Таежный десант
Положено начало возведению железнодорожного моста через Юганскую Обь: высадившийся здесь таежный десант строителей из мостоотряда №15 ведет забивку свай под опоры гиганта.
Бригада опытного мостостроителя Михаила Гаврилюка работает на основании пятой опоры. Четыре сваи, каждая из которых может выдержать нагрузку до 500 тонн, уже забиты до проектной отметки. По-ударному трудятся на второй и третьей опорах буровики из бригады Андрея Кашта. Они взяли обязательство к концу месяца закончить сооружение всех одиннадцати свай на третьей опоре.
На снимках: забиты первые сваи; монтажник Петр Верхоланцев.
Ю. Филатов, газета «К победе коммунизма», 1971 год, №46
Надо прежде по шпалам пройти
Фоторепортаж Ю. Филатова со строительства железной дороги
Немногим более года прошло с тех пор, как на левом берегу Юганской Оби высадился мостоотряд №15. Точнее 12 человек, которые разбили первые палатки и приступили к вырубке и подготовке места под строительные площадки.
Первыми баржами были доставлены вагончики, приехало пополнение. В августе того же года приступили к строительству первых жилых домов (сейчас их насчитывается более сорока), и мостоотряд значительно окреп.
Более 200 рабочих заняты сооружением моста-гиганта через Юганскую Обь и других мелких мостов. Кроме тою, начато строительство конторы, детсада, ведутся работы на стройбазе.
Мостоотряд №15 успешно ведет работы на трассе по сооружению мостов: он продвигается навстречу строителям южного крыла железнодорожной магистрали. Отличными производственными показателями встретил отряд съезд партии, построив девять свайно-эстакадных мостов. Произведены подготовительные работы, которые дадут отряду возможность выполнить поставленные задачи на этот год.
НА СНИМКАХ: железная дорога пришла в Усть-Юган; ударник коммунистического труда бурильщик Николай Девяшин — сейчас он занят бурением скважин под опоры железнодорожного моста через Юганскую Обь.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1971 год, №51
Тайга услышала гудок тепловоза
Репортаж этого номера – со строительства железной дороги Тюмень – Сургут.
Горячие будни стоят ни строительстве железной дороги Тюмень - Тобольск - Сургут. И хотя вешние паводковые воды сдерживают темпы, подразделения строителей-железнодорожников преодолевают северные трудности.
На помощь подошли речники. Они доставили к берегам Юганской Оби первый тепловоз. Первым за пульт управления встал и открыл рабочее движение на участке Юганская Обь — Усть - Юган машинист Энгель Губаевич Шарафутдинов (снимок слева). Он - опытный железнодорожник, работал на Оренбургской железнодорожной ветке, затем на строительстве дороги Ивдель - Обь. А сейчас — на северном плече железной дороги Тюмень - Сургут.
Первому рабочему поезду (снимок внизу) придется много потрудиться. По двадцатикилометровой дистанции на платформах доставлены на головной участок экскаваторы, бульдозеры и другое большегрузное оборудование. А основное рабочее назначение тепловоза - доставка грунта для отсыпки полотна головного участки.
Ю. Филатов, спецкорр газеты «К победе коммунизма», 1971 год, №79
Не частое дело
Посёлок Усть-Юган появился на карте нашего района два года назад, когда в глухой таежной стороне высадились строители северного плеча дороги Тюмень—Сургут. Перед коллективом поезда №384 была поставлена конкретная цель — построить «железку» от 570 километра до станции Сургут. Объем работ большой, и командиры стройки, коммунисты понимали, что справиться с заданием можно, если людям будут созданы нормальные жилищные и бытовые условия.
Решать проблему начали со строительства жилья. За короткий отрезок времени в тайге встали улицы жилого массива - дома, магазины, столовая, мастерские бытового обслуживания, детсад, амбулатория и здание восьмилетней школы. Весь жилой фонд превышает 5 тысяч квадратных метров. Иначе говоря, все работающие в поезде обеспечены квартирой. А молодежь проживает в общежитиях со всеми удобствами, комнаты на два-три человека.
Поселок радиофицирован, в квартирах светятся голубые огни телевизоров, улицы освещены, нормально функционируют почтовое отделение и сберкасса.
Неплохо, на наш взгляд, налажено культурное обслуживание. Клуб рассчитан на 180 мест, в нем широкоэкранная киноустановка, читальный зал с фондом литературы в 3 тысячи томов, в фойе установлены два теннисных стола и бильярд. Концерты и вечера отдыха проводятся часто. И не только своими силами. В гостях у строителей-железнодорожников побывали: ансамбли «Коробейники», «Ровесник», агитбригады Сургута и Киева, Нефтеюганска и Георгиу-Деж, киноартист А. Толстых, писатели и кинооператоры.
Молодежь увлекается спортом. Проводятся соревнования по волейболу, настольному теннису, стрельбе. На районной спартакиаде наша команда заняла второе призовое место.
В Усть-Югане создана разветвленная торговая сеть — магазины, столовая, хлебопекарня, овощехранилище и складские помещения. Жители поселка в достатке получают свежие овощи и фрукты, молочные продукты и другие необходимые товары. На нынешнюю зиму завоз промышленных и продовольственных товаров сделан досрочно.
