Газета «К победе коммунизма», №7, 1977 год
Работа спорится
Подписывая личные социалистические обязательства на первый год десятой пятилетки, бульдозерист Иван Лузин призвал механизаторов строительно-монтажного поезда №198 работать безаварийно, ежедневно выполнять по полторы-две нормы и этим самым сократить сроки сдачи в эксплуатацию объектов постоянного посёлка станции Куть-Ях.
Призыв поддержали трактористы Владимир Ткаченко, Анатолий Бурлак, Иван Верещагин, Леонид Моторин, крановщик Николай Божко, Сварщик Виктор Богаченко, электрик Пётр Конев и другие. По примеру Лузина все они взяли на себя повышенные обязательства и по-деловому начали соревноваться за долгосрочное их выполнение.
Первым в октябре рапортовал о выполнении своих годовых обязательства Иван Лузин.
-Лучший механизатор в нашем коллективе, - говорят об ударнике коммунистического труда строители СМП-198. И это так. За время работы в Салыме он получил более десяти благодарностей, неоднократно награждался грамотами, ценными подарками, заносился на Доску почёта.
Скромный, трудолюбивый механизатор предан професии, коллективу. Сегодня Иван Лузин там, где недавно была глухомань, непроходимые буреломы. Строит станцию Куть-Ях. Его соперник по соревнованию тракторист Леонид Моторин перевозит на строительную площадку 12-метровы железобетонные сваи, а он, Иван Лузин, ведёт расчистку площадки под очистные сооружения. Он также возглавил поход за экономию горюче-смазочных материалов, хозяйское отношение к народному добру, эффективное использование техники. Все знают: если Иван Лузин дал слово – он его выполнит.
На станции Куть-Ях запланировано развитие вспомогательных путей. Одна из веток подойдет к котельной постоянного посёлка. Шофёры днём и ночью возили грунт и отсыпали земляное полотно. Его проектная высота приличная и длина почти километр. Иван Лузин своим бульдозером выполнял планировку. Он дал слово задание выполнить на три дня раньше графика. И сдержал его.
Каждый день наполняются трудовые копилки салымских строителей. Они экономят электроэнергию, бережно ухаживают за техникой, оборудованием, добиваются уменьшения потерь строительных материалов, снижают себестоимость выполняемых работ, улучшают их качество.
На свой лицевой счёт Иван Лузин уже записал 100 килограммов сэкономленного топлива. Трудовая вахта продолжается.
И. Арсенюк, путеец СМП-198
\\\
Газета «К победе коммунизма», №24, 1977 год
Идут дозорные
По всей строительной площадке валялись груды кирпича, превращенные в крошево или целиком втоптанные в снег. Такая картина предстала перед народными дозорными строительно-монтажного поезда №384 на одной из строительных площадок. Результаты рейда с указанием о принятии срочных мер были направлены администрации поезда. Положение вскоре было направлено: кирпич сложен на поддоны, а виновники беспорядка строго предупреждены. Народные контроллеры СМП-384 наметили ещё несколько рейдов по проверке торгового обслуживания в Усть-Югане, учёту товарно-материальных ценностей.
Один из рейдов мы провели в самом посёлке, целью его была проверка расходования электроэнергии. Контролеры установили, что счетчики есть не во всех квартирах, оплата за электричество взымается на глазок, с количества членов семьи. Указанные недостатки были устранены в десятидневный срок.
В группу народных контроллеров поезда входят представители от каждого прорабского участка, от всех линейных подразделений. Мы ежемесячно подводим итоги и уточняем план следующего. В августе наша группа отчиталась на заседании районного комитета народного контроля, где нам было указано на недостаточный контроль за правильностью расхода горюче-смазочных материалов. Сейчас этот участок постоянно в поле зрения дозорных.
В. Фуга, председатель общехозяйственной группы СМП-384
\\\
Газета «К победе коммунизма», №41, 1977 год
Салым: комплекс проблем (рубрика «Пусковым – пуск!»)
