Зашагали рельсы от Сургута. Репортаж
19 августа от берегов Юганской Оби в сторону Тобольска началась укладка железнодорожного полотна магистрали Тюмень — Сургут. Бригада Геннадия Максимова из строительно-монтажного поезда №384 в первый день положила на насыпь 300 метров пути.
Теперь железную дорогу Тюмень — Сургут прокладывают с двух сторон: из Тобольска и от Сургута. Строители СМП-384 взяли на себя обязательство к новому году уложить 18 километров пути до поселка Усть-Юган и открыть рабочее движение.
Еще издали слышится пулеметная трель молотка. Это бригада Геннадия Максимова готовит шпало-рельсовые звенья. Ребята приехали на ударную комсомольскую из разных уголков страны.
Ловко работают ребята. Вот звено готово, и его убирают. На место ложатся шпалы, сверху рельсы, и Евгений Надежкин со своим напарником принимаются за регулировку ширины колеи. От умелых ударов молотка костыли один за одним заходят в шпалы.
А вот и сам прораб Александр Черник (на снимке справа). Он — не новичок на строительстве дороги. После демобилизации из армии окончил железнодорожный техникум в г. Уфе и успел поработать на строительстве дороги Тюмень — Тобольск, а сейчас—в Усть-Югане.
Особые трудности преодолевают гидромеханизаторы участка №2 строительного управления 489 треста Трангидромеханизация. Весь участок пути - 18 километров — проходит через низкую пойменную часть. Однако, работая в условиях большого паводка, гидромеханизаторы значительно перевыполняют плановое задание на намыве полотна. Только во втором квартале при плане 300 тысяч кубометров грунта они намыли 420 тысяч.
Н. Воронов, нештатный корреспондент газеты «К победе коммунизма», 1970 год, №101. Фото Ю Филатова
В рабочем строю
Полтора года назад на диком берегу в устье реки Югана высадился первый десант строителей. По мшистым, топким берегам замелькали разноцветные палатки, задымили походные кухни. То тут, то там велась раскорчевка леса, и на делянах, как грибы после дождя, стали расти срубы зданий.
Вот так и началась трудовая биография стройки — северного плеча железной дороги Тюмень — Сургут. Сейчас в молодом поселке вырос комплекс жилых домов, школа, больница, котельная, гараж, помещения для механической мастерской. В скором времени будут новоселья в детском саду, клубе, гостеприимно раскроются двери в столовую, баню.
В первые же дни ударного объекта родилась и партийная организация. Коммунисты поставили перед собой определенную цель: создать нормальные жилищно-бытовые условия и, сформировав надежный коллектив, повести его в наступление. Не скрою, трудностей было много. Не хватало техники, строительных материалов, случались перебои в снабжении продуктами. Да и люди не все сразу, как говорится, пришлись ко двору.
В общем, новая стройка есть новая.
Но коммунисты и ядро рождающегося коллектива вынесли трудности и поставили в тайге новый поселок. С хорошей стороны проявили себя в ответственный период члены партии — прораб Б. Волошин, бригадиры А. Задойко, В. Жуков, штукатур В. Водопьянова, шофер П. Водопьянов.
Сегодня коллектив стройки живет боевым ритмом. С каждым днем все дальше уходят рельсы, а на расстоянии в шесть километров ходит дрезина. На укладке шпал пример показывают бригады коммунистического труда, возглавляемые тт. Бахтиным, Усольцевым, Исхановым. Нет сомнения, что к концу года мы откроем рабочее движение от Усть-Югана до Юганской Оби.
Нескучно в поселке вечером. По понедельникам за книги садятся коммунисты и активисты. В двух политических школах занимается свыше шестидесяти человек. Сорок трассовиков учатся в школах рабочей молодежи, восемь — заочно в техникумах и институтах.
