Фольклор
Предлагаем Вам познакомиться с местным салымским фольклором
У жителей юрт Савкунины Зимние святым считался первый от устья реки Ай-ега мыс на правом берегу. Он называется «мыс Невест», или «мыс Двух сестер». Сюда приходили невеста со свекровью до свадьбы. Невесты делали приношения духам – бросали деньги к березе. В одной из легенд описаны события, связанные с этим местом.
Один из вариантов знаменитой легенды о Тонье - сыне князя Бардака и Салымской женщины.
С именами Ай-орт-ики и Сотэм-тэ-ики, вероятно, связано возникновение салымских княжеств. Но и позднее подобные социальные структуры на Салыме продолжали существовать. В каком виде – неизвестно, возможно, в составе более крупного объединения – Салымского княжества. Проиллюстрировать этот период может легенда «Нашествие Торлул-ики». Она описывает события, происходившие в пору, когда уже наступил век обычных людей, но еще жили богатыри.
Легенда иллюстрирует нежелание средневековых салымцев попасть под власть татар. «Сивохребтское сражение» относиться ко времени первого появления татар на Средней Оби и в Салымском крае. Исходя из этого, можно датировать время деятельности вождей Салымского края, второй половиной XIV – первой половиной – XV веков.
В легенде излагается поход богатыря Ай-орт-ики за невестой.
Легенда «Промытый омут» повествует об отражении Ай-орт-ики кодских воинов – курын-ях.
Ай-орт-ики защищал свою территорию от военных нашествий. Против врагов, приходивших с низовий Оби, он устанавливал водяные загороды, которые представляли собой частокол из тонких заостренных жердей. Такой загород стоял около городка Вошин-мыттын и еще в одном месте, где заканчивается заливная пойма Малого Салыма. Участок берега напротив этого места в честь былинных событий назван – «Гора отрезанных носов».