Март назовет победителя
Ввод в эксплуатацию Салымского месторождения намечен на март. Обвязкой геологоразведочных скважий для пробной добычи нефти и строительством пункта сбора занимается СМУ-7, СУ-17 ведет монтаж и изоляцию продуктопровода, по которому жидкое топливо поступит на центральный пункт подготовки нефти и газа Правдинского месторождения. ДСУ-13 производит расчистку трассы от леса и кустарника, устраивает лежневки и обеспечивает проезд для плетевозов с трубами и под идущий нефтепровод. Участок инженера Мурмухамета Набиулина, ведущий подготовку трассы со стороны Товарного парка, обязался всю свою работу сделать к концу февраля, чтобы не задерживать монтаж коллектора. Для выполнения этого обязательства участок но доукомплектовать техникой. Остро ощущается нужда в бульдозере, не хватает вахтовых машин и вагон-домиков...
Трест «Главсибтрубопроводстрой» обязал подведомственное ему строительное управление № 10 передать два тяжелых бульдозера (ДЭТ-250 и «Интернационал») в адрес ДСУ-13 еще 18 января. Распоряжение это не выполнено из-за неисправности машин. Работы по ремонту их СУ-10 практически не ведутся. 6 февраля заместитель начальника «Главсибтрубопроводстроя» тов. Пчельников в связи с производственной необходимостью приказал СУ-10 передать 30-киловаттную электростанцию ДЭС-30 тому же ДСУ-13. Но нет ее и сейчас. Люди сидят в вагончиках без света.
Начальник СУ-10 треста «Главсибтрубопроводстрой» тов. Чижов забывает о государственных интересах. Ведь цели у СУ-10 и ДСУ-13 общие — скорейшее окончание подготовительных работ на трассе для обеспечения монтажа продуктопровода строительным управлением № 17.
Как сообщил начальник участка СУ-17 треста «Сургуттрубопроводстрой» тов. Иванец общая длина нефтепровода будет 29,1 километра. Около половины его уже сварено в нитку и треть заизолировано. В день участком выполняется более 1000 метров сварочно-изолировочных работ. Хорошо, по-ударному работает бригада монтажников Батыра Фаизова.
Строительство пункта сбора нефти Салымского месторождения должно быть закончено в конце марта. К этому же времени необходимо сдать в эксплуатацию нефтепровод. Между строителями, занимающимися этими работами, разгорается социалистическое соревнование.
В. Драгомирецкий
Газета «Нефтеюганский рабочий» №25, 1974 год.
\\\
Пошла нефть Салыма!
25 апреля секретарь парткома НГДУ «Правдинскнефть» Н. Ф. Сулимов получил радостную радиограмму с Салыма. Исполняющий обязанности начальника НГДУ В. М. Смальков радировал: «16-30 нефть Салыма заполнила трубопровод и пошла в товарный парка.
Работы по пуску велись под руководством начальника ЦИТС В. Е, Добрынина. Почётное право открыть задвижку было предоставлено начальнику участка СМУ-7 А. Ф. Барану и бригадиру монтажников тов. Опейнику».
Итак, ещё одно месторождение тюменщины стало на службу народу. Получай, любимая Родина, наш салымский подарок!
В. Пономарёв
Газета «Нефтеюганский рабочий» №51, 1974 год.
\\\
Мощный голос Салыма
Снова во весь голос заявил о себе загадочный Салым. Из скважины №54 с глубины около 2800 метров ударил фонтан нефти со свободным дебитом 1100 кубометров в сутки.
Бурила скважину бригада мастера Арутюна Арутюнова, испытывает её коллектив Анатолия Шишина.
По предположениям геологов, по этому нефтеносному горизонту Салымское месторождение должно слиться с Правдинской площадью. Для проверки гипотезы здесь пробурят дополнительно несколько разведочных скважин.
А. Осокин
Газета «Нефтеюганский рабочий» №137, 1974 год.
