Газета «К победе коммунизма», №23, 1974 год
«Девчата с Южного Балыка»
В посёлке Южный Балык, где строиться нефтеперерабатывающий завод, сдано в эксплуатацию на 12 дней раньше срока здание общежития площадью 650 квадратных метров.
Это первый жилой дом, в котором отделочные работы выполнила вновь созданная бригада третьего участка управления Сургутской ГРЭС. О работе коллектива рассказывает бригадир Л. Тишина:
- Моей бригаде досталась самая ответственная и в то же время в общем-то незаметная для славы на фоне грандиозной стройки ГРЭС, работа. Мы отделывали общежитие на 65 мест в посёлке Южный Балык. Сроки были очень сжаты. В посёлок поехали девушки комсомолки из бригады Орешиной – Валя Калина, Света Коротаева, Надя Титова, Рита Харитонова, Люда Сафукова, из бригады Панасевич – Таня Литвинова, Галя Витязева, Валя Городецкая, Нина Махова, Лида Покачева. Все они имеют немалый уже опыт работы на внутренней отделке зданий. Все приехали добровольно, хотя прекрасно знали, что меняют городскую жизнь на беспокойные трудовые будни Южного Балыка. Девчата всю душу отдали работе сознавая, как важно здесь строить жильё для людей.
И вот в тяжёлых северных условиях, находясь в неотапливаемых помещениях по двенадцать часов в сутки, отделочницы творили чудеса. Здание было принято рабочей комиссией с оценкой «хорошо». Производственное задание выполнено на 155%.
Во многом помог девчатам начальник участка №3 В. И. Сократов. Он оперативно решал вопросы с транспортом и доставкой строительных материалов. Впереди у девчат новые объекты для отделки. Задания и впредь будут успешно выполнять.
...
Газета «К победе коммунизма», №88, 1974 год
«Рейсы в долг» (письма со строительства ГПЗ)
«Для более полного использования природных ресурсов края ускоренными темпами вести строительство Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода. Его первоочередные объекты – склад сжиженных газов с наливной эстакадой – сдадим в третьем квартале» Такое социалистическое обязательство взяли на нынешний год сургутские энергостроители. Третий квартал наступил. О том, как обстоят дела на строительной площадке завода в эти ответственные предпусковые дни, рассказывает наш корреспондент.
Мы сидим в диспетчерской, Южбалыкгазстроя, курим и с молчаливым ожиданием смотрим на инженеров комплектации Александру Борисовну Утюганову. Та – на телефонный аппарат. Ещё утром из аэропорта сообщили о технической неисправности нашего вертолёта, но уже перевалило за полдень, а свежих известий никаких.
- Шли бы, товарищи по домам, - перевела на нас усталый взгляд Александра Борисовна, - Вряд ли сегодня улетите. Если даже вертолёт и будет, то в первую очередь отправлю продукты: вторые сутки машины простаивают с разгрузкой. – И, потянувшись к телефону, скорей для себя, чем для нас, добавила: - Мясо и фрукты пришлось отправить обратно на склад: жарко…
В который раз застрекотал телефонный диск.
- Город? Мне «Чёрный». Опять занят? – Александра Борисовна встала. – Поеду в аэропорт, надо что-то предпринимать.
Мы остались одни.
- Вот ведь влип, - нервно зашагал по комнате мастер участка подсобных производств Клейман. – Отправился в Сургут на один день, а застрял на три.
Он, видимо, на строительстве Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода был новичком, потому что управдом Дроздов вёл себя куда спокойней. Задержка вертолёта его нисколько не смущала.
- Вечно этот аэропорт мудрит…
Начальник снабжения передвижной механизированной колонны Фонин молча вертел в руках карандаш. Вид у него был озабоченный. На вертолётной площадке скопилась уйма грузов – как отправить? Наконец, и он включился в разговор.