Нефтеперекачивающая станция Салым – одна из многих на магистральном трубопроводе Самотлор – Куйбышев, продолжающих наращивать свою мощность. Третья очередь – по существу, целый производственный комплекс с общей стоимостью строймонтажа в 1 млн 800 тысяч рублей, - должна быть сдана в эксплуатацию к 60-летию Великого Октября.
Задача сложная. Тем боле, что коллектив треста Сургутгазстрой, которому поручено строительство, опыта возведения подобных объектов не имеет, это первая проба.
-Именно потому очень важно для нас не получить «первый блин комом», - говорит главный инженер треста В. Т. Гончаренко. – Возможности наших строителей известны, навыков работы в самых сложных условиях на самых различных объектах им не занимать. Мы проанализировали достижения и промахи соседей – монтажников треста Нефтеюганскгазстрой, с которыми соревнуемся, наметили план действий. Больше того, предварительные расчёты показали, что сроки ввода третьей очереди в эксплуатацию можно сократить на два с лишним месяца. На этот рубеж и нацелились.
Начальник нефтеперекачивающей станции Курбатов не скрывает уважительного изумления:
- Работают как часы, мастерски. Главное, технологически грамотно, с дальним прицелом. Если бы первые две очереди так начинались!..
Прилетевшая на стройку 23 марта авторитетная комиссия смогла воочию убедиться в справедливости этих слов. Сургутяне начали с основного - с земляных работ. Причем, в самых широких масштабах. Разметили площадки, трассы под тупик и объездную дорогу, провели вертикальную планировку, нашли и вскрыли карьер с отличным песчаным грунтом, проложили к нему лежнёвку, запустили на полную мощь транспортный конвейер.
Сегодня площадки практически готовы к сооружению фундаментов и прокладке инженерных сетей. Рядом выросли высокие бурты песка – запас в семь тысяч кубометров для укрытия траншей и дополнительной подсыпки. На полотно тупика хоть сейчас укладывай звенья. Действует объездная дорога.
- Задача завершить комплекс земляных работ до наступления распутицы (значит, и создать нормальные условия работы монтажникам, а в конечном итоге ускорить пуск станции) захватила всех. – рассказывает начальник СУ-15 В. Н. Гришков – Суточный объем отсыпки грунта подняли с одной до шести тысяч кубометров, за месяц отсыпали около 100 тысяч кубометров. Люди трудятся самоотверженно, не жалея сил.
Через день-два можно было бы приступить ко второму этапу – прокладке инженерных сетей и выборке грунта под фундаменты блок-боксов, но…
Тут хотелось бы сделать отступление, чтобы несколько поискать причины назойливого появления в материалах о строителях сакраментального «но».
Стало уже традицией спрашивать по самому строгому счету за сроки ввода того или иного объекта, за качество, надёжность, экономное расходование средств, наконец, за эстетический вид зданий и сооружений прежде всего со строителей. Наверное, это закономерно. От «нуля» до сдачи работы государственной комиссии строитель на виду у всех. Он спокойно приемлет похвалу, если дело идёт на лад, он безропотно сносит упрёки, переделывает огрехи, устраняет недоделки. И почему-то почти всегда остаются «за кадром» общественной критики его равноправные (стало быть, и равноответственные!) партнёры, хотя в большей степени ритмичность стройки, качество и эффективность её зависят именно от них. Мы имеем ввиду проектировщиков, заказчиков, поставщиков оборудования и т.п. Такое, мягко говоря, странное «несоответствие ответственности» иной раз приводит к абсурду. По выражению одного из опытнейших строителей Сургута, орденоносца, за обвалившуюся траншею механизатора накажут на полную катушку, хотя он исправит свой брак за полчаса, а вот представители заказчика, вовремя не поставившие на объект дорогостоящее оборудование, отделаются лёгким испугом. Ибо эхо разбирательства укатится заводу-поставщику, к металлистам и угаснет где-нибудь в рудниках Кривбасса.
\\\
Газета «К победе коммунизма», №53, 1977 год
В школе - праздник
В Обь-Юганской школе с самого утра чувствовалось приподнятое, праздничное настроение. У комсомольцев на этот день было намечено отчетно-выборное собрание. Готовились и пионеры: на собрании их товарищи должны были вступать в ряды ВЛКСМ.
