Газета «К победе коммунизма», №7, 1976 год
Перекинем мосты
В проекте ЦК КПСС к предстоящему съезду «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» четко сформулирована основная социально-экономическая задача, стоящая перед партией и государством на десятую пятилетки. Осуществление грандиозных планов позволит нашей Родине ещё более усилить экономическую мощь, обеспечить новый подъем народного благосостояния. Десятая пятилетка взяла свой старт с высоких рубежей, достигнутых в девятой пятилетке.
Для мостоотряда №15 новое пятилетие началось 4 сентября прошлого года. В тот памятный день наш коллектив выполнил своё задание, и сразу же были приняты новые обязательства в честь XXV съезда КПСС.
В годы минувшей пятилетки наш мостоотряд передислоцировался на Юганскую Обь, построил там жилой посёлок, производственную базу, 42 моста, в том числе внеклассный мост через Юганскую Обь, выполнил значительный объем работ на мосту через Обь в районе Сургута в широким фронтов развернул работы по строительству железнодорожных переходов на линии Сургут – Нижневартовск.
Особенно ритмично работал коллектив в завершающем году пятилетки. Годовой план выполнен 3 ноября, сверх плана выполнено строительно-монтажных работ на 1150 тысяч рублей. Таких результатов не добивался ни один мостоотряд от Урала до Дальнего Востока.
Наши успехи – это не предел, коллектив подготовлен для выполнения более высоких заданий. На прошедших собраниях каждый рабочий с глубоким удовлетворением встретил проект ЦК КПСС к XXV съезду. Этот партийный документ, в котором намечены дела и планы народа на очередную пятилетку, волнует своей масштабностью, огромной заботой о советском человеке. Но мы не только испытываем волнение от грандиозности поставленных задач, но и чувствуем большую ответственность. Каждый из нас хорошо понимает, что успешное претворение всего того, что записано в документе, зависит от напряженного труда каждого из нас.
Ускоренное развитие нефтедобывающей промышленности в Тюменской области вызвала необходимость строительства железных и автомобильных дорог. В связи с этим мостоотрядам предстоит построить в новой пятилетке большое количество мостов как на железных дорогах Сургут – Нижневартовск и Сургут – Уренгой, так и на автомобильных дорогах, прокладываемых на месторождения.
Главная задача транспортных строителей на 1976 год – открыть рабочее движение поездов до Нижневартовска. В связи с этим предстоят построить и ввести в эксплуатацию 52 моста общей протяжённостью 2100 метров, в том числе четыре больших моста через реки Аган, Тром-Аган, Коттым-Еган и Ватинский Еган. 26 мостов предстоит построить нашему отряду.
В 1976 году начнется строительство линии Сургут – Уренгой. Первая очередь этой магистрали – до Холмогор – требует от нас особенно высоких темпов. Мы должны дать возможность нефтяникам быстрее осваивать богатое месторождение.
Выполнение огромных объемов работ немыслимо без дальнейшего усиления существующих мостостроительных организаций, мобилизации коллективов на выполнение грандиозных задач десятой пятилетки. Наша обязанность – поднять эффективность партийной работы, постоянно совершенствовать систему управления производством.
Опираясь на достигнутые успехи, коллектив мостоотряда №15 взял твёрдый курс на завершение десятой пятилетки по производительности труда за четыре года и на досрочное выполнение годового плана строительно-монтажных работ. Недавно на профсоюзной конференции коллектив принял очень важные обязательства – выполнить план первого квартала к дню открытия XXV съезда КПСС. И хотя это очень напряженное обязательство, мы не сомневаемся, что оно будет выполнено. Залогом служит то, что в нашем коллективе много замечательных людей, которые и сердцем и разумом восприняли решение партии и своим трудом ответят на заботу о советских людях.
По поручению своего коллектива заверяю городскую партийную организацию, всех трудящихся в том, что коллектив мостоотряда №15 и впредь будет в авангарде строителей Приобья, приложит все силы для досрочного выполнения заданий десятой пятилетки.