- Согласно договору авиаотряд должен налетать для ПМК в нынешнем году 1200 часов. Налетать-то он их налетал, но как? С пятого по десятое. А строителям нужна ритмичная поставка материалов, продуктов. В летний период из Сургута на строительство газоперерабатывающего завода практически один путь – воздушный. Правда, существует ещё и второй – водный. Но ПМК не имеет ни своих личных, ни арендованных барж или хотя бы малогрузных судов. В июне выпросили у рыбокомбината в аренду баржу – почти всю столярку на объект вывезли. Плохо без своего флота. Он процентов на семьдесят мог бы обеспечить стройку материалами. Вчера был СМП-330, обговорили с Аристовым дельную вещь. Между станцией Юганская Обь и Сургутом курсируют их баржи. Сюда с грузом – обратно порожняком. Договорились, что теперь баржи на обратном пути будут захватывать грузы ПМК и доставлять их до её причала на Юганской Оби.
- А как грузы будут транспортироваться далее?
- По железной дороге до разъезда Пыть-Ях, а там автомашинами.
- Но ведь до строительной площадки газоперерабатывающего завода дорога не отсыпана?
- По дороге путейцев, что прокладывают на стройку железнодорожную ветку. Правда, в малейший дождь по ней не проедешь, но что делать, другого пути у нас нет.
Разговор прервала вбежавшая в комнату Утюганова:
- Ну и Зуев, обманул-таки! Вертолёт, оказывается, исправен. Он его другой вахте передал. Всегда вот так…
Счастливый случай помог мне выбраться в этот день на строительство Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода. Когда мы поднимались в воздух, на вертолётной площадке оставались несколько гружёных машин да десятка три обеспокоенных людей.
Как я узнал позже, вертолёт в этот день был передан вахте Мушкина. Инженер по спецприменению аэропорта Соколовский объяснил это крайней необходимостью: нужно было отправить туда не только вахтовых рабочих, но и жителей посёлка. Несерьезно. Ведь на вертолётной площадке ПМК ожидали тоже рабочие и жители посёлка строителей газоперерабатывающего завода. И кроме того, продукты, которых в посёлке и так не в избытке. В этот день в него не попали ни фрукты, ни мясо.
Администрация ПМК в претензии к авиаотряду в том что нет чёткого расписания рейсов вертолёта (люди ожидают вылет, не зная, когда он состоится. Бывает, просиживают на вертолётной площадке полный день, да так и не вылетают), их неоправданные срывы. Авиаотряд в претензии к ПМК в том, что та постоянно числится в дебиторах (следует учесть, что авиаотряд – организация хозрасчетная и выполнять рейсы в долг ему не выгодно), что администрация не может навести должный порядок на вертолётной площадке. Обе стороны правы. Но не пора ли перейти от взаимных упрёков к устранению перечисленных недостатков? Ведь в общем-то и ПМК и авиаотряд принимают участие в выполнении единой задачи – обеспечении своевременного пуска первой очереди газоперерабатывающего завода. А потому им необходимы тесный деловой контакт, согласованность.
В. Семёнов
...
Газета «К победе коммунизма», №89, 1974 год
«Не понимаю Попова» (письма со строительства ГПЗ)
Прильнув к иллюминатору вертолёта, я напряженно всматриваюсь в надвигающуюся на нас строительную площадку газоперерабатывающего завода. Отчётливо различаю дома временного посёлка строителей, котельную, другие постройки, но почему-то не нахожу среди них главного, того, что ожидал увидеть: взметнувшиеся над тайгой корпуса пускового комплекса – склад сжиженных газов и вспомогательные сооружения.
- А их собственно ещё и начинали строить, - объяснил мне позже представитель дирекции строящегося завода А. М. Муковоз.
- Разве пуск первой очереди не в сентябре?
- В том-то и дело, что в сентябре… - и, уловив моё недоумение, добавил: - Под угрозой пуск. Стройка сидит без материалов и оборудования: нет дорог.
