Встреча на Иртыше
1.
Это можно бы и впрямь назвать нашествием. Веселые сильные люди с обветренными лицами заполнили тихие улочки Тобольска. С их появлением, кажется, что-то изменилось в городе. Мирно дремавший на склонах Иртыша, он вдруг встрепенулся, звонче запела солнечная капель и серебристые ручьи, упруже стали мускулы лоснящихся на солнце тротуаров, упрямо высвобождающихся из снежного плена. Тобольск встречал своих питомцев — строителей железной дороги, которая соединила маленький город с необъятной страной.
Передав товарищам теплые, нервно вздрагивающие рычаги, оставив на время горячие кабины бульдозеров и самосвалов, строители дороги Тюмень— Сургут из царства сурового холода перенеслись в весеннюю теплынь Тобольска. Они приехали, чтобы обсудить задачи стройки, подвести итог проделанного.
На четвертый слет молодых строителей прибыли делегаты Туртаса и Усть-Югана, Сургута и Чумбулута, Салыма и Южного Балыка, Демьянска и Ингаира. Четко, по-военному звучат названия их подразделений: СМП-16, МК-80, МО-15, МП-442, МК-5 – всего больше двадцати предприятий.
Под высокими сводами Тобольского драматического театра собрались сыны и дочери России и Татарии, Белоруссии и Украины. О значении слета говорит уже то, что в работе его приняли участие первый секретарь Тюменского обкома партии Б. Е. Щербина, заместитель министра транспортного строительства СССР И. И. Подчуфаров, ответственный организатор ЦК ВЛКСМ Г. В. Хорушевский, начальник главка железнодорожного строительства Н. И. Казьмин, секретарь Тюменского обкома комсомола Г. И. Шмаль, начальник управления Тюменьстройпуть Д. И. Коротчаев, начальник управления Тюменьдорстрой Ю. В. Юшков, работники и секретари Киевского, Ворошиловградского, Ивано-Франковского, Львовского обкомов комсомола.
Перед началом работы слета молодые строители дороги Тюмень—Сургут и гости возложили венок у памятника В. И. Ленину.
...Зал драмтеатра. Яркий свет юпитеров. Празднично убранная сцена. Во всю стену ее портрет Ильича. Он как бы озарен мягким светом утренней зари. Дополняют убранство сцены алые «лучи» кумачовых знамен.
2.
Слово для доклада берет начальник управления Тюменьстройпуть Д. И. Коротчаев.
- Большая работа проделана строителями железной дороги Тюмень - Сургут за четыре года. Рельсы уже шагнули за Тобольск. На всем отрезке пути от Иртыша до Оби ведется отсыпка полотна в низменностях, строятся поселки и мосты. План освоения средств опережается на 6.000.000 рублей. И все же нет особых причин для радости. Многие коллективы еще работают в неполную силу. Это МСП-464 и МК-15, СМП-227 и МП-442, СМП-237 и СМП-326.
Перечисленные подразделения не справились с планом прошлого года. В более выгодном свете находятся строители, базирующиеся в Сургуте: из СМП-330 и СМП-384.
В нынешнем году нам предстоит освоить 53 миллиона рублей, что на 11 миллионов рублей больше плана. Уже идет вторая половина марта, а результаты пока у нас неважные. План двух месяцев по генподряду выполнен на 94,6 процента. Чтобы выровнять фронт, необходимо до 15 апреля открыть движение поездов до реки Туртас, форсировать наведение мостов и строительство Тобольского речпорта.
Рычагом улучшения работы должны стать повышение трудовой дисциплины, четкое взаимодействие субподрядчиков и быстрое устранение недостатков на местах. Наша грандиозная стройка будет завершена в срок. Вчера мы строили дорогу Абакан - Тайшет, а сегодня Тюмень - Сургут. На помощь нам приедут 5.000 юношей и девушек по комсомольским путевкам, а также на летний период приглашаем 15.000 студентов.