В. Солохин, начальник мостоотряда №15
\\\
Газета «К победе коммунизма», №40, 1976 год
Яркий праздник (рубрика «На орбите фестиваля»)
Много ярких праздников самодеятельного искусства было проведено в городе и районе в первом туре Всесоюзного фестиваля. Первый тур во много способствовал оживлению клубной работы.
Второй тур включает в себя просмотр художественного творчества по зонам. Зона северных городов – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут – проводила в течение двух дней у нас. Первыми выступили сельские Дома культуры Сургутского района. Большое достоинство их программы в том, что удалось соединить её в единое целое, скомплектовать так, чтобы ярче оттенить достоинства того или иного номера.
Приятное впечатление оставляет молодой коллектив вокально-инструментального ансамбля «Альтаир» Салымского Дома культуры. На него выпала, пожалуй, наибольшая нагрузка. Ему пришлось сопровождать многие номера из программы других коллективов. Ансамбль «Альтаир» и его руководитель Роберт Болбирер стали лауреатами зонального художественно смотра.
Порадовали зрителей участники самодеятельности из посёлка Юганская Обь. Здесь в этом году работает молодой специалист, выпускник Тюменского музыкального училища Евгений Тарадюк. Участница самодеятельности из этого коллектива Ирина Ревнивых и Евгений Тарандюк также получили звание лауреатов.
Наши гости из Нефтеюганска привезли с собой три вокально-инструментальных ансамбля. Профессионализм, культура исполнения чувствовались только у ансамбля «Глобус» из Нефтеюганска. По положению каждый коллектив должен был представить на смотр концертную программу, включающую разнообразные жанры. Такой программы нефтеюганцы не показали, на что указало им жюри.
Зато наши давние соперники – нижневартовцы привезли интересную по замыслу и исполнению программу. Привлекли они работников телевидения, которые помогли отдельные номера связать телекадрами. За режиссуру концертной программы Л. Соловьев и В. Ни также получили звание лауреатов.
Без преувеличения можно сказать, что наибольший успех выпал на долю сургутян: глубоко продуманная программа, разнообразие жанров, отличные сценические костюмы, высокое исполнительское мастерство участников смотра, массовость – более трехсот человек выступали в концерте. Члены жюри, удалившись на совещание, оказались перед сложнейшей проблемой. Легче было назвать, кто е достоин звания лауреата, чем выделить лучших.
Ансамбль народного танца «Сургут» (руководитель Р. Карасёв), духовой оркестр (руководитель В. Вьюшков), оркестр народных инструментов (руководитель А. Шипятько), хор русской песни (руководитель И. Вотни), вокальные ансамбли «Россияночка», «Росинка», вокально-инструментальные ансамбли «Строитель», «Нефтяник» - это далеко на полный перечень лауреатов зонального смотра. 23 коллектива плюс их руководители были удостоены этого звания.
Из 47 номеров, отобранных на заключительнный концерт, более тридцати взяты из программы сургутян. Практически все Дома культуры, за исключением «Геолога», «Рыбника», потрудились напряжённо, на славу, чтобы не уронить чести родного города.
А. Степанова
\\\
Газета «К победе коммунизма», №50, 1976 год
Тепло дружеских сердец (рубрика «Мы – молодая гвардия»)
Агитпереход «Комсомол – сельской школе» членов городского штаба старшеклассников был посвящен XXV съезду КПСС. Участники перехода провели дружеские встречи в сельских школах Белого Яра, мостоотряда №29, Усть-Югана и Юганская Оби. Сегодня участница перехода, секретарь горкома ВЛКСМ Л. Проводникова делится своими, впечатлениями.
