Марийцы, мари, марий, черемисы – это финно-угорский народ, проживающий в основном на территории России. Его численность превышает 500 тысяч человек, большая часть из них проживает не в Марий Эл, а в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Кировской и Свердловской областях, Югре. В сибирском краю их более семи тысяч.
В Пойковском с 80-х годов проживает один из представителей этого загадочного народа – Анатолий Алексеев. Являясь председателем межрегиональной общественной организации «Марий ушем», Анатолий Аркадьевич проводит работу по сохранению родной культуры на территории Нефтеюганского района. Под его началом марийцы активно участвуют в таких мероприятиях и праздниках, как День народного единства, Сабантуй, День России и другие.
– Живя здесь, мы ещё острее чувствуем нехватку Родины. У каждого она своя, а Север – наш общий второй дом, – говорит он. – Именно здесь ярко выражена дружба народов. Такой сплоченности мне больше нигде наблюдать не приходилось. Думаю, поэтому яркое проявление нашей культуры другим национальностям очень интересно.
По преданиям и мифам марийцев Землю в древние времена населяли великаны – онары, которые были посланы небесами, для того, чтобы научить жить людей. Великан-богатырь по имени Ыж-мари считается предком марийцев, живших вдоль реки Иж. Он мог перешагивать через реки и озера, леса были ему по колено, вековые дубы вырывал с корнями, а из песка, который онар вытряхивали из обуви, возникли курганы.
Так откуда на нашей планете появились онары? Легенды рассказывают, что история марийцев началась на другой планете. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела утка и снесла пару яиц, из которых появились два брата: Юмо, олицетворяющий добро, свет, созидание и процветание жизни, и Керемет, представляющий темные силы. Вместе с ними на планету прибыли разум, душа, человеческие качества (возможность чувствовать, мыслить и другие), которые стали частью огромного мира.
Марийцы до сих пор звезды и планеты называют по-своему: Большую медведицу – созвездием Лося, млечный путь – дорогой, по которой ходит Бог, Плеяду – созвездием Гнезда.
Пословица «Мланде – мемнанавана, вуд – мемнаначана» переводится так: «Земля – наша матушка, вода – наш батюшка».
Марийцы считают, что мир священен, а его внутренняя сущность божественна. Природа – начало всех начал. Человек и окружающий мир, небо и земля, земной и потусторонний миры, жизнь и смерть, добро и зло, священное и мирское находятся в неразрывном единстве.
У каждой стихии есть свой бог, а также различные духи. Все они помощники верховного бога Юмо, к которому направлены главные молитвы.
По словам представителей общественной организации, мари бережно относятся ко всему живому, особенно к деревьям. Кусото (роща) для них – священное место. Предки находили самое высокое и красивое дерево (пумаш), смотрели на расположение звезд, Луны и Солнца по отношению к нему, наличие родника или какого-то другого водоема рядом. По особым приметам это дерево признавалось главным, можно сказать – сердцем Кусото. Священные рощи существуют с древнейших времен и бывают родовыми, общедеревенскими и всемарийскими. В них проводятся практически все обряды и ритуалы.
Пумаш в понимании марий олицетворяет собой начало жизни и связано с представлениями о богине земли – Мландеава (Мать земли).
– Священные места выбраны предками не случайно, – рассказывает юная марийка из Салыма Вероника Дегтярева. – Считается, что в них очень сильная энергетика. Обращаясь к дереву, люди тем самым обращаются к космосу. Дерево – это проводник между разумом человека и космосом.
Мольбища Кусото для марийцев настолько важны, что на протяжении пяти веков велась борьба за их сохранение и отстаивание права на собственную веру. Сначала марийцы противостояли христианизации, потом, чтобы отвлечь внимание от Кусото, мари приняли христианство. Народ ходил на церковные службы, но тайно проводил марийские обряды. В результате за несколько веков произошло смешение религий, и многие православные традиции вошли в марийскую веру.
– У нашего народа существует необычный ритуал, – рассказывает Вероника. – На похоронах у гроба всегда ставят таз с чистой водой для того, чтобы душа усопшего перед переходом в другой мир могла искупаться.
До христианизации марий хоронили усопших в неглубоких ямах в зимней одежде и даже летом отвозили на кладбище на санях, как у многих финно-угорских народов.
По народным представлениям считалось, что в загробном мире нужно все то же, что и при жизни, поэтому мужчинам клали нож или топор, женщинам – холст, нитки и иголки, детям – игрушки, сверху шерстяные или шелковые нитки – народ предполагал, что по ним душа спускается в загробный мир.
На протяжении долгих веков марий украшают разнообразной многоцветной вышивкой одежду и предметы быта, которые можно назвать произведениями народного искусства, где каждая линия и знак имеют смысл.
– Орнамент маритур (марийская вышивка) образован из геометрических и геометризированных узоров с животными и растениями. Они строятся из прямых и ломаных линий в вертикальной и горизонтальной симметрии. Это обусловлено способом исполнения – по отсчету нитей основы ткани. В этом случае любой рисунок приобретает геометрический вид. Трудно найти повторения, в каждом случае – индивидуальное решение, – говорит швея-модельер из Пойковского Екатерина Доронина.
Вышивка являлась и оберегом, например, на головном уборе замужней женщины вышивались рисунки в виде четырехконечного креста с загнутыми концами, символ змеи (кышке), охраняющей очаг замужней женщины. А элементы вышивки по низу подола женской рубахи определялись как растительные символы, отражающие символику родовых знаков (тисте). Использовали при этом четыре цвета: красный, зеленый, синий и черный.
Также существует множество других орнаментов в виде оберега мужской силы (орма), символизирующий зрелость мужчины и его способности воспроизводить, дерева (пушенге) – начало жизни, олицетворение связи верхнего, среднего и низшего миров, дающих растению магические жизненные силы, лошади (имне) – символ трудолюбия, благополучия, достатка и многих других.
У марийцев основной цвет и праздничной, и повседневной одежды – белый. И этому есть объяснение – народ добродушный, светлый, с чистыми помыслами, вот и одежда такая. Человек в белой одежде чувствует себя светло, празднично, он по-другому мыслит и поступает. Поэтому стоит почаще возвращаться к народной одежде, носить светлое, мыслить светло.
Марий Эл республика аграрная, люди трудятся на земле, поэтому и праздники связаны с ней. Например, весной, после посевной проводят «Ара парем» – праздник после посева, летом обязательно во всех деревнях и селах устраивают «Пеледыш парем» – праздник цветов.
Проживая в Нефтеюганском районе, местные марийцы давно смешались в культурном и религиозном плане с соседними народами. Но главные традиции остаются нерушимыми и проносятся через столетия.
– Марий относятся к финно-угорской этнической группе, как и ханты, но более раннего происхождения, пояснил еще один онар, представитель межрегиональной общественной организации «Марий ушем» Пойковского Иван Иванов, много лет являющийся идейным вдохновителем югорских марийцев. – Мы братские народы одного семени. Многое в нашей культуре и традициях совпадает. Поэтому жить в этом краю нам комфортно, мы не чувствуем себя чужими.
– Только неразрывная связь с прошлым делает наше настоящее осмысленным и наполненным знанием, – подытожила супруга председателя межрегиональной общественной организации «Марий ушем» Наталья Алексеева. – Это тот фундамент, на котором стоит и наше будущее.
Тинни, Александра. «Великаны» из народа / А. Тинни // Югорское обозрение. – 2017. – № 7 (16 февр.). – С. 19.