«Время, посторонись!» (газета «К победе коммунизма» №130, 1973 год)
Косые утренние лучи осеннего светила ещё блуждают в густом переплетении ветвей деревьев, а за рекой Большой Салым звонким раскатистым эхом уже льется дробь электромолотов. Их скороговорку заглушают тяжелые бухающие звуки – удары кувалд. От этих ударов поют-стонут рельсы, визжат костыли, загоняемые в шпалы. Бригада путейцев работает.
Деловито устанавливает торцы рельсов по наугольнику Валерий Зотов, ловко управляются со своими электромолотами Анатолий Клементович и Виктор Куляшов. Белорус и молдаванин работают рядом, плечом к плечу работают дружно. Приятнее видеть их порыв, товарищеское соревнование.
Четвертый день забивает бригада путь в звенья. Всего четвертый день. Глядя со стороны, можно подумать, что работают грамотные, бывалые путейцы. А ведь многие стали ими четыре дня назад. Именно в то утро прораб участка Евгений Надежкин безапелляционно заявил:
- Вот тебе, Иван, Терентьевич, новые люди, путейцы. Будешь с ними на звеносборье работать. Дневная норма тебе известна.
И точка. Он ушёл, а у меня голова кругом идёт. Ну какие путейцы? Новички же они в нашем деле. А потом припомнилось, как сам-то путейцем стал. Отпустило немного. Всматриваюсь внимательно в лица, припоминаю, что многие из них приехали сюда по комсомольским путёвкам, по зову сердца, значит. А раз так – будут работать как надо, не сдрейфят, не испугаются трудностей и неудач. Ведь это им придется своими руками готовить плацдарм для рывка до Юганской Оби. Что же, мы не одни. Рядом опытные путейцы, проверенные в труде и в дружбе. Петро Иванов, Михаил Кройтору. Когда-то я у них учился, теперь учить вместе… А что на учебу скидок не будет, что есть твердое задание – 500 метров забитых звеньев в день – ну так это же, бывало и потруднее.
Листаю свой дневник. Вот запись от 28 марта этого года. Корявыми буквами написано: «Спина, как бревно. В тело как будто сотни иголок впились. Рядом Миша Кройтору усиленно массирует залубеневшие пальцы. А Петр Конев, наоборот, схватился за голову, потому что за корпус электромолотов невозможно взяться – настолько перегреты. Андрей Корсун так и остался на перекур в кабине крана – остывает вместе с мотором. Все мы еле переставляем ноги. Но лица у всех радостные, есть рекорд! За смену зашили 650 метров звеньев. Кто перекроет его?»
Но в тот стылый март работали уже обстрелянные, как говорится, путейцы. Сейчас новички. Правда, настрой внутренний одинаков: тогда – тяжелый штурм 542 километра, сейчас – рывок к Юганской Оби. Только тогда обычной нормой было 300 метров звеньев, сейчас - 500.
Видя, что я задумался, Михаил ободряюще улыбается:
- Не переживай, все будет, как надо. Есть мы, есть наши рабочие руки и умение, значит, будут успехи, будут рекорды…
В первый день бригада задание не выполнила. Хожу подбадриваю ребят, а сам прячу взгляд. Только неунывающий Андрей, машинист крана, щерит в улыбке зубы – не унывай, дескать, не святые горшки лепят. Да и сам вижу ни ропота, ни отчаяния. Никто не ноет. И ведь пошёл на пользу рабочий «университет». Одну группу шлифовал Михаил Кройтору, вторую доводил Петро Иванов, а третью «вводил в курс дела» я сам. Все новенькие – Роман Мустафин, Валерий Зотов, Азат Гумеров, Виктор Кулешов, Анатолий Клементович, Саша Шихов, Леонид Васин и Юрий Сыромятников (я не зря так скрупулезно перечисляю фамилии, поверьте, парни стоят того) не раз смахивали с разгоряченных лиц крупные капли пота. Хоть и сбивались они, но постепенно вошли в трудовой ритм. Особенно Роман Мустафин спокоен, терпелив, настойчив, а энергии и силы на троих хватит. Он первый и предложил работать потоком: отрегулировать глухие шаблоны, каждому дать определенную операцию. Пусть набивают руку.