Созданы кружки художественной самодеятельности, пополняется фонд библиотеки. А когда на землю опустится темнота, слышится знакомый голос: «Говорит Усть-Юган!..» Да, это начинает свои передачи местная редакция радиовещания, созданная на общественных началах.» В ее программах — новости стройки, выступления передовиков производства, инженеров, врачей, учителей.
Скучать в новом поселке не хочется. Его хозяева — строители железной дороги — стоят в рабочем строю.
В. Рашкин, секретарь партбюро строительно-монтажного поезда №384.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1970 год, №121
И снова в путь. На строительстве дороги Тюмень—Сургут
Бригадир Андрей Григорьевич Лавриненко пришел накануне отъезда к начальнику мостоотряда №5 Валентину Федоровичу Солохину. Разговаривать долго не пришлось, потому что все обсудили еще задолго перед выездом Лавриненко в Усть-Юган. Просто начальник крепко пожал руку своему испытанному бригадиру и пожелал ему счастливого пути.
—Теперь я спокоен, - сказал Валентин Федорович, когда Лавриненко ушел.—Спокоен и за первый прорабский участок, и за судьбу мостов у Усть-Югана.
Десант на 656 й километр трассы железной дороги Тюмень - Сургут был заброшен недавно. Еще в конце августа окрестности Усть-Югана были залиты водой. Только в сентябре появилась возможность строить в этом районе мосты. Коллектив участка мостоотряда №15, приехавшего сюда, возглавил молодой прораб Александр Косицын. Молодой, но уже опытный. Все, кто возводил гигантский мост через Иртыш под Тобольском, набрались опыта. А Косицын и здесь был прорабом. Работали вместе с Андреем Лавриненко, имя которого тогда стало особенно известно среди строителей магистрали. Потом вместе возводили южную и северную причальные стенки Тобольского речного порта.
— Теперь можно не сомневаться, что успех обеспечен, — повторяет Солохин. — Косицын и Лавриненко — хороший сплав.
Там, между Усть-Юганом и протокой Юганской Оби, нужно возвести три моста, построить их как можно быстрее, потому что укладка, пути на северном плече трассы уже началась, а переходы через водные преграды могут задержать путейцев. На помощь коллективу мостоотряда №15 снова приехали работники Омского мостопоезда №413, которые уже принимали участие в строительстве тобольского моста. Вместе легче одолеть трудную задачу.
А всего на северном участке магистрали коллективу мостоотряда предстоит построить между 550-м и 669-м километрами 37 малых и средних мостовых переходов. Это огромная работа, которую трудно сравнить даже с той, которая ведется между станциями Тобольск и Демьянская, где сейчас развернуто основное строительство.
Но и эти сооружения на подступах к Усть-Югану ни в какое сравнение не идут с главным мостом, который предстоит соорудить пятнадцатому отряду, — с мостом через Юганскую Обь. Он будет больше тобольского.
— Это нас не пугает. — говорит Солохин. — Во-первых, технология строительства остается той же, что под Тобольском, а там мы многому научились. Во-вторых, коллектив остается в прежнем составе. Людей не пугает суровый северный климат. И это — главное.
На берег Юганской Оби заброшен второй десант мостоотряда. Возглавляет его прораб Михаил Басалыгин. Задача перед этим коллективом стоит, на первый взгляд, простая, но тоже важная. Он начал строить поселок для мостоотряда. Поставлено уже восемь 6-крартирных щитовых домов. А всего их будет сто. Кроме того, школа, магазины, столовая, клуб, детсад, баня... Короче говоря, все, что нужно для нормальной жизни в условиях «автономии», отдаленной от ближайших населенных пунктов на десятки и сотни километров.
Итак, первые десанты действуют, обеспечивают фронт работ для основного коллектива. К началу зимы на северном участке строителей прибавится до 200, а к новому году — до 300. С января 1971-го начнется штурм Юганской Оби — будут возводиться первые две опоры моста. К концу 1973 года по нему должен пройти первый рабочий поезд.