\\\
Тайна месторождения
Началась промышленная разработка Салымского нефтяного месторождения. Эта залежь «черного золота» вызвала немало споров. Многие специалисты и ученые считали неправдоподобным то, что на Салыме нефть идет из глины.
Что же это за «салымская тайна»? До сих пор в отечественной и мировой практике бытовало мнение, что получение нефти из глин невозможно: в ней нет, как например, в песке, пор. А значит и нет «тропинок» для движения нефти. И когда из разведочных скважин геологи получи ли фонтаны жидкого топлива, то никто не мог точно назвать пласт, из которого шел поток.
Тогда сибиряки решили построить специальную скважину.
— При глубине скважины 2840 метров, когда она еще не вышла из глинистых пород, начала фонтанировать нефть, — рассказывает директор Западно-Сибирского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института, лауреат Ленинской премии И. Нестеров. — В интервале глубин от 2780 метров до 2840 метров скважина не встретила ни одного сантиметра песков. Оставалось одно — нефть идет из глинистых пород. Последующими многочисленными скважинами это подтвердилось.
Перед специалистами предстал совершенно новый тип месторождений. Малоизученность его потребовала новых методов разработки залежи. К строительству первой эксплуатационной скважины на Салыме промысловики подошли подготовленными. Пройдет немного времени и еще одна тайна недр Западной Сибири будет разгадана.
А какая разница, спросит читатель, откуда идет нефть: из глины или песка? Оказывается, разница есть. Возможность добычи нефти из глины открывает перед геологами для поисков новые территории.
В. Жиляков, корр. ТАСС.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №140, 1976 год.
\\\
Салымских тайн становится меньше
С первых дней Салым заявил о себе как интересное месторождение со многими геологическими загадками. Три года назад геологи Правдинской нефтеразведочной экспедиции, ученые и нефтяники управления Правдинскнефть ввели месторождение в пробную эксплуатацию. О том, как исследуется Салым, как ведется его разработка, рассказывает начальник центральной инженерно-технологической службы управления Правдинскнефть В. К. Садовский.
В отличие от других Салым был передан не в техническую, а пробную эксплуатацию для того, чтобы объединенными силами нефтяников, ученых и геологов определить продолжительность эксплуатации скважин, подобрать рациональный способ добычи нефти, выявить некоторые закономерности продуктивных пластов, а главное, определить их гидропроводность.
Особенность Салыма в том, что нефть там залегает не в песчаниках, а в трещиноватых глинистых породах — аргеллитах. Месторождение уникально в геологическом отношении. Очень высокие внутрипластовые давления (до 450 атмосфер, тогда как обычные в Западной Сибири — двести с небольшим) составляют большие трудности для буровиков при их вскрытии. Цементировать их почти невозможно, так как большой удельный вес раствора приводит к его поглощению, а следовательно — к закупорке трещин. Если же этого не делать, стенки забоя обваливаются.
Эксплуатировать нефтяные скважины сложно, и все-таки на Салыме нефть добывается. По своим физическим свойствам она хорошая, единственный ее недостаток — большое парафинообразование. Высокие давления в пластах позволяют добывать нефть фонтанным способом, скважины работают до истощения.
Научные исследования далеко не закончены, но мы считаем, что этот способ может действовать до двух-трех лет, он позволяет эксплуатировать скважины довольно плавно. Не противопоказаны Салыму и электропогружные насосы, но небольшой производительности. Опыт показал, что мощные насосы легко разрушают продуктивные пласты. На поверхность с током нефти выносится много породы. Механические примеси забивают трубки, выводят из строя систему нефтесбора, повышают парафинообразование.
О Салыме говорят давно и очень много, но до сих пор далеко не все его загадки понятны. Например, по нашим данным, первый эксплуатационный куст должен быть весьма продуктивным. На дело оказалось: одна скважина дала всего шестьдесят тонн в сутки, вторая — вообще ничего. Пожалуй, труднее всех приходится буровикам, потому что проводка и вскрытие нефтяных горизонтов всегда чреваты осложнениями.
