на Севере. Мечтает водить тепловозы до Нижневартовска, а если потребуется и дальше. В Сургуте Гергель ещё не был, хотя раз или два в неделю из кабины тепловоза с левого берега Оби видит огни нашего города.
Помощник Игоря Виталий Кадочников мечтает стать машинистом. Собирался в этом году поехать на курсы, да Валя, жена его, родила сына – не решился оставлять одну молодую мать.
- Вот подрастает мой Андрейка, тогда и учиться отправлюсь.
У Виталия, как говорится, ещё всё впереди. Ему 27 лет, имеет приличный стаж железнодорожника.
Третий член бригады – главный кондуктор поезда Анатолий Семеняк, заядлый шахматист. С шахматной доской не расстаётся даже в дороге. Он один из наиболее вероятных претендентов на звание чемпионов отделения временной эксплуатации железной дороги.
Пока знакомились с членами бригады, наш поезд прибыл на станцию Пыть-Ях. Куда ни посмотришь, всюду вагоны: в тупиках и на запасных путях. От Пыть-Яха начинается дорога на строительство Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода. На станции кипит работа. Идёт выгрузка вагонов. Работают десятки машин. Над лесом висит дым от множества костров и выхлопных газов автомобилей и маневровых поездов.
Участок от Пыть-Яха до Усть-Югана, пожалуй, самый трудный для машинистов. Главная магистраль с мостом через небольшую речку ещё не готова. Поезда ходят по обводной с деревянным мостиком, преодолевая затяжной подъем.
Чтобы поднять наш состав, надо было шесть тепловозов. Дежурный по станции не мог выделить такого количества машин. Гергель провёл поезд тремя тепловозами.
Мост через Юганскую Обь наш поезд проходил ночью. Величественное это сооружение – километровый стальной коридор, освещённый ярким светом прожекторов. Тепловоз по мосту идёт медленно, часто гудит: как бы приветствуя героический труд строителей – коллектив известного каждому сургутянину мостоотряда №15.
Станция Островная так названа за то, что она действительно находится на острове, в междуречье Юганской и большой Оби. Островная пока конечный пункт железнодорожной магистрали Тобольск – Сургут. Стальные рельсы подошли к самому берегу реки. К тому самому месту, где строится мост через русло большой Оби. Пройдёт всего лишь несколько месяцев и пойдут по мосту поезда.
… В выходные дни оживленно по автодороге, ведущей в мостоотряд №29 «Москивичи», «Жигули», «Волга» идут на станцию Островная. Жители нашего города совершают увлекательные экскурсии к поездам. На станцию ездят взрослые и дети. Каждая машина обязательно остановится у моста. Никому из нас небезразлично, как и какими темпами строится главный объект железной дороги. Мост через Обь с нетерпением ждут все города и сёла Приобья.
И. Захаров, спецкорр газеты «К победе коммунизма»
Источник: газета «К победе коммунизма» №№152-154, 1974 год.