«Азербайджанское общество «Хазар», основанное выходцами из Азербайджана в 2000-м году. Несмотря на то, что в Югру, в поселок Пойковский их привели разные причины, всех азербайджанцев объединяет только глубокая любовь к Родине, вечный символ которой – Хазар, Каспийское море.
У этого уникального моря-озера десятки наименований, многочисленные путешественники давали ему свои названия. Но более устойчивыми во времени остались арабские наименования – Хазар и Каспий, восходящие к названиям древних племён каспиев и хазар, оставивших неизгладимый след в истории, культуре, традициях, фольклоре, языке, географических названиях, ставших прочным связующим звеном среди представителей тюркской культуры наших дней.
Вот уже более 20 лет «Хазар» объединяет потомков древних народов, выбирающих Пойковский для постоянного места жительства, работы. Общественная организация всеми возможными способами участвует в судьбах соплеменников. В первую очередь занимается правовым просвещением обосновавшихся в Пойковском и желающих пригласить на Север родственников из Азербайджана – во избежание проблем с российским законодательством обеим сторонам следует тщательно готовиться к визиту или переезду.
В традициях народа – выбирать в лидеры наиболее авторитетных и мудрых. Общественную организацию сегодня возглавляет Джаваншир Алиев. Именно ему соплеменники доверяют и обращаются при решении различных вопросов за советом и помощью.
По народным традициям азербайджанцев новорожденному мальчику старшие члены семьи дарят папаху, чтобы вырос настоящим мужчиной, а девочке мажут губы медом, чтобы уста были сладкими, чтобы девушка, женщина была в речи приятна.
Но похоже, меда не жалеют и для мальчиков: многие азербайджанцы – мастера похвал и комплиментов. Впрочем, сам Азербайджан будто создан для очарования: живописные горы с белоснежными вершинами, изумрудная зелень, глубокий синий Каспий, завораживающее пламя вечных огней у горы Янардаг.
Азербайджанцы называли «страной вечных огней» из-за близко лежащих у поверхности земли нефтяных и газовых залежей, газы часто вырывались наружу и воспламенялись. И вообще огонь со времен зороастрийцев священен, это главный символ самого важного в Азербайджане народного праздника – Новруз-байрама.
– Праздновать начинали за месяц до равноденствия, 20-21 марта, – рассказывает Фариз Захид оглы Гадималыев, активист азербайджанской общественной организации «Хазар» в Пойковском. – Каждый вторник был подготовкой к главному празднику, чествовались все четыре стихии: земля, которая оживала после зимы, воздух, который теплел с каждым днем, вода, которая прибывала от таяния снегов и льда, и, наконец, огонь как символ наступившего тепла, солнца, согревшего землю. На а затем и сам Навруз встречали, новый земледельческий год.
Природа Азербайджана изобильна, богаты недра, территориальное расположение на западе Азии удобно: на всем протяжении границы с Ираном до границы с Россией он своим боком купается в Каспийском море. Это «ворота» между загадочным Китаем и богатой Европой, ао II-I веке до н.э. через Азербайджан был проложен маршрут Великого шелкового пути. Талантливые ремесленники предлагали заграничным купцам массу полезных товаров: изящные ювелирные изделия, духовые и струнные музыкальные инструменты, драгоценное оружие, великолепные ковры, местные сорта шелка. Торговцы из Азербайджана вывозили в Европу нефть, драгоценные камни, соль, ртуть, квасцы, шерсть, лен, хлопок, минеральные красители, лечебные снадобья и многое другое. Особенно славились медные изделия: посуда, подносы, подсвечники, астрономические приборы.
– Наверное, поэтому среди азербайджанцев много людей науки, искусства, – размышляет Фариз Захид оглы. – Много музыкантов, у народа богатая музыкальная история, уходящая в глубины веков. Не зря же азербайджанское ашугское искусство (ашуг – народный певец) и мугам (жанр традиционной музыки) ЮНЕСКО внесены в список мирового нематериального наследия.
Азербайджан – одно из самых благополучных мест на земле, и это, несомненно, отразилось на характере и пристрастиях народа. Испокон веков в народе высоко ценятся доброта, правдивость, терпимость, верность, преданность родной земле, храбрость, трудолюбие, чувство долга, вежливость, сдержанность, сопереживание, дружелюбие. Для азербайджанцев уважение к старшим, гостеприимство, взаимопомощь, почитание женщины-матери, верность мужской чести и достоинству, приверженность домашнему очагу, женское целомудрие, супружеская верность не просто слова, а национальный этический код, даже для тех, кто многие годы живет вдали от исторической родины.
Азербайджанцы-пойковчане чтят традиции и обычаи своего народа.
– Сватовство, свадьба, рождение ребенка – все так же, как и в Азербайджане. Новруз – повод собраться всем вместе, пожелать друг другу счастья. И конечно, все светские и государственные праздники России тоже наши, ведь мы – граждане России. С большим удовольствием наш «Хазар» участвует в фестивале национальных культур в День России, это возможность познакомить земляков с нашей национальной кухней, удивить, порадовать их мелодиями старинных азербайджанских инструментов и танцами. И это «Хазару» удается – ежегодно на пойковской сцене выступают друзья-артисты: звучат сааз, зурна, нагара, парни танцуют ритмичный танец 6/8, доводя до изнеможения восхищенную публику.
Увидеть материальные ценности азербайджанской культуры: книги, инструменты, национальные костюмы – можно не только в День России, но и любое время в Центре национальных культур, открывшемся в Пойковском в 2016 году. Там у «Хазара» есть свое место, как и у других национальных общественных организаций.
– Каждый может внести вклад в сокровищницу родной культуры, – говорит Фариз Гадималыев. – Это возможность изучать ее, делиться знаниями с соплеменниками, общаться, обмениваться опытом. Я бы желал, чтобы крепли наши культурные связи не только в Пойковском, но и за его пределами, чтобы можно было с творческими встречами ездить в гости в другие города.
Кабирова, Татьяна. Верные заветам предков / Т. Кабирова // Югорское обозрение. – 2016. – № 44 (3 нояб.). – С. 46.
Кабирова, Татьяна. Один за всех – все за одного / Т. Кабирова // Югорское обозрение. – 2021. – № 8 (25 февр.). – С. 4.