А пока у мостостроителей немало забот и на участке под Тобольском. Продолжается покраска моста через Иртыш. Возводится северная причальная стенка грузового речного порта. На этом объекте, который был главным в текущем году, выполнены основные работы — погружены вдоль причала все 280 шпунтовых свай, уложено больше половины нижнего шапочного бруса, частично возведены элементы надстроек. Работами здесь руководит старший прораб Виктор Рогозный. Сейчас поставлена задача пустить вторую очередь порта к весне будущего года.
Бригады отряда выполняют еще одно ответственное задание — забивают сваи под фундамент железнодорожного вокзала на станции Тобольск. Больше половины работы выполнено.
И еще один большой объект возводится этим коллективом — мост через таежную речку Ингаир, к северу от станции Тобольск. Строители под руководством прораба Роберта Шнейдера готовятся в октябре закончить последние две опоры моста, и можно будет укладывать пролетные строения.
...Уехал на Север знатный бригадир Андрей Лавриненко. Готовятся в путь к новому месту работы другие мостовики. Впереди - новые большие планы, новые трудовые победы.
Ю. Бакулин.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1970 год, №128
Усть-Юган. Второй раз встречают майский праздник на сургутской земле строители железной дороги. Нынешний Первомай для рабочих строительно-монтажного поезда №384 и механизированных колонн №21 и №55 особенный. Он проходил под неизгладимым впечатлением решений XXIV съезда нашей партии.
На торжественном собрании строителей с докладом выступил заместитель начальника СМП-384 А. И. Юнаков. Он рассказал об итогах работы поезда и механизированных колонн за 4 месяца.
— Мы взяли хороший старт. — говорит докладчик. — План по генподряду значительно перевыполнен, освоено капиталовложений на три миллиона девятьсот тысяч больше, чем было запланировано. Справились с предмайскими обязательствами все производственные коллективы.
Строители железнодорожной магистрали решили в этом году проложить стальные рельсы до реки Пучип, а в конце 1972 года принять рабочий поезд из Тобольска на станции Юганская Обь.
Решимость, вдохновение, с какими трудятся строители, убеждают, что это обязательство будет с честью выполнено.
В. Рашкин, председатель совета секретарей парторганизаций станции Усть-Юган.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1971 год, №54
Решение, поручение и контроль (трибуна секретаря парторганизации)
Летом 1969 года первый отряд строительно-монтажного поезда №384 высадился в Усть-Югане — началось сооружение северного плеча железной дороги.
Тайга. Болота. Бездорожье. Сибирские морозы. Но, несмотря на это, рабочие, инженерно-технические работники поезда самоотверженно, день за днем ведут наступление на Север. Там, где никогда не ступала нога человека, выросли поселки Усть-Юган, Юганская Обь, Большой Балык и протянулись стальные нитки дороги — дороги большого будущего всего Среднего Приобья.
Первые километры... В них — горечь неудач и радость побед, ум, смекалка и творческие находки энтузиастов.
Не только природа преподносила сюрпризы, являясь препятствием на пути к достижению цели. Мешала еще и собственная неорганизованность. Помню один из морозных декабрьских дней 1969 года. Поселок только что начали строить. Люди жили в вагончиках. Вдруг авария на передвижной электростанции. Закрылись столовая, пекарня, котельная. Более 200 рабочих оказались в исключительно трудном положении. Партийная организация еще не была создана. Но действовать нужно было быстро и решительно. Сразу же семь коммунистов, не сговариваясь, пришли в контору. Состоялась серьезная, обстоятельная беседа. На повестке дня значился один вопрос: быт рабочих. Слушали главного инженера поезда Ю. И. Соколова. Решение было конкретным. Сроки ликвидации аварии жесткими — несколько часов.
Лампочки засветились вовремя. Да и могло ли быть иначе! Коммунист, где бы он ни был, должен оставаться коммунистом и проявлять заботу не только о порученном участке работы, но и обо всем, что делается в коллективе. Для него нет главных и второстепенных дел, нет и не должно быть. Хотелось бы отметить инициативность энергетиков СМП-384 Б. Л. Волошина, А. Е. Циприкова.