Андрей Корсун предложил расширить зашивочный стенд, Леонид Васин тоже дельную мысль высказал, зашить три-четыре звена и класть на них шпалы – сразу два человека освобождаются. Пусть они растаскивают шпалы, раскладывают по кладки да костыли. Прикинули, подсчитали – солидный выигрыш времени, а для нас это очень важно.
Второй день – и первая радость успеха: есть 550 метров звеньев. И чувствуется, что это далеко не предел. Такое же ощущение подъема, жажды труда было и тогда, в марте, когда сами устанавливали рекорды, сами же их и перекрывали.
Прораб придирчиво, дотошно выверяет шаблоном плюсы и минусы допуска. Вот остановился, закурил. Значит, все в порядке.
День третий, четвертый, пятый.. Пошёл нудный, холодный дождь пополам со снегом. Опять усиливается ветер. А со станции Салым доносится сквозь непогоду певучий сигнал тепловоза и перестук колес: на звеносборку идут сцепы с рельсами. Дождь все усиливается, но ещё дружнее раздается металлическая дробь электромолотов, ритмичнее охают по костылям кувалды. Держись, время! Мы все-таки обгоним тебя!
И снова запись в дневнике: «3 октября. Устали до чертиков. Парни еле разгибают спины. В тело словно сотни иголок впились. Витя Кулешов растирает негнущиеся пальцы. Леонид подпоясывается веревкой – не заметил, как пуговицы отлетели от брезентухи. Петя Конев схватился за голову, потому что за электромолоты взяться невозможно. Перегрелись. Руки у всех отяжелели, сапоги полны дождевой воды. Но лица у всех радостные – есть рекорд! За смену зашито 800 метров пути. Даёшь Юганскую Обь!»
И. Арсенюк, нештатный корреспондент, п. Салым.
«От станции Тюмень до станции Юганская Обь» (газеты «К победе коммунизма» №136, 1973 год)
Очень скоро наступит самый ответственный период на строительстве железной дороги Тюмень - Сургут – Нижневартовск: первый рабочий поезд пройдет по участку дороги от Салыма до Юганской Оби, и гудок его разбудит дремавшую тайгу. Строители дороги упорно продвигаются к цели, и вместе с ними трудится большой коллектив железнодорожников временной эксплуатации станции Усть-Юган, без которых немыслима дорога. Участок возглавляет опытный строитель, опытный железнодорожник М. Ф, Дубровин, работают здесь около 50 машинистов, помощников кондукторов путей.
В интервью с нашим корреспондентом Л. Петровой начальник отделения временной эксплуатации железной дороги Тобольск – Сургут В. Ю. Маллериус подробно остановился на задачах коллектива в настоящее время и на перспективах будущего.
— Каков вклад железнодорожников в строительство новой дорога?
— Во-первых, без тепловозов невозможно построить ни одну дорогу. Железнодорожники — непременные спутники строителей. Сейчас мы ведем отсыпку земляного полотна. Возим песок с карьеров на разъезде Пучил в «голову» на 603 километр. Мы возим тепловозами составы, или «вертушки», как мы их называем, состоящие из думпкаров. Подвижные составы требуют очень большого ухода в условиях отсутствия ремонтной базы, в условиях оторванности от основных баз. Наши тепловозники эксплуатируют их с большой ответственностью. Ежедневно выполняются установленные задания. Мы должны вывезти в ближайшие дни еще 20 тысяч кубических метров земли. После этого приступим к укладке звеньев, которые сейчас усиленно готовятся на станции Юганская Обь.
В коллективе отлично трудятся машинисты, которые здесь работают с первого дня организации участка: Донцов, Ефимов, Соколов, Рыбин, помощники машиниста Грузин. Грохов. Логинов. Эти товарищи не считаются со временем, ежедневно выполняют и перевыполняют задания, отлично содержат свою технику.
После того, как мы соединим два участка, после того, когда рельсовая колея даст возможность двигаться от Тобольска до станции Юганская Обь, перед железнодорожниками встанет новая очень большая задача по перевозке не только строительных, но и народнохозяйственных грузов. Уже сейчас ясно, что много тысяч тонн различных строительных и народнохозяйственных грузов, необходимых для строительства объектов нефтяной и газовой промышленности, будут завозиться по этому новому железному пути.
