«… Говоря о влиянии русской культуры на инородцев, мы хотим указать факты проникновения в жизнь инородца русского быта, с его светлыми и темными сторонами. Указание влияние замечается, конечно, тогда, когда инородцы соприкасаются с русскими. В этом отношении на первый план нужно поставить остяков. Там, где среди остяков разбросаны оазисами русские селения, или сами остяки проживают близ границ сплошных русских поселений, весьма заметно влияние на остяцкую жизнь русской культуры. На других инородцах, как очень редко соприкасающихся с русскими, влияние это почти не сказывается, так что, говоря о нем, мы будем иметь в виду главным образом остяков.
Влияние положительного характера выражается главным образом в том, что остяки перенимают у русских черты домашнего обихода….
…В западной части Сургутского края русская культура сказывается только в ближайших к границе Самаровской волости населенных пунктах: юртах Балинских, Сахалинских и Тукаскиных, да по р. Салыму. Салымские остяки, в числе 56 домохозяев, проживают в 14 населенных пунктах. Они, сравнительно с другими, культурны, живут в бревенчатых избах, которые строят сами, держат лошадей повсеместно, а в некоторых юртах даже коров и овец; их женщины пекут хлеб, ткут холст, вышивают бисером и шерстью. Избы здесь светлые, русского типа – с сенями, о двух и даже трех комнатах, имеют глинобитную русскую печь, да другую небольшую печь, в которую вмазан котел, и, кроме того, чувал…
…Отрицательное влияние культуры русских на туземцев выражается в том, что последние переняли от первых привычку к пьянству, распространившемуся среди инородцев в ужасающих размерах…(в книге более 4 страниц с примерами проблемы пьянства по всему Тобольскому Северу)… Пьянство – главный порок инородцев севера и, вместе с леностью, главное препятствие благосостоянию их. Не говоря о вреде его для инородцев с чисто физической стороны, укажу на то, что оно в корне подрывает их материальное положение. Очень многие сделки с инородцами совершаются при помощи вина, при чем в результате оказывается, что инородец обманут…
…Кроме пьянства русские, со своим появлением на Тобольском Севере, занесли сюда и некоторые болезни, незнакомые до тех пор инородцам. Сифилис, благодаря отсутствию медицинской помощи, развивается у инородцев очень быстро… Вообще, вопросы народного здравия для Тобольского Севера являются одними из самых важных. Положение медицинской помощи здесь таково, что, при всем желании, она не в состоянии удовлетворить население. На весь край только 2 больницы: в Березове и Сургуте. Врачей всего трое…
… За врачебной помощью инородцы обращаются в последнее время охотно. Однако, за отсутствием её, они лечатся, большей частью, у своих шаманов, лечение которых состоит собственно в ворожбе…
...мне удалось узнать, что остяками Сургутского уезда стручковый перец и березовая губа (труть) в настое на водке или воде употребляется как лекарство от внутренних болезней. Зимой во время промыслов инородцы употребляют нашатырь в качестве средства, отстраняющего аппетит и жажду.
Благодаря нечистоплотной, грязной обстановке, в которой живут инородцы, отсутствию медицинской помощи и дезинфекционных средств, эпидемические болезни особенно быстро распространяются среди них и производят страшные опустошения… Наиболее страшны, по тем опустошениям, какие они производят, тиф и оспа. Чахоткой, зубной болью, глистами инородцы почти вовсе не страдают…
…Кстати скажу несколько слов о годовом кругообороте жизни инородцев Тобольского Севера.
По отсутствию земледелия в крае единственным средством к существованию населения являются промыслы. Привожу ниже в последовательном порядке перечень промыслов, с указанием периода времени, в течении которого производится тот или иной промысел, при чем за начало промыслового года принято время вскрытия рек.
Рыболовный промысел наступает по вскрытии реки, т.е. в мае, и длится до замора воды, т.е. до декабря – января месяца. После этого и почти до вскрытия реки промысел рыбы производится только у живунов (места выхода ключей). В тех местностях, где рыболовный промысел имеет первенствующее значение, население еще до вскрытия рек переезжает из места своего зимнего проживания в летние жилища, расположенные, обыкновенно, на берегу реки, у самой воды. Жилища эти, если они постоянного характера, состоят из бревенчатых изб, жилища же временного характера представляют из себя берестяные шалаши. Осенью, в сентябре, инородцы возвращаются обратно в зимние жилища. Инородцы некоторых местностей имеют по трое юрт: весенние, летние и осенние, сообразно местам их промыслов.
Звероловный промысел наступает с замерзанием рек, в октябре, и длится до апреля месяца.
Промысел водяной птицы длится три-четыре недели, начинаясь со времени прилета, наступающего недели за две до вскрытия реки, так что промысел этот производится главным образом в мае. Промысел линяющей утки наблюдается в июле; а промысел лесной птицы наступает с половины августа и продолжается до выпадения снега.
Кедровый промысел начинается со второй половины августа.
Время сенокошения находится в зависимости от раннего или позднего спада воды и наступает: раннее – в первой половине июля и позднее – во второй половине августа.
Заготовка дров редко наступает в декабре; обыкновенно их начинают готовить с января месяца.
Насколько видно из вышесказанного, быть здешнего населения, в особенности инородцев, сложился так, что почти круглый год они заняты тем или иным промыслом.
Если принять во внимание незначительный прирост инородческого населения, малочисленность состава семей, недостаток рабочих сил и общую бедность, то становится очевидным, что всякое отвлечение инородцев от дела промысла вредно сказывается ни их благосостоянии…»
Источник и фото из книги А.А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север. Общий обзор страны, её естественных богатств и промышленной деятельности населения» 1904год.