Изучая труды А.А. Дунина-Горкавича, невозможно позволить себе упустить его главное научное творение – трехтомник «Тобольский Север». Первый том под названием «Тобольский Север. Общий обзор страны, её естественных богатств и промышленной деятельности населения» вышел в 1904 году в Санкт-Петербурге при содействии Департамента Земледелия. Мы познакомим вас с содержанием всех томов более подробно, практически дословно цитируя строки, но намеренно упуская «смысловые ямы», чтобы у вас все-таки возникло желание почитать данный трехтомник. Хочется сказать перед обзором этих трех книг, что не совсем логично вырезать страницы с упоминанием Салымского края, бассейна Балыка и поселений побережья Оби (территорий современного Нефтеюганского района), ведь Александр Александрович, ведя повествование, часто приводил определенные территории Сургутского уезда в качестве примера или сравнения с другими территориями Тобольского края. И многое упускается из контекста тематических разделов при подобном цитировании книги. Также хочется отдать должное за точности и манеру написания А.А. Дунина-Горкавича. Очень часто автор упоминает источник полученных сведений и имена информаторов приводит с родом занятий, социальным значением или опытом в определенной деятельности. А некоторые отрывки в книге имеют ярко выраженный эмоциональный окрас, в этот момент мысль автора уходит от точных сухих фактов и Дунин-Горкавич, философствуя, превращает научный труд в художественное произведение.
Итак, начнем изучение трехтомника с общего описания населения Сургутского уезда.
«… Возникающие между инородцами маловажные дела и иски, в качестве первой инстанции, решаются: у остяков родовыми управлениями, а у самоедов родовым старостой единолично. Второй инстанцией для остяков является управа и третьей полицейское управление…
На практике суд в вышеуказанной форме почти не существует… Таким образом, возникающие претензии часто разбираются сходом во время съезда остяков для положения ясака. Съезды эти обыкновенно бывают два раза в год: в мае и декабре.
Кроме того, секретно практикуется клятва над головой или лапой медведя. Почти каждый остяк убежден, что такая клятва, произнесенная ложно, не останется безнаказанной. Поэтому, сознающий себя виновным на клятву не соглашается и признается вине; произнесший же клятву считается оправданным.
Как пример административного деления населения, возьмем Сургутский уезд…
…Всё инородческое население несет те же повинности, что и русские крестьяне, за исключением воинской и дорожной; введение последней, за отсутствием грунтовых дорог, не представляется необходимым. Из окладных обложений остяки узда уплачивают кабинетский ясак и губернский земской сбор… В некоторых управах, например, Юганской и Тундринской (напомним, что в Тундринскую волость входила территория современного Нефтеюганского района), первые два года по зачислении в оклад плательщики облагаются лишь половинной суммой сборов…
…Инородческое население уезда пользуется землями на общинном родовом начале. За отсутствием в крае хлебопашества оно продовольствуется хлебом, приобретаемым у местных торговцев. Для регулирования цен на хлеб в частной продаже существует 9 казенных хлебозапасных магазинов, из которых отпускаются инородцам мука и соль, не только за деньги, но и в ссуду. Из этих же магазинов отпускаются им порох, дробь и свинец…
… Русские крестьяне, населяющие уезд, в административном отношении составляют одно сельское общество, подчиненное Тундринскому волостному правлению… Жители этой волости – потомки ссыльных или добровольно в давнее время переселившихся в уезд лиц – проживают, главным образом, в трех населенных пунктах, расположенных при р. Оби, на инородческой территории Тундринской управы.
Никаких земельных наделов население не имеет и пользуется угодьями на праве захвата у инородцев, совершенного в прежнее время, или же арендуют таковые у них. Кроме того, крестьяне этой волости разсеяны по всей Оби как единичными домами среди инородцев, так и самостоятельно, отдельными поселками. Исполняя все те же повинности, какие лежат на обязанности крестьян других уездов, кроме воинской, жители этой волости уплачивают из окладных обложений подушную и оброчную подати, губернский земский сбор и – что весьма странно – сбор на межевание земель. Все население волости занимается теми же промыслами, что и остяки, да, кроме того, извозом…
…Помимо того, среди инородческого населения, совместно с ними или отдаленными поселками, проживают русские выходцы: вышеуказанные тундринские крестьяне, сургутские мещане и лица из разных местностей…»