Вечер тихий, морозный. Дышится удивительно легко и приятно. Где-то в тайге звонким аккордом просигналил тепловоз, и эхо неспешно уплыло вдоль трассы на север…
Мы стояли над белой гладью Ай-Еги, круговоротной мелкой речушкой, огибающей наш поселок с юга и впадающей в громадное озеро. Тих и причудлив в нежном убранстве лес. На бугорке, словно часовые, выстроились в ряд задумчивые стройные берёзки. Притихли величественные кедры, пышные ели, строгие сосны. И неожиданно чистые нежные звуки музыки заполнили притихшую тайгу. Казалось, звучали и пели сами деревья. Это начал вечернюю программу передач поселковый радиоузел.
Мой сосед Михаил Миронович Киреев снял шапку (так лучше слушать ночную тайгу) и задумчиво произнёс:
- Красота-то какая… Музыка в тайге. Салым весь в огнях. Поезда шумят. А ведь всего пять лет назад вон на том бугорке я своими руками ставил первую палатку, рубил первый домик.
… Утром нас никто не будит на работу. У всех выработалось точное чутье времени. И бывает иногда обидно, выйдешь на улицу, а там уже грохочут двигатели, люди куда-то бегут, торопятся. И у них тоже своё чутье времени, свои планы. Ведь, наверное, каждый задумывается о прожитом трудовом дне: что оставил он людям? Чем измерить его? Трудом, своим и товарищей…
Не так давно жили мы в тесном, неуютном общежитии, а сегодня – в новом, просторном. На наших глазах растёт и хорошеет наш рабочий Салым, посёлок путейцев, строителей, механизаторов. Тут недавно против окон был пустырь, а теперь красуются семь добротных дома. Блеском прозрачных глаз-окон приветствуют они рабочее утро.
Дома в посёлке возводит бригада Леонида Горденко, ударника коммунистического труда. Плотники классные, кого ни назови: Николай Сафронов, Сергей Батуев, Михаил Зяблев. Не уступают они друг другу ни в мастерстве, ни в сноровке. Растёт, как на дрожжах, посёлок их трудами и заботами.
Ещё в прошлом году стояла маленькая амбулатория. Сегодня мы богаты. В центре Салыма красуется большая удобная больница. Прием ведут в кабинетах детском, терапевтическом, физио-терапевтическом – все оснащены современным оборудованием. В здании разместились аптека и стационар на 20 коек. Скоро будут принимать больных стоматолог и невропатолог. Большим и заслуженным авторитетом среди жителей пользуется молодой терапевт Александр Николаевич Марочкин, душевный, заботливый и внимательный врач.
А по соседству с больницей царство маленького весёлого народа – детей строителей. Просторные светлые комнаты. Стены расписаны по мотивам русских народных сказок. Красивые игрушки, заботливый уход за детьми. Целыми днями звенят веселые голоса. Чуть подальше от садика плотники из бригады Григорьева возводят детские ясли.
Гордость нашего посёлка школа-десятилетка. Здесь учатся дети русских, ханты, украинцев, татар, башкир – и это прямое свидетельство подлинной всенародности ударной стройки страны. В школ огромный спортзал, в сооружение которого внесли свой вклад комсомольцы, работая на субботниках и воскресниках. В нём занимаются секции по гимнастике, волейболу, баскетболу, шахматам. А для желающих хорошо отдохнуть после работы или в выходной – гостеприимно распахивает двери светлый просторный клуб. Многолюдно здесь вечерами: кто смотрит кинофильм, кто слушает лекцию. Работают библиотека, читальный зал.
Всё у нас есть для полнокровной, насыщенной жизни: столовая, магазины, парикмахерская, баня. И не верьте тем, кто говорит, что Салым – глушь и скука. Лучшее доказательство обратному – он сам, наш таёжный посёлок! Мы гордимся им. Ведь всё здесь сделано нашими руками. Горды и тем, что разбудив вековой сон глухоманной тайги, воплощаем в жизнь планы партии, свои мечты.
… Утро. Задолго до рассвета одна за другой уходят крытые вахтовые машины на север. Там сегодня проходит передовая линия ударного фронта большой стройки. Вот собралась ехать на 542-й километр бригада Анатолия Гадлевского. Она сооружает бетонную трубу водостока. Подходит к ребятам прораб Евгений Дмитреевич Надежкин, спрашивает, как дела, много ли сделали вчера. А они вчера хорошо потрудились. На 20 метров больше дневной нормы проложили.
Один за другим прибывает на станцию Салым железнодорожные составы с грузами для стройки. Хотя станции Салым, как таковой, пока нет. Просто стоит вагончик с табличкой «Товарная контора». Но станция будет. Мы её построим, одну из крупнейших на участке дороги Тобольск – Сургут.
А пока мимо неказистого вагончика идут и идут составы на север. Только за январь и февраль 1973 года подано в голову стройки более 600 вагонов с грузами. Шпалы, рельсы, стрелочные переводы, техника, разборные дома, горючее, продукты – всё, что так необходимо армии строителей дороги, лесозаготовителям и нефтяникам. Железная дорога начала жить, она работает на человека. Уже отличились в дальних рейсах Тобольск – Салым машинист тепловоза В. Бихе, его помощники В. Зарубин, В. Васько, осмотрщик вагонов А. Новоселов. Появились свои передовики, свои ударники.