В большой системе исследования недр Салыма нам, нефтяникам, отводится значительная роль. Мы тщательно замеряем дебиты, сменяем своевременно штуцеры, следим за состоянием системы нефтесбора и скважин, помогаем геологам спецтехникой.
За прошедшие годы кое-что в поведении Салыма уже разгадано. Определены некоторые возможности эксплуатации скважин, применяется ряд технических решений. Выявлены причины резкого падения дебитов и даже остановки скважин. Яркий пример тому — 28 скважина: около полутора лет назад она давала до двухсот тонн нефти в сутки, потом всего тридцать-сорок тонн. Одно время скважина вообще перестала работать. И только с пуском дожимной насосной станции нефть пошла.
Добыча нефти на Салыме идет с опережением графиков. Это заслуга коллектива районной инженерно-технологической службы, руководит которым молодой инженер Парфенов. Был технологом, начальником смены, сейчас возглавляет службу. Квалифицированные кадры подобрались на Салыме: инженер Нуриев, операторы Саватеев, Сазонов... Коллектив пополняется молодыми специалистами.
Участок здесь очень заболоченный, в таких условиях трудно поддерживать фонд скважин в хорошем состоянии. Выкидные линии часто забиваются парафином. Но нефтяники всегда внимательны, простоев скважин не допускают.
Несмотря на то, что комплекс исследовательских работ на Салыме по-прежнему велик, промышленная перспектива этого интересного месторождения обретает реальную форму. К 1980 году здесь планируется добывать два миллиона тонн нефти. Составлены проекты на бурение пятидесяти скважин, на обустройство промысла. Со временем нефтяники раскроют все тайны Салыма и начнут его интенсивную эксплуатацию.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №12, 1978 год.
\\\
Дорога ведёт в Салым
Если бы старожилам этих мест несколько лет назад сказали, что вот здесь, в глухих таежных местах, по салымским болотам пройдет бетонная автострада, они бы эту весть приняли за фантастику. Но за последние годы у них на глазах столько произошло невероятных событий, что самым смелым замыслам приходится верить.
— Нужна, как воздух, дорога круглогодичного действия на Салымское месторождение, — сказали проектанты.
— Будет, — ответили строители. И вот уже от Правдинского центрального пункта сбора нефти о глубь тайги прорубается трасса будущей автострады. Началась отсыпка земляного полотна. Сюда переброшена лучшая комплексная бригада строительного управления №905 треста Тюменьдорстрой, которой руководит опытный бригадир Леонид Бочков.
— Только что наш коллектив, — говорит бригадир, — закончил работы на дороге Нефтеюганск— Южно-Сургутское месторождение. Обеспечена надежная связь города с железнодорожной станцией Островная и новым месторождением. Там в конце работ мы решили опробовать метод бригадного подряда. Результаты порадовали всех. Здесь этот метод берем на вооружение с самого начала строительства новой трассы.
Весна не за горами. Это понимает каждый из тридцати членов бригады и поэтому стремится в каждую смену сделать как можно больше. Ведь с приходом весны трудности утроятся и темп невольно снизится. А сейчас главное — беречь каждую рабочую минуту.
Начальник управления Николам Сергеевич Ручий, рассказывая о новом объекте, называет такие цифры: общая протяженность дороги составит 30 километров. Необходимо соорудить 20 бетонных труб, пять мостов, причем через реку Салым длина его составит 148 метров. В этом году рассчитываем освоить более трех миллионов рублей. Пусковым объект станет в следующем году.
Беспокоит то обстоятельство, что коллектив мостоотряда №29 Сургутского треста №11 слабо разворачивает свои работы. Будет та же безрадостная картина, что и на дороге Нефтеюганск— Мамонтово. Уложен бетон, а форсировать реки технике придется через переправы.
Характеризуя развернувшиеся работы на трассе, Н. С. Ручий отмечает самоотверженность рабочих. Возглавляют соревнование и ведут за собой остальных бульдозерист А. Валиев, экскаваторщики В. Скворцов, В. Дорошко, грейдерист В. Менлиев. Руководит строительством дороги опытный прораб П Свалов.