Этот день стал днем рождения партийной организации монтажного поезда. Сейчас она насчитывает 35 членов КПСС и кандидатов в члены КПСС. Коммунисты занимают ведущее место на стройке, служат примером добросовестного отношения к труду. Большим уважением в коллективе пользуются А. И. Задойко, Т. Г. Жуков и другие.
Жизнь нашей партийной организации ярче всего проявляется на собраниях, поэтому от глубины подготовки их зависит интерес к обсуждаемому вопросу, активность каждого коммуниста, конкретность принятых решений. Подготовка к собранию начинается с обсуждения на заседании бюро повестки дня, утверждения докладчика и проверяющих.
Практика работы показала, что если текст доклада не обсуждался на партийном бюро, то оратор часто говорит о недостатках туманно, не называет конкретных носителей зла, не дает должной принципиальной партийной оценки работы коммунистов. Немаловажное значение здесь имеют проведение проверок по обсуждаемому вопросу, подготовка отдельных коммунистов для выступлений с конкретными предложениями по улучшению работы.
Шаблона в подготовке партийных собраний быть не может. Это решается каждой партийной организацией по-своему, и я не ошибусь, если скажу, что во многом зависит от творческой жилки партийного вожака. Приведу один пример. На открытом партийном собрании в прошлом году доклад заместителя председателя постройкома П. П. Степанова об организации социалистического соревнования задел за живое слушателей. Выступающих было много, и все, как один, говорили по существу, смело вскрывая недостатки, о ширине, глубине и гласности соревнования, причастности к этому важному методу социалистического хозяйствования профсоюзных руководителей, активистов.
Решение, принятое по обсужденному вопросу, было конкретным. Партийное собрание обязало коммунистов — начальника поезда №384 Ю. А. Щадных-Чупринко, члена постройкома А. Е. Улирикова разработать повышенные социалистические обязательства на первый квартал 1971 года и по достойной встрече XXIV съезда КПСС, а заместителя начальника поезда А. И. Юнакова — красочно оформить наглядную агитацию. Критические замечания в адрес председателя постройкома были учтены при выборе нового состава профсоюзного комитета.
Конкретность и ясность принятых решений дают возможность их контролировать.
Но подготовить собрание и принять действенное постановление — это еще не все. Основная забота партийной организации и бюро, конечно, заключается в том, чтобы решения не оставались словами на бумаге.
В нашей партийной организации контроль за исполнением решений осуществляется различными методами. Многие из них явяются законом внутрипартийной жизни, поскольку отвечают Уставу КПСС. И здесь, разумеется, должны сказать свое «я» секретарь, члены партийного бюро. Они всегда должны быть в курсе всех событий, чтобы вовремя вмешаться и повлиять на исход того или иного дела. Особенно хорошо они должны знать людей, кому поручается выполнение намеренного. Знать рядовых коммунистов, как свои пять пальцев.
Положительно сказывается на организационно-партийной работе информирование членов партии о выполнении ранее принятых решений партийных собраний. С одной стороны, люди знают положение дел и могут активнее участвовать в жизни. С другой - это дисциплинирует, повышает ответственность за выполнение порученного.
Партийное бюро будет и впредь уделять этим вопросам большое внимание. Подготовка к собранию, конкретность постановлений, поручений и контроль, контроль и еще раз контроль за их исполнением. Тогда и партийное собрание будет действительно настоящей школой для каждого коммуниста.
В Рашкин, секретарь партбюро СМП-384
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ. Виктор Петрович Рашкин родился в 1912 году. Пятнадцатилетиям подростком начал трудовую деятельность на - Загорском хлебозаводе «Смычка» в Подмосковье. В 1943 году окончил Свердловский юридический институт и в течение 20 лет работал в органах прокуратуры Свердловской области. С июня 1969 года — начальник отдели кадров в СМП-384. В июле 1970 года избран секретарем партбюро поезда.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1971 год, №59