В 5 часов отчетно-выборное собрание открылось комсомольской песней. Ира Солохина, секретарь комсомольской организации, в отчетном докладе обобщила работу, проделанную комсомольцами за учебный год. Все комсомольцы занимались в политклубе «Глобус», проверяли свою политическую зрелость на Ленинские уроках. Успехом увенчались рейды, предметные декады, месячники, которые проводил в течение года учебный сектор комитета, в школе успевают все комсомольцы. Kомсомольцам-отличникам — Вере Мякишевой, Ире Солохиной, Оксане Мацук были вручены значки ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу».
Школьники Юганской Оби интересно отдыхают: семиклассники и десятиклассники создали свои инструментальные ансамбли. Любят в Школе спорт. Ребята из волейбольной, баскетбольной, лыжной секций часто соревнуются с другими школами, занимая всегда первые места. Не забывают комсомольцы своих младших товарищей, недавно помогли организовать пионерам любимую игру «Зарница».
Торжественно выстроившись в линейку, принимали члены собрания в комсомол лучших пионеров школы. Вновь вступившие дали клятву быть всегда среди передовой активной частью советской молодежи. Пионеры вручили своим товарищам памятные сувениры. Их тепло поздравил классный руководитель Г. Б. Чаус, директор школы М. Н. Працюк.
А после линейки все вошли в праздничное кафе. Здесь пели песни пили чай и много разговаривали. В центре внимания находились пионеры, ставшие в этот день комсомольцами. Им этот вечер должен запомниться на всю жизнь.
Л. Кошелева, секретарь ГК ВЛКСМ.
\\\
Газета «К победе коммунизма», №60, 1977 год
Красные галстуки
Среди майских праздников есть один особенный — день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. В этом году пионерии исполняется пятьдесят пять лет. Праздник - это всегда радостный итог, это достижения, которые еще недавно были мечтой, планом, а сегодня стали жизнью, делом, результатом.
Армия красногалстучных в городе и районе насчитывает около семи тысяч человек. Из 289 пионерских отрядов 59 носят звание правофланговых. Накануне праздника состоялось бюро горкома комсомола, на котором пионерским дружинам второй, четвертой, седьмой, десятой школ города и двум сельским –Обь-Юганской, Локосовской - присвоено звание правофланговых.
Все свои добрые дела я этом году пионеры посвящают 60-летию Великого Октября. Они активно изучают жизнь и деятельность В. И. Ленина, его соратников, знакомятся с революционным прошлым страны, области, своего города и района.
\\\
Газета «К победе коммунизма», №118, 1977 год
С лёгким паром? (Рубрика «Острый сигнал»)
Зима уже дает о себе знать осенними заморозками. Скоро и сами заявится.
В поселке Юганская Обь, где базируется пятнадцатый отряд треста Мостострой-11, к ее приходу подготовились неплохо.
Вот только я арматурно-бетонном цехе опасаются прихода морозов. Не похоже, что в помещении можно будет спокойно работать: система не отрегулирована. Не утеплены пропарочные камеры. Зимой им точно не будет хватать пара. А ведь этот цех изготовляет железобетонные конструкции для мостовых переходов уренгойской магистрали!
Пока еще хоть немного позволяет время, руководству отряда нужно обратить серьезное внимание на этот важный участок производства.
А. Левенок, рабочий мостоотряда №15
\\\
Газета «К победе коммунизма», №134, 1977 год
Первые километры
Набирает мощность Сургутская ГРЭС. Скоро её энергия пойдёт ещё по одной «пятисотке» - в сторону Демьянского.