Полтора года назад начальник передвижной механизированной колонны Г. Е. Попов поставил перед заказчиком – дирекцией ГПЗ вопрос о включении в смету строительства постоянной дороги от посёлка Мамонтово до стройплощадки. Просьба была удовлетворена, заказчик выделил для этой цели пять с половиной миллионов рублей. Но на этом дело и встало. Начавший было её строительство субподрядный участок Уралэнергостроймеханизации работы вскоре прекратил: не хватило техники, нечем было производить грунтовую отсыпку полотна. Махнув рукой на эту затею, генподрядчик обратил свой взор на временную дорогу потейцев, прокладывающих к будущему заводу железнодорожную ветку. Прикинул, что если за ней присматривать, то в общем-то можно эксплуатировать. Действительно, зимой временная дорога несколько выручала стройку, но с наступлением весенней распутицы рухнула и эта затея. Из-за отсутствия материалов стройку парализовало.
Тогда мехколонна выступила с претензиями уже к СМП-384: дескать, поезд затягивает строительство железнодорожной ветки от разъезда Пыть-Ях до стройплощадки завода и тем самым срывает работы. Главный инженер СМП Ю. И. Соколов опешил. Согласно договору с заказчиком ввод железной дороги запланировали только на четвёртый квартал текущего года. К чему упрёки? Напротив, понимая положение строителей завода, путейцы стремятся сократить сроки работ и в первых числах августа сдать дорогу в эксплуатацию.
- Не понимаю Попова, - разводит руками Ю. И. Соколов.
- Если для него так важна эта дорога, то почему он не приступает к подготовке разгрузочной площадки и внутренней транспортной схемы?
Действительно, за полтора года строительства генподрядчик не сумел обеспечить устройство внутриплощадочных дорог. Уйму денег израсходовал он на строительство лежнёвок, но все они в настоящий момент непригодны.
Видя некачественное строительство лежневых дорог и неумелую эксплуатацию, заказчик запретил их строительство. Но генподрядчика это нисколько не смутило. По-прежнему он продолжает прокладывать и рушить гусеничной техникой новые километры дорогостоящих дорог.
В. Семёнов
...
Газета «К победе коммунизма», №91, 1974 год
«Один ответ: проектов нет» (письма со строительства ГПЗ)
-Согласно субподрядному договору мы должны приступить к своим работам во втором квартале. Сроки сорваны. При составлении уточнённого графика работ выяснилось, что вместо планируемых 660 тысяч нам предстоит освоить на пусковом комплексе завода 850 тысяч рублей. Этим положение усугубляется. Но главное, мы до сих пор не имеем чётких сроков ни по представлению генподрядчиком фронта работ, ни по комплектации конструкций.
Такие претензии к ПМК наложил начальник участка Уралспецэнергомонтажа А. С. Хабаров. Аналогичны тревоги участка Сибэнергомонтажа, которому предстоит выполнить строительно-монтажных работ на сумму в миллион рублей. И участка Электроуралмонтажа, которого (как, впрочем, и остальных субподрядных организаций) генподрядчик ещё не обеспечил технической документацией, графиком выполнения работ.
Многие из них, потеряв всякую надежду на помощь со стороны передвижной механизированной колонны, развили самостоятельную деятельность. Так, участком Сибэнергосантехмонтажа (который, кстати, оштрафовал ПМК за несвоевременное заключение договора на подряд) сам подготавливает техническую документацию на временные сооружения, принимая на себя лишние расходы, «пробивается» и доставляет на объект материалы, выполненную работу, минуя генподрядчика, сдаёт непосредственно заказчику.
А чем же занимается освобождённый от забот генеральный подрядчик? Времянками. Затеял строительство личных ремонтных мастерских, тёплой стоянки на 50 машин. Спрашивается, зачем? Ведь согласно проекту эти же сооружения ему придётся строить и для заказчика. Не лучше ли было, оберегая время и средства, начать именно с них? Тем более, что заказчик не против передать их во временное пользование строителям.
Полтора года передвижная механизированная колонна возводит дома жилпосёлка строителей, но до сих пор ни один из них заказчиком не принят. Очень много недоделок.
Слабо анализируются проекты. Срубили, например, пекарню, но, увидев, что она может прокормить город с двадцатитысячным населением, передали помещение под бытовой корпус. Построив пятиметровой высоты склады, взялись за голову – к чему такие громадины? Пять раз изменился проект при строительстве столовой.