Как и у всякого новорожденного, с его ростом возникают трудности, которые не всегда под силу решить на месте. Есть такие проблемы и в поселке Усть-Юган. Более четырех месяцев построены помещении под мастерские бытового обслуживания. Однако Сургутский комбинат совершенно забыл наших рабочих. Не только не укомплектованы мастерские кадрами, но за последний квартал в командировке не бывали ни парикмахеры, ни фотографы, ни мастера по ремонту бытовой техники. Это невнимание порождает поток жалоб трудящихся: Нам думается, что вопрос бытового обслуживания населения под силу решить местным советским органам и руководству комбината бытового обслуживания.
Не совсем довольны мы и работой кинофикации. В нашем клубе демонстрируются фильмы трех - пятилетней давности. К примеру, киножурнал «Новости дня», выпущенный в 1968 году, мы смотрели не так давно. Если учесть, что основная масса строителей приехала с Большой земли, в основном молодежь, то можно понять недовольство людей. Это не так уж трудная проблема, и решить ее не составит большого труда.
Строители с большим напряжением и желанием выполняют поручение партии — сооружают в тайге железнодорожную линию. Из месяца в месяц коллективы монтажников, землеройщнков и шоферов выполняют свои задания. И мы не сомневаемся в том, что железная дорога, как и намечено в Директиах XXIV съезда партии, вовремя придет к Сургуту.
А. Юнаков, заместитель начальника строительно-монтажного поезда №384.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1971 год, №105
Потому что есть рассветы (репортаж)
Машина, набирая скорость, мчится в тайгу по трассе будущей железной дороги Тюмень — Сургут. Слева и справа мелькают задумчиво притихшие березы, кедры, осины. Тихо в тайге, зато в машине весело: ребята шутят, хохочут после каждой шутки-прибаутки. Шофер наш Василий Абатуров торопится - мы, лесорубы, обязательно должны встретить рассвет на своих рабочих местах.
Ещё недавно сюда, на южный участок трассы Салым-Тобольск, ездило две бригады, теперь четыре. В каждой бригаде хлопцы дружные, работящие, старательные. Каждое утро Василий притормаживает перед мостиком через речушку Кинтус, и каждый раз мы пересчитываем сваи будущего железнодорожного моста. Значит, мостостроители работали и прошлую ночь: установлено на три сваи больше, чем вчера.
После речушки в машине становится тихо, и почему-то многие закуривают. Тишина и мечты. Они рождают уверенность: здесь будет железная дорога! Обязательно будет, потому что есть рассветы, мечты и люди - вот эти парни в брезентовых робах, с испытанными, крепкими рабочими руками.
О чем же думают мои товарищи? А каждого свои думы. Все ли сегодня пойдет хорошо, как намечено вчера? Не будут ли «барахлить» трелевщики, бензопилы «Дружба», корчеватели? Нет. Но взглядам видишь, чувствуешь все будет в порядке. А если что - рядом опыт, спаянность, надежное плечо друзей и жажда работать без устали, обогнать время.
В начале ноября, выдавая наряды скомплектованным бригадам лесорубов, прораб Юрий Иванович Тюмин сказал:
— Работа у нас ответственная: заваленная лесом трасса не дает развернуться, сдерживает рабочий ритм мехколонны. Наш добросовестный труд - фронт работы для механизаторов. Уяснили? Лес должен быть убран. И чем раньше, тем лучше. Гектары и сроки известны каждой бригаде, здесь как на фронте: отступать некуда.
Всегда первой выгружается из машины бригада Юрин Дементьева. Она и начинает трудовой день. И вот уже тяжело заурчал трелевочный трактор, звонко запела «Дружба», ярко вспыхивают костры, отбрасывая предрассветные сумерки. Во второй, третьей, четвертой бригадах тоже закипело дело. Работа спорится в руках. Ни минуты простоя. Работал, сегодня лучше, чем вчера - вот наш девиз. И мы от него не отступаем.
Мастер Павел Филиппович Сайтов сделал пометку в записной книжке и улыбнулся: молодцы, хорошо сработали! Мы взглянули на трассу: по дороге едет трелевщик, а за ним с веселыми, горделивыми лицами шествуют герои дня - бригада Сергея Шинова. Мы поздравляем товарищей, радуемся их успеху и чуть-чуть завидуем: соседи на три дня раньше выполнили свое задание и вот переходят на новый участок.
Бригадир мой Николай Шутелеев машет рукой соседям:
—Даешь, парни! Завтра и мы переходим на новый участок. Берегитесь, обгоним!
Нелегкая работа на трассе. Ведь мы убираем лес после зимней валки. Завалы, высокие пни, укладка лежневок, и все это в сжатые сроки. Трудно приходится, но нужно, а если нужно — сделаем!
Как намечено, так и будет. Будет потому, что на трассе работают такие механизаторы, как комсомольцы Василий Дрозд, Анатолий Молчанов. Любит шутить Анатолий, но и работать умеет. В ноябре он получил задание выкорчевать пни на трех гектарах трассы, а 23-го закончил обработку четвертого гектара. И так каждый. Работящие руки у этих парней, моих товарищей.
Будет здесь железная дорога! Будет потому, что есть рассветы, есть мечта и любовь к труду, к отчизне!
И. Арсенюк, лесоруб строительно-монтажного поезда №198.
Участок трассы Салым - Тобольск.
Источник: газета «К победе коммунизма», 1971 год, №141.