Наблюдая за работой механизмов в карьере, невольно обращаешь внимание на четкое взаимодействие механизаторов управления с водителями автобазы №93. Ежедневно в карьере 10—15 мощных «КрАЗов» из бригады А. Томарова. Важность объекта, бригадный хозрасчет подчинил и водителей общему ритму, сейчас они готовятся заключить с механизаторами договор на совместные действия. А это поможет ускорить темпы возведения земляного полотна новой автострады.
Ю. Исаев.
На снимках: в карьере СУ-905; передовой экскаваторщик, коммунист В. В. Дорошко.
Фото Н. Гончарова
Газета «Нефтеюганский рабочий» №33, 1978 год.
\\\
Магистраль к Салымскому месторождению
По праву в наших местах дороги называют артериями жизни. По ним в самые отдаленные уголки ежегодно нужно доставить десятки тысяч тонн различных грузов. Но зимники уже не могут удовлетворить потребности нефтеюганцев. На смену им с каждым годом приходит все больше и больше бетонных полотен.
Около двух месяцев назад строители СУ-905 приступили к строительству «бетонки» протяженностью 29 километров, которая соединит поселок Пойковекий с Салымским месторождением.
На сегодня на этой магистрали уже отсыпано около пяти километров земляного полотна. Лучших результатов в соревновании добивается бригада Л. И. Бочкова. Ежедневно выполняет свою норму ка 130—140 процентов экскаваторщик Айрат Муллагалиев.
На снимках: Айрат Муллагалиев; идет погрузка грунта.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №49, 1978 год.
\\\
Нам нужна поддержка (рубрика «Рожденные в десятой пятилекте»)
Наша контора была создана для обеспечения буровыми станками бригад, ведущих проходку на новых месторождениях — Майском, Салымском и на одном из старых — Правдинском.
Нынче нам предстоит построить 60 буровых установок. Для этого надо иметь как минимум две полноценных бригады. Мы же имеем только одну, да и в той немало рабочих, никогда не работавших вышкомонтажниками. Отсюда и отставание от графика. При плане с начала года 43 построено только 39 установок.
Правда, нам оказывают помощь вышкомонтажники Ставрополья, но, как правило, их прилетает по 10—12 человек в бригаде. Они привыкли строить по своим размерам и технологии, которая коренным образом отличается от нашей. Поэтому темпы очень низкие, порой после приходится половину переделывать. Плохо и то, что они ежемесячно меняются, прилетают новые и опять начинают знакомиться со строительством в сибирских условиях. Кроме того, на самолетах летают они не спецрейсами, а как придется. Дорога туда и обратно, как правило, отнимает 5 — 7 дней, кроме того, один-два дня уходят на оформление, устройство в общежитие, а затем столько же на увольнение. Вот и получается, что в месяце работают всего 20 дней, а если исключить выходные... Но и такой помощи мы рады И все же хотелось бы, чтобы вышкомонтажники приезжали месяца на два. Тогда и отдача была бы выше, решился бы вопрос со спецодеждой, которая практически после очередной сдачи ка склад к дальнейшему использованию непригодна.
Есть у нас и другие нерешенные вопросы. Нет своей базы, нет фондов на металл. Приказом главка нам должно оказывать помощь вышкомонтажное управление. Но и само оно находится не в лучшем положении. Вот и приходится за каждым гвоздем обращаться в различные организации.
Осложнена наша работа и тем, что осенняя распутица замедлила доставку вахт к месту работы и материалов: досок, труб на буровые Майского и Салыма. Дорог туда нет, а вертолеты зачастую стоят из-за непогоды. Вот и находимся мы в «окнах» по нескольку дней, или нас перебрасывают на другой объект. Так получилось с кустом ЗМ, где завезен станок, а нет только мелочей, и нас перебросили на 106 куст Мамонтовснюй площади. В результате буровая бригада, ожидавшая сдачи куста на Майском, простаивает.