Все дальше в тайгу уходит стальная магистраль, все ближе к нефтяному городу Сургуту. А ведь все началось с мечты, с первых палаток. Поэтому-то так понятна гордость старожила посёлка плотника Михаила Киреева и тех, кто были первыми.
И. Арсенюк, нештатный корреспондент газеты «К победе коммунизма» №33, 1973 год. Поселок Салым.
«Железные метры железной дороги»
502-й километр. Солнце ещё не взошло. Кругом таинственная предрассветная тайга. Косые лучи пронизывают её насквозь. Глядишь и не знаешь, от чего так светло вокруг: то ли от ослепительного белого снега, то ли от отливающих синевой берез.
Звонко прошел тепловоз, тоща вертушку: хоппер-дозаторы с балластом. Вот она, наша сегодняшняя задача. Как объяснил нам прораб Евгений Надежкин, вертушка должна через два дня уйти обратно. Значит, мы должны за две смены разгрузить дозаторы от балласта. И не просто разгрузить в кучу, а уложить слоем строго определенной толщины на насыпи пути.
Задание ясно, время терять не стоит. И вот уже ушли вперёд Петр Никодименко и Сергей Калошин рихтовать путь, «пришивать» шпалы, укреплять звенья. Слесарь-дозаторщик открыл один хоппер, другой. Но что это? Балласт из люков не сыплется, промерзло днище хоппера. А чтобы разбить мерзлый балласт, ломиков не хватает. Не рассчитали. Миша Стасюк без разговоров кинулся на трассу: до поселка восемь километров, на попутной должен обернуться полчаса.
Кого тут винить? Ясно одно: там, где загружались дозаторы, кто-то работал не на совесть. Отыскали длинный прут, и дело сдвинулось, а потом, когда подоспел Михаил с ломиками, пошло веселее.
… Дымятся разгоряченные спины, вот уже сброшены ватники. На «трудный» хоппер наваливаемся скопом, только ломы мелькают. Но самое главное – дозировка, точный расчет полноты засыпки и толщины слоя. Так пролетело три часа. Пройдено 200 метров – маловато. Прикидываю расстояние до переезда – далековато ещё, видимо, дальше его сегодня не уйдем. И тут Анатолий Панасовский «толкнул» добрую идею – разделить бригаду на группы. На каждый дозатор по три человека и открывать сразу три хоппера. Мастер что-то прикинул, мысленно посчитал и кивнул головой – добро! И продвижение заметно ускорилось.
Метры уже настоящей железной дороги… Как трудно они нам даются, сколько пролито пота, сбито с непривычки пальцев. И вот мы уже на переезде. Парни молча, хмуро курят. Но я вижу – они довольны сделанным. Ещё бы – 850 метров пути забалластировали. А солнце уже касается раскаленным оранжевым диском верхушек деревьев. И как бы соперничая с ним, вдруг справа блеснули огни электросварки. Это сварщики-потолочники ведут монтаж нефтепровода Самотлор – Тюмень - Альметьевск. Здорово идут. Ещё утром они работали в полутора километров отсюда, возле линии ЛЭП. И вот встретились строители двух гигантских магистралей – нефтяной и железнодорожной.
Подошли машинисты трубоукладчиков, тоже мокрые, уставшие, но довольные. Сегодня они сделали двойную норму на монтаже трубы. Им, как и нам, нелегко приходится. Но ведь так нужно, иначе не претворить мечты и планы в жизнь.
То ли мы позавидовали монтажникам, их успеху, то ли они почувствовали долю вины, что меньше сработали, только, не сговариваясь, враз направились к своим дозаторам. До темноты успели забалластировать ещё 50 метров пути. И когда уже возвращаясь в посёлок, то видели, как за перекрестком продолжали вспыхивать сполохи электросварки, а вдоль трассы, высвечивая лучами фар вековые деревья, шли могучие машины с огромными трубами.
Наутро мы опять припоздали: сварщики-потолочники уже работали и ушли далеко за перекресток. Машинист тепловоза «поздоровался» с ними длинным голосистым гудком, и закипела работа. Раздумывать было некогда, ещё с вечера парни решили выполнить задачу к обеду, тем более, что надо было пропустить состав с грузом. И слово своё сдержали
Ещё не успели остыть и накуриться всласть, а прораб уж тут как тут. Работой нашей остался очень доволен, но чувствовалось – что-то он не договаривает. Мы переглянулись: мол, давай, выкладывай, что ещё у тебя для нас припасено! Оказывается, на звеносборке завал, если завтра не будет готовых звеньев, не выполним план укладки главного пути. А этого допустить никак нельзя.
Все понятно. Садимся в машину, и она торопливо мчит нас туда, где так нужны сейчас рабочие руки. Там наши товарищи ждут помощи и… тоже отсчитывают метры. Трудные метры железной дороги. Но мы все прекрасно понимаем, что без трудностей успех не приходит. И не беда, что болит спина, ноют руки и ноги от усталости. Это рабочая трудовая усталость. К ней мы привыкли.