Первый участок новой трассы — переход ЛЭП через реку Большой Салым — в Уральском отделении института «Энергосетьпроект» было поручено отработать одному из опытнейших изыскателей, старейшему технику Альберту Ливимцу. Он, правда, настроился уже на отпуск, но раз надо, так надо. Ехать больше некому, все в разгоне. Учитывался, конечно, и его опыт. При участии Ливимца изысканы чуть ли не все значительные трассы ЛЭП на Тюменском Севере
В Салым приехали рано утром. Первое мероприятие — закупка продуктов. С тоской скользнули взглядом по полкам: что брать? Выручил завтрак туриста. Конечно, во всех отношениях далеко не тушёнка, но делать нечего, приходится брать. Несколько дней на нем можно продержаться.
…Перед дальней дорогой посидели в знаменитой салымской столовой.
Место для лагеря выбрали на мысу высокой поймы, между руслом и карьером оставшимся от строительства железной дороги. Выше и ниже по берегам реки поднимались дымка от костров рыбаков, грибников и ягодников. Было тепло и тихо. Тент решили не натягивать. Правда, кто-то обратил внимание на крючки циррусов — перистых облаков — признак приложения теплого фронта. Но понадеялись на «авось». И были наказаны. Ночью разразилась такая грозища!
Тент натягивали уже под ливнем. Вымокли. Остаток ночи почти никто не спал. К утру дождь закончился. Занялись просушиванием вещей. Но вот в разрывах туч ста то проглядывать небо.
Ну, парни, — обратился к бригаде Альберт,— пора и за дело. Работать будем по координатам, поэтому сначала идем па тригопункт.
С кромки болота пирамида тригонометрического пункта, установленного на большом лесистом «острове», хорошо просматривалась. До него было километра три. И хотя за болотом идти пришлось по лесу, то и дело обходя валежник, Альберт точно вывел свою бригаду к пирамиде.
В первый день дошли только до поймы Салыма. Визирка шла но густому спелому лесу. То и дело попадались деревья со стволами в обхват. Все чаше Альберт оставлял инструменты и, взяв топор, присоединялся к рабочим.
На второй день, когда топографы заканчивали трассирование участка, прибыли, геологи. Бригаде Бориса Басистова предстояло пробурить первые двенадцатиметровые скважины на трассе, провести зондировку болот, прилегающих к салымскому переходу.
Свою палатку геологи поставили тут же, на мысу. Вечером встречали «топиков». Последовала пикировка традиционными шуточками. Постепенно разговор принял производственный уклон. Бориса интересовали болота. Много ли предстоит зондировки на отработанном участке перехода, везде ли можно пройти с железом по трассе, был ли кто на северном берегу Сыркового сора. Засиделись допоздна.
На следующий день топографы занялись нивелировкой и промером трассы, а геологи, навалив на плечи штанги, позванивая ключами ключами и захватами, двинулись на дальний конец участка. В верную очередь решили прощупать болотистую полосу, которую трасса пересекала вблизи от тригопункта. Каковы там могут быть условия для установки опор, можно ли перекрыть ее нормальным пролетом?
Зондировка показала быстрое нарастание мощности торфа от краев к середине, где она достигала пяти шести метров. По-видимому, это понижение, заполненное торфом, было некогда руслом какой-то древней реки, возможно, пра-Салыма.
С трудом, но перекрыть его нормальным пролетом можно будет, правда, опоры, пожалуй, все же попадут в красную часть болота, но при свайных фундаментах это не проблема.
К востоку от Сыркового сора по топоматериалам значились труднопроходимые безлесные болота. Ожидалось, что там встретятся торфяные залежи большой мощности.
Направляясь на этот участок, геологи захватили чуть ли не весь комплект штанг, но не успели загнать бур на два метра, как он обо что-то глухо стукнул. Вначале решили погребенное дерево. Но рядом тоже. Наконец, ложкой удаюсь захватить немного песка. Все сомнения отпали. Болото, такое страшное на вид, оказалось на участке трассы совсем мелким.
Итак, почти сделан. Первые километры трассы отработаны, пройдены первые скважины. Вскоре проектировщики получили профили переходов через все наиболее значительные водотоки, пересекаемые тарссой – через Юганскую Обь, Большой и Малый Балыки и Салым. На очереди работы на сухопутных участках трассы
Г. Русаков.
Салым, Свердловск —Сургут.