В будущем году нам предстоит построить примерно 100 буровых. В том числе собрать семь новых, более мощных станков. Чтобы обеспечить этот объем, нужна всемерная поддержка подразделений объединения. Пора понять, что мы не пасынки, а вместе со всеми делаем одно общее дело.
Г. Морозов, главный инженер вышкомонтажной конторы.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №124, 1978 год.
\\\
Дебит высокий
Почти миллион тонн нефти добыто на Салымском месторождении, которое пятый год находится в пробной эксплуатации.
С начала разработки суточный дебит действующих скважин остался без изменений. Специалисты-геологи считают это хорошим предзнаменованием долгосрочной разработки и эксплуатации залежи нефти.
Ускорение разработки Салымского месторождения позволит нефтеюганцам увеличить уровень добычи нефти.
А. Капитонова.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №148, 1978 год.
\\\
Успех на Салыме
Рекорд производительности при сборке новой буровой БУ-125 установила на Салымском нефтяном месторождении бригада Бориса Пустовалова из Правдинской вышкомонтажной конторы. На монтаж оборудования она затратила 23 дня, вдвое меньше нормы. Коллектив максимально использовал транспортную и грузоподъемную технику, организовал работу в три смены.
Досрочно сдав установку, вышкомонтажники обеспечили фронт работы для буровой бригады А. Н. Новопольцева из Правдинской нефтеразведочной экспедиции.
Коллектив вышкомонтажников Б. А. Пустовалова построил в этом году уже восемь буровых и выполнил обязательства.
Не секрет, что огромные потери несут вышкомонтажные бригады Главтюменгеологии из-за несвоевременного обеспечения материалами, техникой, оборудованием. Только за одиннадцать месяцев они потеряли более двух тысяч бригадо-дней, недодано около 40 буровых станков.
Вот почему важно повсеместно использовать опыт строительства буровой коллективом Б. Пустовалова.
В. Галенко.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №155, 1979 год.
\\\
Речники ставят рекорд
Вчера днем из Нефтеюганска на Западный Салым вышло в рейс последнее d этом году судно — НГ-109 с грузом для вышкостроителей.
— Никогда еще такой глубокой осенью не продолжалась навигация по Югаyской Оби и реке Салsм. — говорит исполняющий обязанности начальника Нефтеюганского цеха технической эксплуатации РЭБ флота Главтюменнефтегаза В. Л. Бугаев.
— Характерно, что мы давно уже выполнили и программу, и свои обязательства по завозу оборудования и материалов на новые месторождения.
Впервые так рано — в августе. А по остальным основным показателям завершили программу 1 октября.
— Казалось бы, наступила для нас спокойная жизнь, — улыбается Бугаев. — Но год-то нынче какой! Ленинский год... Хочется помочь еще более успешной работе нефтяников, ознаменовать предстоящий форум коммунистов нашей Родины.
... Наш вертолет, на борту которого и В. А. Бугаев, и получатель грузов — заместитель начальника Салымской ВМК Г. Я. Киселёв, совершает «челночные рейсы» над извилистым руслом Салыма, по которому неспешно, но уверенно, продвигаются НГ-163, НГ-165, НГ-36 с двумя несамоходными судами. Возглавляет караван НГ-88 капитана-наставника Н. Н. Холодова. Он проводит суда на самых трудных перекрестках. С последним уйдет на Западный Салым и последним вернется в Нефтеюганск.
На «аппарельках» — детали буровых, бензин, груженый могучий «Ураган», тракторный кран КН-25. Ох, как ждут всего этого нефтяники!
Капитан-наставник Н. П. Холодов озабочен, но уверен в себе и товарищах, в механизмах своего каравана.
- Только с погодой «договориться» не могу: грозит на завтра 10 градусов мороза... Но дойдем безоговорочно! И обратно вернемся.
Счастливого пути, последим караван!
М. Ильин.
Газета «Нефтеюганский рабочий» №124, 1980 год.