И. Арсенюк, нештатный корреспондент газеты «К победе коммунизма» №48, 1973 год. Поселок Салым.
«Берег левый, берег правый», репортаж
«Мы покорили Иртыш, мы покорим тебя, Обь!» - такой лозунг-плакат, на котором изображен рабочий, держащий в ладонях пролет моста над величественной рекой прикреплён на строительных лесах бетонных опор на левом берегу Юганской Оби. Это протока, рукав, боковое ответвление своенравной и текучей сибирской реки. Именно здесь, неподалеку от устья, вышла трасса железной Тюмень – Сургут. А рядом вырос поселок. Главная задача его обитателей – укротить реку, построить мост, по которому железная дорога придёт в наш город и устремится потом дальше, в край большой нефти – к Нижневартовску.
Осталась позади суровая пора, когда в труднейших условиях форсированными темпами велись работы по сооружению опор в русле протоки. Но как бы тяжело не было, проблема первого квартала решающего года пятилетки была перевыполнена. На 1642 тысячи рублей было произведено строительно-монтажных работ при плане 1514 тысяч. На 150% выполнен и план по реализации продукции. Вот эти-то цифры и являются точным эквивалентом того напряжения, с которым коллектив мостоотряда-15 работал зимой и весной этого года.
Сейчас работы ведутся с нарастающими темпами на обоих берегах протоки Юганская Обь. Левый берег соревнуется с правым, а в общем итоге с каждым днём все заметнее проявляются очертания будущего красавца – моста. Левый берег ощетинился строительными лесами, ажурным переплетением арок козлового крана-гиганта. Он будет укладывать конструкции перекрытия береговой части моста. На левом берегу работы начались значительно раньше, и сейчас он уже готов принять на свои опоры конструкции.
Однако работа продолжает кипеть. Строители укладывают последние кубометры бетона, звонко бьют кувалды по рельсовым костылям. Это бригада монтажников Валерия Калашникова, временно переквалифицировавшись в путейцев, прокладывает рельсовый переход. По нему скоро пойдут платформы с секциями перекрытий. Вот на басовой ноте загудели моторы крана.
Вверх, на тело опоры, поползла бадья с бетоном. Ловко, уверенно, сноровисто управляет громадиной-краном Нина Ивановна Мусатова. Она, как и многие здесь, ветеран мостоотряда. Скоро у нее начнется настоящая работа: пора большого монтажа конструкций. А пока придирчиво, ещё и ещё раз проверяет она вместе со слесарями и электриками все важные узлы крана.
Метрах в ста от монолитного 12-метрового тела опоры бьет неиссякаемый водопад песка. Настолько густой струей низвергается он из широкой трубы, что правильнее было бы назвать его «пескопад». Это идёт гидронамыв насыпи. И подняться она должна на высоту 12 метров, чуть ли не полностью закрыв тело первой опоры.
… Катер отчалил от левого берега и помчался к противоположному. За фарватером, ближе к правому, сургутскому берегу, высится, как одинокий утёс, тело восьмой опоры. В верхнюю её часть бригада Анатолия Павловича Зимина должна уложить более 260 кубометров бетона. Сам донецкий шахтер, бригадир сумел подобрать себе под стать таких же, как он, шахтеров. И надо сказать, что мостовики из них получились отличные – на все руки мастера.
Вот и правый берег. Здесь у самой кромки, нависли конструкции 20-тонного крана МК-12. Монтажники бригадира Владимира Кириллова сами собрали его, как и кран УМК-2 на одиннадцатой опоре. Бригадир ещё молодой паренёк, но, как мне сказали, уже успел закончить трудовую пятигодичную школу мостостроения. Это заметно хотя бы по тому, как уверенно, без суеты и спешки идёт работа на его участке.
А дальше возвышаются гигантские цилиндры свай-оболочек на одиннадцатой опоре. Здесь работает бригада Михаила Гаврилюка. Звено Петра Верхоланцева ведет работы по установке и погружению в грунт монтажных секций свай-оболочек. Народ здесь бывалый. Приятно смотреть, как слаженно и четко работают монтажник Николай Вотчин, Анатолий Филатов, электрик Рифкат Курбанов. Вот дробно забилась на верху сваи головка вибратора. И случилось непостижимое: прямо на глазах, как нож в масло, громадное тело оболочки пошло в грунт.
Вот так и трудится коллектив мостоотряда-15, превращая берега Юганской Оби в огромную рабочую площадку. Мостостроителям предстоит много и упорно работать, чтобы выполнить свои соцобязательства. Ведь им надо закончить и сдать под укладку пути моста на участке 600-570 километр, закончить сооружение опор моста через Юганскую Обь, изготовить 10 тысяч кубометров монолитного бетона, 250 кубометров сборного железобетона и многое другое. Программа очень напряженная, но верится, что боевому коллективу она под силу. Обь будет покорена!
Ю. Жуйков. Корреспондент газеты «К победе коммунизма» №71 1973 год.