Многие делегаты выступали с обсуждением доклада.
О. М. Шапошник – начальник СМП-330
- С гордостью и благодарностью принимает наш коллектив почётную награду – переходящее Красное щнамя ЦК ВЛКСМ, врученное нам сегодня. Эту награду мы расцениваем как аванс под новые трудовые успехи, чтобы достойно встретить главную дату века – юбилей вождя
А. Г. Подкуйко — геодезист СМП-269.
- Прошедший год для нашего коллектива был малоутешителен — подвели субподрядчики. Но сейчас мы свои планы перекрываем. Молодежь работает по-боевому. Многие отдают себя без остатка. Кроме всего наш девиз: будь экономным!
С этой трибуны выскажу и претензии к руководству. К нам приезжает молодежь, а вот учиться ей рабочим специальностям негде. Где же возьмутся надежные кадры?
В. Ф. Солохин — начальник мостостроительного отряда №15.
- Профессия мостостроителей всегда была окружена ореолом романтики. Сколько уже сделано мостов, но главные впереди: через Юганскую Обь — километровый мост, через Обь — почти двухкилометровый, через Вах и Савкинскую протоку - еще громаднее. На первые два моста требуется 100000 кубометров бетона. А где его брать? Исетскии завод «молчит». Слабо решается вопрос с жильем для мостостроителей, а ведь они и так не обласканы уютом.
Ю. В. Юшков — начальник управления Тюменьдорстрой.
— Без дорог в тайге делать нечего. Дорожники первые потревожили таежную глухомань. На тюменской земле уже построено нами около ста километров дорог, около полумиллиона квадратных метров аэродромных покрытий. За минувший год управление получило два миллиона сверхплановой прибыли. В ленинском году программа увеличена больше чем в полтора раза. Сорок километров автомобильных дорог мы сдадим в срок.
Л. В. Балашов — бригадир сварщиков из СМП-330.
- Больной вопрос в нашей стройке — закрепление кадров. Его обязаны взять под свой контроль комсомольцы. Только с согласия комсомольского штаба или организации должны получать работу все, кто прибывает с Большой земли. Строительный поезд у нас молодежный. Активно работают спортивные секции. Готовим концерты художественной самодеятельности. Организовали курсы для подготовки в вузы.
Г. И. Шмаль — секретарь Тюменского обкома комсомола.
- Железная дорога Тюмень — Сургут носит название ударно- комсомольской стройки. Однако, здесь не чувствуется еще духа ударности. Комсомол не задает тон. Много случается прогулов. Комсомольские организации редко вторгаются в проблемы производства, подбора кадров, обучения рабочих. Исправление недостатков должны взять на себя комсомольцы. Мало внимания на стройке уделяется вопросу перспективы, роста людей. А ведь социальное планирование давно получило всеобщее признание. Порой руководители коллективов забывают о моральной стороне жизни рабочего. В СМП-384, например, есть всего две сотни обшарпанных книжек. Уже настало время сказать, что книга — тоже предмет первой необходимости. Комсомольцы обязаны беречь свои традиции, писать историю коллективов, использовать для активизации работы моральные стимулы.
Л. М. Иваницкий — секретарь Ивано-Франковского обкома комсомола.
- Через несколько дней на XXI съезде комсомола Украины пойдет разговор о строительстве Севсиба — дороги Тюмень —Сургут. Целая группа комсомольских работников нашей республики изучает сейчас вопрос мобилизации молодых на эту грандиозную стройку. Если на своих подшефных стройках в прошлом году украинцы ввели 15 объектов, где работало их больше 9.000 человек, то в нынешнем году комсомол Украины берет шефство над 51 стройкой страны.
Своеобразным итогом прений по докладу явилось выступление секретаря Тюменского обкома партии Бориса Евдокимовича Щербины.