В стороне от жилпосёлка строится три красавца дома. Каждый из них обнесён полутораметровой оградой.
- Это дома для приезжих, - поясняет заместитель начальника ПМК М. И. Козлов.
- Но ведь есть в жилпосёлке просторная и удобная гостиница?
- Не то нынче время, чтобы начальство селить в гостиницу…
Вот такими заботами живёт в предпусковые дни генеральный подрядчик.
Заместитель начальника производственно-диспетчерского отдела дирекции строящегося завода А. М, Муновоз разводит руками. – Когда руководство ПМК все-таки приступит к сооружению основных объектов, войдёт в роль ведущего?
Действительно, когда? Ведь до планируемого пуска первой очереди газоперерабатывающего завода остаётся два месяца.
В. Семёнов
...
Газета «К победе коммунизма», №92, 1974 год
«Кадры, Ау!» (письма со строительства ГПЗ)
На всякой большой стройке всегда чего-нибудь да не хватает: то материалов, то документации, то остродефицитного оборудования. На строительстве Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода, кроме всего перечисленного, недостает ещё и постоянных кадров. В первом полугодии из передвижной механизированной колонны уволилось 138 человек – на 52 человека больше, чем за весь предыдущий год. Руководство колонны объясняет это тем, что люди, дескать, не выдерживают трудностей, пасуют перед ними. Но действительно ли это так?
Коснёмся вопроса организации труда рабочих. И в первую очередь того, как на стройке искореняются тяжёлые ручные процессы.
… Мимо конторы ПМК проходит отделочница. За спиной у неё – мешок с мелом. Спрашиваю, почему на себе, а не на машине? В ответ – недоуменный взгляд: о чем, мол, идёт речь?
Бригадир плотников Анатолий Шестаков с явным возмущением поведал о том, как буквально на своих плечах бригада перетаскала лес для постройки пекарни.
- Что поделаешь, - разводит руками начальство – Дождь, техника на приколе.
А что мешает продлить рельсовую дорогу от пилорамы до столярного цеха? Ведь рабочие перетаскивают доски на себе и не на малое расстояние.
Много претензий высказывают рабочие в адрес бухгалтерии. Не выдаются расчётные листки, производятся неправильные вычеты. Были случаи, когда за утерянную или несданную спецодежду удерживали её стоимость в тройном размере. Главный бухгалтер И. Г. Казаков объясняет это визой начальника ПМК Г. Е. Попова. Серьезно ли?
Частые конфликты возникают между администрацией и рабочими при составлении нарядов. И только по той причине, что они не выдаются бригадами до начала работы.
Совершенно не стимулируется труд рабочих. Отсутствуют такие виды поощрения, как премия, вручение почётных грамот, вымпелов, переходящего знамени. Председателя объединенного постройкома УС ГРЭС В. И. Федько это видимо, нисколько не беспокоит, коль до сих пор не удосужился вмешаться в это дело. Позабыл о своих товарищах и комитет комсомола строящейся ГРЭС. Не чувствуется его проникновения в дела и нужды молодых рабочих стройки. Даже при распределении талонов на остродефицитные вещи он не вспоминает об этой комсомольской организации.
Быт. Разговор о его устройстве длится в течение полутора лет, но…
В посёлке рабочих до сих пор отсутствуют парикмахерская, промтоварный магазин, почта, нормальное медицинское обслуживание. Не могут удовлетворить запросы рабочих библиотечка со ста книгами, один полупустой продовольственный магазин. Стройку ни разу не посетили лектор, эстрадный или самодеятельный коллектив.
И ещё об одном, очень важном. Среди строителей газоперерабатывающего завода есть много семейных проживающих в посёлке с детьми. Чтобы эту категорию людей закрепить за стройкой необходимо решить вопрос создания группы детского сада и малокомплектной школы.
Трудности стройки. Они были и будут. Но пусть будет меньше трудностей, существование которых объясняется не суровостью природы а всего лишь нераспорядительностью или черствостью ответственных лиц.
В. Семёнов