День первый
Светило яркое солнце, снег на глазах становился бурым, рыхлым. И тем не менее идти решили на лыжах. В Белоярской школе нас уже ждали, пришли учителя, ученики. Мы вручили комсомольцам новые билеты, обменялись сувенирами, подарили методические разработки по организации клуба «Дзержинец». А потом встретились на спортивной площадке – играли в волейбол. И проиграли, правда, с небольшим разрывом в одно очко. Также радушно встретили нас школьники мостоотряда№29 и Усть-Югана. Скучать не пришлось, потому что каждая минута была чем-то занята. Соревнования, концерты, чаепитие и «Огонёк» - это далеко не все мероприятия, которые провели мы во время агитперехода.
День второй
В Усть-Югане директор школы А. Бикетов показал нам строительство постоянного посёлка железнодорожников. То и дело слышались свистки тепловозов. Дорога живёт, она уже прочно вошла в трудовой ритм Приобского края. Познакомились ребята и со строителями 384-го монтажного поезда. Секретарь комсомольской организации предприятия Игорь Кравченко рассказал о проведении 25 ударных декад. Интересный разговор старшеклассников состоялся с комсомольцами-производственниками – помощником крановщика Анатолием Козловым, электромотёром Николаем Банзолем. В память о нашей встрече мы подарили сельским школьникам библиотеку и сувениры.
День третий
И вот конечный пункт нашего перехода – посёлок Юганская Обь. Здесь тоже учатся дети строителей железной дороги. Школа там чистая, светлая, красиво оформленная. Ребята высылали из неё гурьбой. Мы тут же познакомились.
Лучшим учащимся школы родительский комитет и шефы организовали в каникулы экскурсионную поездку в Волгоград. Возвратившись, ребята провели вечер-отчет, а потом открыли комнату боевой славы. А когда на литературе была предложена тема сочинения «Берём с коммунистов пример», то многие старшеклассники писали о своих старших товарищах – учителях, шефах, отцах.
На встрече мы узнали о славных делах строителей-железнодорожников. Пять комсомольско-молодёжных бригад работают по методу Злобина. Высокое звание коллективов коммунистического труда носят 7 бригад. А план первого квартала строители перевыполнили более чем на 500 тысяч рублей.
Сейчас все классы Обь-Юганской школы соревнуются за успешное выполнение учебного плана, успешное окончание года. Нельзя переводить шефов! Наградой для лучших будет поездка в Ленинград.
Вот и кончился наш агитпереход. Для многих его участников он стал ярким незабываемым событием. С собой мы увезли тепло дружеских сердец, много сувениров, фотографий, впечатлений.
\\\
Газета «К победе коммунизма», №85, 1976 год
Чтоб с реки на прилавок (рубрика «Письмо в номер»)
Когда будет открыт рыбоприёмочный пункт в посёлке Лемпино? Такой вопрос задают жители посёлка ежегодно руководителям всех и всяческих рангов. Всем известно, что в Лемпино в основном проживают люди коренной национальности. Рыбалка, охота – вот их занятие.
Дело в том, что плашкоуты меняются с большой задержкой, и сдавать уловы некуда и некому. Рыбаки вынуждены приостанавливать промысел или прибегать к подсадкам. В жаркие дни и подсадки не помогают, рыба портится, а горожане её ждут.
Иногда рыба бывает много и приёмщик берёт улов только у гословцов. А рабочие Салымского промхоза остаются ни с чем. Думается руководству Сытоминского рыбцеха нужно чаще менять у нас плашкоут, хотя это полумера.
Эффект даст открытие рыбоприемного пункта. Исполком районного Совета рассмотрел этот вопрос ещё в начале 1975 года и решил: открыть пункт.
Жители посёлка Лемпино (девять подписей)
От редакции: В самом деле, когда же руководство рыбокомбината думает (и думает ли) выполнять решение органов Советской власти? Или обещанного три года ждут? В пословице – обещанного, а постановление исполкома – обязывающее. И не надо путать их значение.