— Товарищи! Здесь собрались мы не для праздничных речей. Будни стройки, живое дело — вот главный вопрос слета. Дорога Тюмень - Сургут строится еще низкими темпами. А ввести в эксплуатацию ее нужно через три года. Строители дороги до сих пор не развернулись по-настоящему. Им бы взять пример с монтажников ЛЭП-500, которые менее чем за полгода сумели сделать вторую половину линии, когда первая строилась три года. Очень медленно строится Тобольский речпорт, а ведь для Сургутской ГРЭС он имеет огромнейшее значение. На строительстве железной дороги хромает техническая сторона дела. Где сетевые графики, поиск резервов, запланированные дороги, контроль за выполнением работ?
Только при условии работы в три смены и шага укладчиков рельсов в два километра за день намеченные планы станут реальностью.
3.
Строительство первой северо-сибирской стальной магистрали продолжается. На всем фронте от Тобольска до Сургута работают коллективы мехколонны, они отсыпают земляное полотно в районах Карагайки, Туртаса, Перила, Салыма, Южного Балыка, Юганской Оби. «Укладчики рельсов подходят к Туртасу. Значит, около трехсот километров дороги уже построено. От Юганской Оби тоже началась укладка рельсов. Но реальным подсчетам в атом году поезда придут в Демьянск, а это значит, что тюменская магистраль вплотную подойдет к Сургутскому району, где тоже будет открыто движение поездов от Юганской Оби до Усть-Югана.
Строительство моста через Юганскую Обь начинается в этом году, а немного позже — и через сибирскую красавицу Обь. Вступят в строй мощные речные порты Сургута и Тобольска. Но главное то, что постоянное железнодорожное сообщение Сургут получит уже в 1973 году, а Стрежевое — в 1974 году. Задачи определены реально.
4.
Путейцы — народ кочевой. Не привычны они к изяществу залов, к креслам, обилию яств. И все же тоболяки как можно лучше встретили тех, кто избрал нелегкий путь противоборства с северной природой.
В перерывах между заседаниями вестибюль наполнялся звуками эстрадного оркестра, кружились танцевальные пары. Иные восполняли запас калорий. Нарасхват шли знаменитые тобольские сувениры. То и дело зажигались яркие софиты, где группы делегатов усаживались перед фотоаппаратами, чтобы запечатлеть себя на память о встрече на Иртыше.
Целый день провели строители в стенах драмтеатра, но скучать им было вовсе некогда. Работа слета проходила напряженно. Каждый выступающий говорил о том, как скорее построить трассу Севсиба.
Одно впечатление было ярче другого. Бурей аплодисментов взрывался зал, когда начальник СМП-330 О. М. Шапошник принял знамя ЦК ЛКСМ Украины – инкрустированный портрет Ленина, искусно изготовленный молодыми умельцами; и когда сценой завладели самодеятельные артисты.
Тепло воспринимали делегаты программу концертной бригады сургутян под руководством Н. Белоконь, но еще лучше — выступление тоболяков. Они демонстрировали настоящее профессиональное искусство. Прекрасный хор, искрометные танцы и сложные арии опер — все вызывало восторженные овации.
Слет закончен. Его главным итогом явилось социалистическое обязательство строителей дороги Тюмень - Сургут - Стрежевое. В нем записано:
План четырех месяцев выполнить к 22 апреля.
15 апреля открыть движение поездов до Туртаса, на 313 километре от Тюмени.
К 25 октября выполнить годовой план.
К 20 декабря открыть движение поездов до Демьянска.
Производительность труды повысить на 9,6 процента.
От внедрения рацпредложений и планов НОТ получить 250.000 рублей экономии.
От снижения себестоимости работ получить 100.000 рублей сверхплановой прибыли.
Лейтмотивом скупых строк обязательств звучат слова: «Даешь Севсиб! Даешь Сургут!»
...Разъехались делегаты по своим рабочим местам, но в сердцах унесли тобольскую весну, весну новых задач удивительного похода к сибирским кладовым.
Л. Ткаченко.
Фото автора.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1970 год, №35