— Что же делается сейчас, чтобы все-таки удовлетворить потребности в перевозке грузов для нефтяников?
— Следует заинтересованным организациям хорошо продумать вопросы выгрузки, вопросы организации подвоза и вывоза груза. Не секрет, что наши станции развиты сейчас не полностью. Это ещё только разъезды, которые в основном приспособлены для рабочего движения, для перевозки тех грузов, которые необходимы для строительства самой железной дороги.
Если мы не построим тупики, площадки для выгрузки грузов, разумеется, у нас создадутся дополнительные трудности, с которыми мы уже сталкивались в прошлом году, когда строили станцию Салым. Сейчас принято решение под станцию Юганская Обь построить несколько специальных выгрузочных путей с широкими междупутьями, чтобы можно было складировать грузы. Однако эти работы выполняются крайне медленно. По сути дела на сегодняшний день еще не положено ни одного звена рельсов.
В ближайшее время, где-то о конце ноября — начале декабря, мы вместе со строителями забьем серебряный костыль, соединим участок и пустим поезда от станции Тюмень до станции Юганская Обь. Коллектив отделения временной эксплуатации и участок, который работает временно здесь в Усть-Югане, полны решимости выполнить эту задачу, выполнить ее хорошо, качественно, в срок.
— Железнодорожники в своей работе встречают много трудностей. Расскажите о них.
— На данном участке мы располагаем сейчас ограниченными возможностями. Завоз тепловозов, вагонов и других технических средств был связан с большими трудностями, с перегрузкой на воду. Тяжелые механизмы—тепловозы весят более ста тонн, каждый думпкар весит около 40 тонн — перевозились на баржах. Поэтому было завезено только самое необходимее количество железнодорожного подвижного состава. Это заставляет наших работников с большим вниманием относиться к их эксплуатации, заменить новым трудно. Ремонтировать еще труднее.
После того, как мы соединимся, когда у нас будет сплошная рельсовая колея, сюда дополнительно поступят новые тепловозы. А те, которые сейчас работают, будут немедленно отправлены на ремонтные базы. Мы создадим здесь мастерские. Их строит СМП-384. Создадим небольшую ремонтную базу, чтобы можно было не перегонять подвижной состав в Тобольск и далее в Тюмень.
У нас есть и другая техника: мощный снегоочиститель, который обеспечивает нам уверенную работу в зимних условиях, мощный отвальный струг, который будет сейчас также работать до заморозков на выравнивании земляного полотна, а зимой на очистке снега. Сейчас у нас, правда, недостаточно вагонов, но в ближайшее время мы вагоны получим и обеспечим все необходимые перевозки.
«Романтика становления» (газета «К победе коммунизма» №139, 1973 год)
- Вам приходилось шагать по шпалам? — этот вопрос был задам мне в одной из командировок молодым вихрастым парнишкой, строителем железной дороги Тюмень — Сургут. Парнишка был улыбчивый-задиристый, он охотно вступал в спор на любую тему: о строительстве дорог, о космонавтах, о лириках и физиках, о проблемах современного кино.
— Так вот, — не дожидаясь ответа на свой вопрос, продолжал парень, — когда топаешь просто так по железнодорожным шпалам и от нечего делать отсчитываешь их, то не задумываешься, трудно ли строить железную дорогу. Подумаешь, шпалы деревянные, а на них надо рельсы стальные уложить. Все просто и буднично. Вы ведь так думаете?
И. не давая мне ни слова вставить, парнишка напористо доказывал мне и даже самому себе, что строить дороги могут только сильные. И он гордо называл имена своих товарищей. От него, этого случайно встреченного в Усть-Югане парня, у которого я так и не успела узнать фамилию, впервые услышала о бригаде Станислава Кривохижи, которая ведёт сборку звеньев в СМП-384. Парня этой бригады шпалы и рельсы превращают в 25-метровые звенья, которые затем укладывают на железнодорожное полотно, метр за метром, шаг за шагом приближая дорогу к Сургуту.