\\\
Газета «К победе коммунизма», №94, 1976 год
След в жизни (рубрика «Его величество рабочий класс»)
Мы стоим на берегу Ай-еги, крутовёрткой речушки, которая огибает наш посёлок с юга и впадает в громадное озеро на востоке. Красивая и причудливая здесь тайга. На бугорке, словно часовые, выстроились в ряд роскошные кудрявые берёзки-красавицы. Притихли величественные кедры, пышные ели, стоящие сосны.
И вдруг чистые, нежные звуки музыки заполнили притихшую тайгу. Падал вечернюю программу передач поселковый радиоузел. Мой напарник Иван Иванович Тонгочин оживился:
- Красота-то какая… Музыка в тайге. Салым весь в огнях. Мимо станции проносятся поезда. Как чудно в пейзаж дикой тайги вписались двухэтажные дома! И не верится, что не так давно вон на том пригорке я своими руками ставил первую палатку, рубил первый домик.
Иван Иванович снял накомарник, нежно погладил березовую ветку.
- Счастье человека. Вот оно: настоящее, неподдельное – всё то что мы сделали и ещё сделаем своими руками, останется людям навсегда. Всё, что мы пережили, сглаживается, уходит. Но седины, морщины, память сердца. Нет, этого нельзя вычеркнуть из нашей жизни.
Первопроходцы. Они были высажены десантом на необитаемый клочок земли коварной тайги знойным летом 1969 года. Двенадцать плотников. У них – ножовки, топоры, молотка, пила. «Дружба», набитые продуктам рюкзаки, мечта и задание. Солнечные жаркие дни чередовались с обильными ливнями. Кучи комаров, мошкары, непроходимые болотные топи и удушливая сырость с запахом хвои, нефти. Если будешь бездействовать, не вытерпишь всего этого.
И они работали: валили деревья, ошкуривали стволы, стягивали в одно место и сушили. Работали и ждали баржу с материалами, техникой, продуктами. Спали в палатках. И ни одного горького слова, упрёка, сожалений. Среди них было трое опытных: бригадир Михаил Миронович Киреев, плотник-самоучка Павел Иванович Кочетков и он, Иван Иванович. Остальные – молодые парни, только что сделавшие первый шаг в жизнь. Но молодость была сопряжена с опытом старших, желанием и мечтой.
И для двенадцати не существовали ни комары, ни мошки. С утра до вечера не просыхали рубашки от пота. К утру не успевали «отходить» мозоли, ссадины. Им часто снился рокот мощного мотора, запах свежего хлеба, и первый голосистый сигнал тепловоза здесь, в глухомани, в дикой неприступной тайге.
Потом пришла баржа: с досками, толью, шифером, гвоздями, трелевщиком и бульдозером. Тогда и появился первый план будущего таёжного посёлка. Они, плотники, давно уже присмотрели где какие здания «слепить». Пересчитали заготовленные бревна для срубов. Удивились руководители: богатыри.
Начальник участка говорил коротко:
- Завтра вертолёт доставит ещё две бригады. Будем приступать к строительству жилья, столовой, магазина, бани. Осенью сюда будут прибывать строители.
Тайга загудела, застонала. Днём и ночью рокотали тракторы, пела «Дружба», звенели топоры, шумели падающие деревья. В сжатые сроки появился склад, пекарня, баня, позднее первый рубленный домик, столовая, магазин…
Рос посёлок, прибывала техника, ехали специалисты. Первая скважина. Вода чистая, ледяная, но с привкусом нефти. Её добывал и Иван Иванович – мастер на все руки. Он и слесарь, и водопроводчик, и стекольщик, и печник, и столяр. Рубанок, стамеску, топор он не выпускал из рук по 12 часов. И другие работали не меньше.
Появились на месте глухих буреломов детский сад, школа-десятилетка, котельная, добротные общежития для молодёжи, клуб, ряды жилых домов. Все эти работы неразрывно связаны с умением рабочих рук Ивана Ивановича Тонточина.
