В связи с разработкой крупных нефтяных месторождений в Западной Сибири и наличия большого газового фактора на данных месторождениях в начале 70-х годов была создана программа строительства ряда газоперерабатывающих заводов для утилизации попутного нефтяного газа с целью получения топливного газа и жидких углеводородов, являющихся сырьем для нефтехимической и химической промышленности.
Первый газоперерабатывающий завод решили построить в Нижневартовске, у самого крупного разведанного месторождения – Самотлорского. Второй крупный завод решили строить вблизи железной дороги и Мамонтовского месторождения, очень крупного из найденных на то время.
В феврале 1973 года Тюменским областным Советом народных депутатов был выделен земельный участок под строительство Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода и рабочего поселка Южный Балык. И уже летом 1973 года в тайгу высадился первый десант строителей будущую завода. Началось строительство первых общежитий.
В 1974 году институтом «Гипровостокнефть» (г. Куйбышев) был разработан проект будущего Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода. Изначально завод предназначался для переработки нефтяного газа по схеме низкотемпературной абсорбции с пропановым холодильным циклом в объеме 500 млн кубометров в год. Руководил разработкой технологических схем и основных инженерных решений главный инженер «Гипровостокнефть», пионер газовой промышленности СССР, Константин Саакович Каспарьянц. Принятая схема должна обеспечивать извлечение целевых углеводородов на уровне 95% от потенциального содержания в сырье. Проектная выработка широкой фракции лёгких углеводородов была определена на уровне 240 тысяч тонн в год
В 1974 году было начато строительство Южно-Балыкского завода. В этом же году, в декабре была запущена первая очередь Нижневартовского ГПЗ. Изначально предполагалось, что на Южном Балыке должен быть построен склад сжиженных газов с наливной эстакадой. По продуктопроводам с Нижневартовского завода будет подаваться широкая фракция лёгких углеводородов, а Южно-Балыкский ГПЗ затем должен отпускать готовую продукцию в цистерны с наливной железнодорожной эстакады и отправлять на нефтехимические заводы страны.
С самого начала стройка завода не задалась. Генподрядчик строительства, Передвижная механизированная колонна (ПМК) строительного управления Сургутской ГРЭС, никак не могла организовать работу. Транспортные проблемы решались не на должном уровне. Большинство дорог были временными и обеспечить стройку стройматериалами не могли. Сроки возведения объектов постоянно сдвигались и акцент на лежнёвые дороги не оправдал ожиданий. Второй проблемой 1974 года была кадровая текучесть. Более половины новых сотрудников увольнялись, не проработав и полгода. Основными причинами были сложные бытовые условия, плохая доставка продуктов и в целом нерациональная кадровая политика практически во всех рабочих коллективах генподрядчика и нескольких субподрядных организаций. (https://salymkray.ru/materialy/1148/)
В мае 1975 года (приказ Миннефтепрома №245 от 26 мая 1975 года) создано производственное объединение по переработке нефтяного газа в Западной Сибири «Сибнефтегазпереработка» Всесоюзного промышленного объединения по переработке нефтяного газа «Союзнефтегазпереработка» Министерства нефтяной промышленности (в настоящее время – ОАО «СибурТюменьГаз»). Генеральным директором объединения был назначен Алексей Ильич Воривошкин, а первым главным инженером Леонид Ермолаевич Алатырев. В это объединение должен был войти Южно-Балыкский ГПЗ.
Но на строительном объекте Южно-Балыкского ГПЗ проблем становиться с каждым днём всё больше. В начале 1975 года стройка до сих пор не обеспечена стройматериалами. Не хватает всего, и в первую очередь транспорта. Бесконечные сдвиги сроков и отсутствие конкретного плана строительства приводят к тому, что в июле с занимаемой должности снимается начальник передвижной механизированной колонны. Новое руководство строителей начинает практически с начала, со строительства более качественных дорог. Завод, медленно, но начинает строиться. До конца года определён план работ: постройка пожарных резервуаров, межплощадочной канализации, очистных сооружений, насосная для склада сжиженных газов.
Запланированный склад сжиженных газов с наливной эстакадой так и не смогли построить в 1975 году. Хронические проблемы с поставкой материалов перешли в следующий год. Созданный для оперативного решения проблем штаб постройкома из инициативных работников постепенно помогает организовывать работу всех бригад. Постоянные проверки народного контроля от команды строителей, периодически заезжающих на объект инспекторов от объединения «Сибнефтегазпереработка» и корреспондентов районной газеты раскручивают долговязый механизм строительства. (https://salymkray.ru/materialy/1149/)
В 1976 году наконец-то поступили металлоконструкции для склада сжиженных газов с Волжского завода. И к 13 июня с постоянными смещениями сроков и множеством недоделок Южно-Балыкский ГПЗ все-таки отправил первые цистерны ШФЛУ на нефтехимические заводы страны – Туймазинский, Пермский и Манибаевский. Руководство с осторожностью и надеждой смотрит в будущее. Ведь в планах принимать не только продукт с Нижневартовского ГПЗ и заливать его в цистерны, а принимать попутный газ с Мамонтовского, Правдинского и других рядом расположенных месторождений. Главная задача выйти на проектную мощность в 500 млн. кубометров газа в год и обеспечить выработку готового продукта – пропана и бутана. (https://salymkray.ru/materialy/1152/)
В мае 1976 года начали строительство Сургутского ГПЗ с проектируемой мощностью в 4 млрд. кубометров газа в год. Сургутский и Южно-Балкский заводы связала одна судьба и возникающие проблемы у них в какой-то мере тоже стали общими. В следующем, 1977 году, планировалось построить продуктопровод и газопровод между Южно-Балыкским ГПЗ и Сургутским ГПЗ и в будущем оба этих завода должны будут обеспечивать Сургутскую ГРЭС топливом, а Тобольский нефтехимический комплекс и предприятия Кузбасса сырьём для дальнейшей переработки.