Затем о бригаде Станислава Кривохижи рассказал мне Игорь Мурашко, энергичный молодой прораб первого участка мостопоезда, который сразу же, завоевал моё уважение широкой осведомленностью положением дела на участке и знанием всех своих людей, без которых, он считает, были бы просто невозможно в таких трудных условиях строить железнодорожную трассу.
— На сборке звеньев у нас работает бригада Станислава Кривохижи, — сказал Игорь, — коллектив с уже сложившимися традициями, с большим опытом работы. Правда, за последнее время мы добавили в него новых людей. Это связано с тем, что сейчас большой упор делается на укладку, и зашивку звеньев нужно увеличить. Но в основном здесь сложившиеся кадры, сложившиеся традиции. Среди старых, опытных путейцев, работающих на звеносборке, нужно назвать, прежде всего, самого Станислава Кривохижу. с большим тактом н организаторским талантом. Долго и хорошо работают Муратов, Фомин. Полуяктов. Там же в сменной комплексе на железнодорожном кране КБН работают крановщики Дзюба, Бугаев, Сердюк. Я думаю, что те задачи, которые мы поставили перед бригадой Кривохижи по зашивке звеньев, они, конечно, выполнят.
На первый взгляд, процесс сборки звеньев представляется несложным. Укладывают шпалы на землю, затем на них —-рельсы и забивают костыли для крепления рельсов к шпалам. Но за всем этим простым стоит умение именно так забить костыль, как это делает, например, Юдин. Забить быстро и качественно. Электромолотки пока еще несовершенны: большая вибрация при работе, и руки нагружены до предела. Каждому из бригады, работающему на забивке костылей, знакомо это неприметное чувство большой усталости в назойливого звука вибрации в висках. И каждому из них дорог тот момент, когда готовое звено увозят в штабеля. Значит, еще 25 метров дороги.
Сейчас сборка ведется на-двух путях, ребята работают в три смены. Бригадир успевает везде. Сам он строит дороги давно. Только на Усть-Юганском участке Станислав четвертый год.
Разные люди побывали за это время в бригаде, поскольку трудно порою человеку сразу же понять и оценить обстановку. Вот и ищет он, где лучше. На строительство дороги едут многие. Привлекают романтика, работа, деньги. Не очень многие остаются на месте. Отталкивают будничность, трудности, небольшой заработок. Но те, кто остается, люди надежные, на таких и дорога держится. В бригаде у Кривохижи четвертый год работает Юрий Полуяктов. Он еще молод и кажется очень застенчивым. Но именно ему доверяют бригаду, когда бригадир болеет или в отпуске. Дело парень знает хорошо, умеет спросить, где нужно, много вкладывает живинки в работу. И такие парни смело идут жизни.
— Вот познакомитесь с бригадой Станислава, тогда с поймете, что такое железная дорога, — эти слова сказал мне на прощание мой случайный знакомый, вихрастый, задиристый парень, который приехал на строительство железной дороги за романтикой
Его я не однажды вспоминала, когда была в бригаде и знакомилась с работой. Всё пыталась выяснить, не помнит ли кто того парнишку, влюбленного в романтику и так увлеченно рассказывающего о этих ребятах. Так точно не удалось установить, кто же он. Как оказалось, таких парней здесь было немало. Дороги далекие влекли и влекут всегда, поскольку преклонение перед настоящим делом живёт в нас вечно.
Л. Петрова, спец.корр газеты «К победе коммунизма»
«Скоро стык!» (газета «К победе коммунизма» №143 1973 год)
На трассе строительства железной дороги от станции Юганская Обь до станции Салым строители закончили зашивку звеньев, а лучшие бригады монтеров пути Мохова и Молозина из строительно-монтажного поезда №384 укладывают звенья. Они идут навстречу лучшей бригаде Василия Стебеляка из другого поезда – 198-го.
«Даешь 575-й километр» . Такой лозунг висит на укладке пути. Здесь, на 575-м километре трассы, будет «красный стык», право зашить серебряный костыль будет предоставлено особо отличившимся строителям. В оставшиеся дни бригады работают в три смены и укладывают до 2,5 и более километров железнодорожного полотна.
Профессию монтеров путей комсомолец Василий Стебеляк получил в Салыме. Приехал по комсомольской путевке. Здесь, на салымской земле, он с ребятами укладывал рельсы до 500-го километра на юг. В эти дни возглавляемая им бригада ведёт укладку 575-го километра.