Тянется молодёжь к нему за советом, помощью. И сердце у ветерана ударной стройки открыто всем. Это добрый, душевный, честный, уважаемый человек в коллективе строителей. Есть у Ивана Ивановича ученики – его последователи. Их много с разными с разными характерами, способностями. Но ветеран не только отдал им свой опыт, знания. Он привил им любовь к профессии, неисчерпаемую жажду к труду во имя счастья человека, во имя будущего.
Саша Ш. прибыл на стройку по комсомольской путёвке, без профессии. Здесь он хотел «пощупать» романтику, получить «длинные рубли». За два месяца успел побывать и монтёром пути, и слесарем, и кочегаром. И всегда был чем-то недоволен, жаловался, ныл. Потом начал совершать прогулы, пьянки. Стоял вопрос о его увольнении за нарушение трудовой дисциплины, аморальные проступки. Об этом узнал Иван Иванович. Он чувствовал, что парень работать может, только не нашёл ещё своё место в жизни.
Иван Иванович нашёл Сашу в общежитии. Нет, не читал мораль, а откровенно и просто завёл с ним разговор о человеке, его судьбе.
Долго велась непринуждённая душевная беседа. По-человечески, откровенно.
Многие удивились: Иван Иванович подцепил лишнюю обузу. Но человек понял человека. Бескорыстно, с полной отдачей он прививал Александру любовь к профессии плотника и радовался каждому его успеху. Осторожно, наверняка вел его верным курсом в жизнь. Саша теперь – передовой строитель, классный плотник.
Ивану Ивановичу уже за сорок. У него неиссякаемая энергия труженика. И поэтому так понятна его гордость старожила таёжного посёлка. Ощутимо его прямое причастие к полнокровной жизни трассы. Здесь на месте непроходимого болота встали двухэтажные дома из кирпича и железобетона, школа, магазины, комплекс бытовых помещений, детский сад, вокзал на 25 пассажиров, насосная станция, очистные сооружения, водонапорная башня. К ним Иван Иванович имеет самое большое отношение: строил их. И труд его оценен по достоинству: недавно ему вручена медаль «За трудовую доблесть»
И. Арсенюк, п. Салым
\\\
Газета «К победе коммунизма», №95, 1976 год
Воспитатель по имени «Спутник» (рубрика «Планета моя ССО»)
«Спутник». Так называется пионерский лагерь в посёлке Юганская Обь, организованный студенческим строительным отрядом «Квант» Харьковского авиационного института. Третий год мы приезжаем сюда, столько же лет работает лагерь. Как обычно, желающие заниматься в «Спутнике» находятся быстро. Вот и нынче в числе постоянных посетителей пятнадцать школьников от десяти до пятнадцати лет. В «Спутнике» есть своя пионерская комната со всей необходимой атрибутикой, фотолаборатория, библиотека.
Боец ССО «Квант» Сергей Зряхов стал самым большим другом ребят, их старшим товарищем. Для ребят он – неприкасаемый авторитет, заслужить который не так просто. Однако не зря Сергей всюду ними в лесу, на рыбалке, на футбольном поле, сделанном ими же. За это они уважают старшего товарища. Есть у него педагогический такт, умение найти с ребятами общий язык. Эти качества безусловно воспитали в нём родители, педагоги.
А коль ребята уважают Сергея, то излишне говорить о дисциплине. Яснее ясного, она у них, что называется, железная. Ненастье? Ну так что же. Пришлось отложить поход? Не беда.
Скучать школьники не будут. Одни занялись фотоделом, другие увлеченно слушают рассказ об освоении Арктики.
А какой мальчишка не мечтает слетать в космос, пройти первым по неизведанным тропам! Как глубоко, впитывают ребята рассказы старших.
- Всем нам очень понравилась беседа по истории гражданской авиации, - делится своими впечатлениями Витя Дубинин. – Вопросов задавали много. Целый спор вышел у нас. Но зато сколько нового, интересного узнал каждый.