Ю. Филатов.
«Лети, тепловоз, к Сургуту. Первый поезд пришёл на Юганскую Обь» (газета «К победе коммунизма» №144 1973 год)
- Трудная дорога. Сплошные топи, болота, непролазные таежные заросли. Очень нелегко доставались километры...
Это говорит один из знатных строителей трассы Тюмень—Сургут—Нижневартовск Архип Мохов. Крепкого роста, широкоплечим, с задубелым от ветра и зноя лицом. Ему можно верить: за плечами железные дороги Абакан— Тайшет, Ивдель—Обь. И на этой, как ее называют Совсибе, он со своей бригадой проложил не одни десяток километров пути.
Мы стоим почти на самом скрещивании движения двух бригад, идущих друг другу навстречу с северного и южного плеча труднейшей дороги. И с той и с другой стороны движутся путеукладчики с собранными звеньями. Через каждые пять-семь минут на готовое и высокое полотно ложится новое звено 25 метров длиною.
От коллектива строительно-монтажного поезда №198 на соединение идет мастер Алексей Пилипенко со своими товарищами.
— Как никогда,—говорит он,— высок трудовой настрой в эти последние дни. Ни на минуту не утихала работа. Если по нормам за сутки мы должны укладывать три километра, то фактически ложили 3,2. В бригаде 26 человек. И трудно кого-то сегодня выделить, но назову А. Хавера, В. Стебепюка, Г. Широбокова, которые мастерски поработали в последние дни.
И он торопливо ушел, на разговоры времени не хватает.
Пожалуй, такой же боевой настрой чувствовался с противоположной стороны, откуда двигалась бригада Станислава Кривохижи. Тот же самый интервал: пять-семь минут — и новое звено на полотне дороги. Именно этому коллективу принадлежит рекорд, родившийся буквально на глазах. В ночь на 2 декабря бригада путеукладчиков уложила 1225 метра. Вот это темпы!
Все меньше и меньше расстоянию между путеукладчиками. Вот и последнее звено ложится на полотно. Встреча! Долгие месяцы шли навстречу коллективы СМП-198 и СМП-384. И встретились на 575-м километре. По доброй традиции, существующей у железнодорожных строителей, здесь и забили серебряный костыль. И oтныне путь от Тюмени до Юганской Оби проложен.
Радостные от успеха, от трудовой победы собрались строители на многолюдный митинг. На импровизированную трибуну поднимаются руководители областной, Ханты-Мансийской окружной, Сургутской городской партийных организаций, командиры подразделений и, конечно же, передовики производства, те, чьими руками проложена магистраль. Митинг открывает первый секретарь окружкома КПСС В. В. Бахилов. Он предоставляет слово начальнику управления треста Тюменьстрой-путь Герою Социалистического Труда Д. И. Коротчаеву. В притихшей морозной тишине звучит рапорт Центральному Комитету КПСС о сдаче в срок важнейшего объекта третьего года пятилетки. В рапорте называются десятки подразделений, бригад, передовиков. отличившихся на строительстве.
На митинге выступили машинист тепловоза И. Двинцев, машинист экскаватора мехколонны №5 В. Коленко, бригадир путеукладчиков строительно-монтажного поезда №198 И. Арсенюк, писатель Б. Полевой. Очень тепло сказал первый секретарь областного комитета партия Б. Е. Щербина:
— Большое вам спасибо, рабочие руки строителей. Только наши советские люди способны в таких тяжелейших условиях и в такие короткие сроки выполнить волю партии и народа. Вы проложили трассу мужества, открыли ворота в нефтяной район, который завтра, будет важнейшим в стране.
Зачитывается приветственное письмо в адрес ГК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР. И еще не успели смолкнуть аплодисменты, как, разбудив вековую тайгу гудком, подошел тепловоз из Тюмени. Вел его машинист Геннадий Дмитриевич Копанев. Медленно притормаживает машина свое движение. И снова самые лучшие из лучших — Виктор Малозин и Иван Арсенюк — разрезают алую ленточку.
…Мы помним много добрых дел, которые свершены в нашем нефтяном Приобье в третьем, решающем году пятилетки. Это и строительство сверхдальнего нефтепровода Самотлор—Альметьевск, это и второй блок на Сургутской ГРЭС, это новые рекорды нижневартовских проходчиков недр. Сегодня крупными буквами в летопись пятилетки мы запишем большую победу на строительстве железной дороги Тюмень—Сургут— Нижневартовск.
А. Прохоров.
«И пройдя километры гибкие» (газета «К победе коммунизма» №146 1973 год)
Этот радостный день в поселке мостостроителей Юганская Обь наступил 4 декабря 1973 года. Его ждали несколько лет. Потребовался многолетний труд тысяч рабочих, мастеров, инженеров разных профессий в невероятно трудных условиях болотных топей, изнуряющих комариных туч и снежных заносов, чтобы наступил этот день.
Задолго до митинга по посёлку разлилась музыка как бы напоминая людям и приглашая их к месту предстоящих торжеств.
У полотна железной дороги установлена большая ярко-красная трибуна, украшенная Гербом Советского Союза, флагами союзных республик, лозунгами. Рядом с трибуной – 12-метровая мачта с флагом РСФСР. На прилегающих зданиях флаги и лозунги: «Привет бригаде первого поезда на Юганской Оби», «Слава строителям дороги Тюмень – Сургут!», «Мостостроители, откроем движение по мосту 29 марта 1974 года!», «Мы пришли на Юганскую Обь. Мы придём в Сургут!». Во всю ширину моста сквозь снежную пелену издали виден призыв: «Даёшь Сургут!»
Кажется, все население посёлка от мала до велика пришло в этот час к железнодорожной станции. Ровно в 10.30, огласив морозный воздух звуком гудка, тепловоз ТЭМ2-797, украшенный лозунгами, флагами, портретом В. И. Ленина, медленно подошел к станции и встал у знака «Остановка локомотива». Над станцией льется мелодия «Марша энтузиастов».
После встречи и поздравления бригады первого поезда с благополучным прибытием руководители города и района, строительных организаций, передовики производства, гости поднимаются на трибуну. К микрофону подходит первый секретарь горкома партии М. М. Конев. Он горячо поздравляет строителей с трудовой победой, говорит о значении дороги для развития Сургутского Приобья и севера Тюменской области, открывает митинг. Слово предоставляется бригадиру поезда Геннадию Дмитриевичу Ополеву, который докладывает о прибытии первого железнодорожного состава на берег Юганской Оби с грузом строительных материалов и продовольствия для строителей железной дороги. Г. Д. Ополев вручает М. М. Коневу жезл.
Под звуки барабанов и горнов на трибуну выходят пионеры Обь-Юганской школы. Они приветствуют бригаду поезда и строителей дороги:
«Вы, строители, люди труда,
Вы Иртыш покорили могучий,
На обские пришли берега
И сказали: мы будем в Сургуте!
И, пройдя километры гибкие,
Устремится в дальнюю даль
Через реки и топи зыбкие
Тюменская магистраль…»
Г. Д. Ополеву повязывают галстук почетного пионера дружины имени Н. Кузнецова.
Выступает начальник мостоотряда №15 В. Ф. Солохин. В своем выступлении он подвел итог работы, проделанной мостостроителями, с благодарностью назвал имена лучших рабочих отряда и от имени коллектива вручил бригадиру поезда Г. Д. Ополеву рапорт-обязательство для доставки в Тюмень и передачи обкому КПСС.
Выступают бригадир монтеров пути СМП-384 С. А. Кривохинжа, прораб мостоотряда №15 А. В. Косинцын, прораб СУ-489 В. В. Ветчинкин. Они рассказывают о проделанной работе, с гордостью называют имена своих товарищей, дают обязательства работать лучше, чем прежде.
В заключение выступил первый секретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС Герой Социалистического Труда В. В. Бахилов. Он от всей души благодарил строителей за их самоотверженный труд, говорил, что со строительством дороги открывается новая яркая страница в истории Ханты-Мансийского округа.
Митинг окончен, но долго ещё не смолкает музыка. Несмотря на густой снегопад, люди не расходятся по домам. Праздничное настроение не покинет их весь день.
Ф. Показаньев, нештатный корреспондент газеты «К победе коммунизма»