А то соберутся всем лагерем на рыбалку. И как же тут не посостязаться в мастерстве. Все ловят рыбу отменно и строгое жюри не могло отдать первое место никому. Весь улов сварили. Какая вкусная получилась уха!
- А ещё мы нашли заброшенную лодку, - Похвалился Володя Куликов. – Сделаем из неё сами яхту для школы.
В «Спутнике» ребята не только отдыхают, но и помогают школе в оборудовании производственных мастерских. Ставят новые токарные и слесарные станки.
_ Если завтра не будет дождя, пойдем в поход, - сказал на прощание Сергей.
Обрадованные ребята бросились на улицу, на ходу крича: «До свидания!»
Н. Харьковская, инструктор политотдела ЗССО
\\\
Газета «К победе коммунизма», №139, 1976 год
Ложка к обеду (рубрика «Пусковым – пуск!»)
Строймонтажный поезд №384 создан в апреле 1969 года на базе прорабского участка другого поезда - №330. В задачу СМП-384 входило строительство железной дороги Тюмень – Сургут с 568-го километра до 686-го, а также сооружение посёлков станций Усть-Юган и Южный Балык.
Коллектив поезда задание девятой пятилетки выполнил досрочно, к 15 февраля 1975 года. Стартовый год десятой начат тоже неплохо. Капитальные вложения вы осваиваем, дела идут у нас хорошо. Но с вводом объектов неважно. Поезд сейчас строит постоянные посёлки железнодорожников на Усть-Югане и Пыть-Яхе, готовит к сдаче участок магистрали с 603-го по 686-й километр.
Мы ввели в эксплуатацию постоянную отопительную котельную, которая должна обеспечить все объекты посёлка теплом (в посёлке будет около 300 жителей). Недавно железнодорожники и пассажиры получили от нас вокзал. Это типовое одноэтажное кирпичное здание, каких немало на СевСибе. Нынешним летом очистные сооружения и канализационную насосную станцию на три четверти выполнили тепловые сети, проложив около полутора километров труб, завершается строительство водонапорной башни. Другие же объекты рождаются в великих муках.
Поезд строит сейчас семь домов. Два из них подвели под крышу. Но ни одного не закончим в этом году и не введём в эксплуатацию. Под детский сад, школу, фельдшерско-акушерский пункт, торговый центр выполнен фундамент. Выше эти здания тоже не растут. Не хватает деталей и стройматериалов. Комплектацию домов и объектов соцкультбыта управление Тюменьстройпуть ведёт очень медленно.
Коллектив у нас крепкий. В летний период путейцы под руководством прорабов Петра Андреевича Поси и Олега Ивановича Цимбала работали особенно напряжённо, поставили путь на проектную отметку, отрихтовали и забалластировали его на участке с 603-го по 686-й километр. Здесь большая заслуга и бригадиров монтеров Архипа Аполлоновича Мохова, Станислава Алексеевича Кривохижи. Есть у них и мастерство и опыт.
Все профессии и коллективы поезда имеют своих маяков. К ним нужно отнести машиниста железнодорожного крана Антона Кирилловича Сурду, машиниста экскаватора Алексея Ивановича Смирнова, тракториста Алексея Петровича Шулькова, плотника Николая Кузьмича Ковальчука. Все они люди заслуженные, награждённые орденами и медалями. А вот Валерию Ивановичу Шерстиеву – бригадиру плотников-бетонщиков народ доверил управлять районном. Он депутат районного Совета депутатов трудящихся.
Словом в строймонтажном поезде много хороших людей, знатных рабочих, и мы, конечно, построим к 1978 году, к моменту сдачи железной дороги Министерству путей сообщения, свои объекты. Только хотелось бы обойтись без штурмовщины, как это ещё часто у нас бывает. Управлению нужно улучшить комплектацию домов и объектов соцкультбыта деталями. Не зря же говорят: хороша ложка к обеду.
В. Руй, начальник СМП-384