В 1976 году Иосиф Наумович Каролинский назначается управляющим треста «ЗапСибэнергострой». До этого назначения, с 1968 года, он был начальником управления строительства Сургутской ГРЭС, в структуру которого входила передвижная механизированная колонна по строительству Южно-Балыкского ГПЗ. В образованный строительно-монтажный трест «ЗапСибэнергострой» постепенно входят все подразделения строительно-монтажного треста «Уралэнергострой» Министерства энергетики и электрификации СССР. Такие структурные изменения должны были ускорить строительство важных энергетических объектов в Западной Сибири и Южно-Балыкского завода в частности, но реальность оказалась намного сложнее. Самый важный, кадровый, вопрос, не прошёл мимо газоперерабатывающих заводов Сургутского района. Строящимся объектам нужны работники, а работников необходимо обеспечить жильём. Ближайшие годы трест «ЗапСибэнергострой» будет разрывается между энергетическими объектами, строительством жилья и инфраструктуры в Сургуте и вахтовом посёлке Южный Балык.
Приказом производственного объединения «Сибнефтегазпереработка» № 88 от 25 февраля 1977 года образован Южно-Балыкский ГПЗ. В приказе говорится о создании Южно-Балыкский ГПЗ с 1 марта 1977 года. Первым директором назначен Чуракаев Анас Миргалеевич, опытный инженер и строитель газоперерабатывающей отрасли, с 1968 по 1974 год он был управляющим треста «Башнефтегаз». Под его началом формируется эксплуатационный персонал будущего завода. До конца года дирекция набирала сотрудников с других действующих заводов страны и в декабре 1977 года Анаса Миргалиеевича сменяет молодой Евсеев Юрий Николаевич, а Чуракаев А. М. переходит на должность главного инженера. Численность персонала на начало 1978 года уже составляла 180 человек. (https://salymkray.ru/materialy/1159)
В 1978 году должен завершиться монтаж технологического оборудования многих объектов завода, но недостаток монтажников и несвоевременная поставка металлоконструкций более чем на полгода задержали пуск компрессорного цеха. Уже построенный в декабре 1977 года седьмой блок Сургутской ГРЭС планировалось снабжать топливом с Южно-Балыкского ГПЗ, но только в июне ввели в эксплуатацию компрессорный цех (машзал №1), а в июле 1978 года был подан компримированный газ на Сургутскую ГРЭС.
Как отмечает директор завода в февральском номере районной газеты «К победе коммунизма» (№16) 1978 года, Евсеев Юрий Николаевич, среднемесячное выполнение заданий подрядчиками колебалось в пределах 70% и своевременно вводить в строй объекты завода было невозможно без раскрытия резервов строителей, увеличения численности работников ПМК и ускоренного строительства объектов вспомогательного назначения (жилые здания, бытовые помещения, столовая, здания отдыха для вахтового персонала). До конца года жилищные и культурно-бытовые проблемы посёлка Южный Балык руководство завода и начальство передвижной механизированной колонны не смогли решить. Население посёлка было около тысячи человек и проживали они в основном в рубленных деревянных домах и коттеджах. Общая площадь жилого фонда составляла около пяти тысяч метров. На каждого жителя приходилось по 4,8 квадратных метра. Райисполком Совета народных депутатов, заслушав отчеты директора завода Ю. Н. Евсеева и начальника передвижной механизированной колонны В. В. Мишина признал меры по улучшению культурно-бытового, торгового и медицинского обслуживания строителей и рабочих завода обеих администраций неудовлетворительными.
В 1979 году в Сургутском районе началось строительство продуктопровода Южнобалыкский ГПЗ - Тобольский нефтехимический комплекс. В марте 1979 года произвели установку 90-тонной колонны К-306 и 200-тонной колонны К-303 цеха переработки газа. Самая большая колонна была спроектирована в Омском отделе института «Гипронефтеспецмонтаж», а подъем выполняла оренбуржская бригада такелажников. Монтажом же всего основного оборудования Южно-Балыкского и Сургутского газоперерабатывающих заводов занималось Сургутское специализированное монтажное управление Омского треста «Сибнефтехиммонтаж», созданное в апреле 1977 года. (https://salymkray.ru/materialy/1165/)
Несмотря на большое отставание от графиков и несвоевременное сооружение фундаментов для оборудования завода в ноябре 1979 был введён в эксплуатацию машинный зал № 2 компрессорного цеха, а в декабре завершены строительно-монтажные работы в цехе переработки газа. Всё основное оборудование было установлено. Осталось только доукомплектовать его контрольно-измерительными приборами и постепенно выводить на технологический режим.
С 20 декабря 1979 года на газоперерабатывающий завод с месторождений для комплексного опробования оборудования стал поступать попутный газ на переработку. И 5 января 1980 года газ принят с цеха переработки газа на установку осушки газа и установку низкотемпературной конденсации (без колонн). 20 января 1980 года на заводе произвели пуск пропаново-холодильной установки.
В январском номере 1980 года сургутской районной газеты «К победе коммунизма» (№19) секретарь партийной организации Южно-Балыкского ГПЗ В. Басалгин объявил о вступлении завода в строй действующих.
Так уж принято, что в юбилейных буклетах создание важных промышленных предприятий обычно указывается короткой строкой – «Создан в **** году» и уже затем ведётся летопись предприятия. Но для Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода эта была долгая шестилетняя история с большим количеством проблем. Вклад в строительство завода внесло множество предприятий страны, монтажников, проектировщиков, строителей и людей разных профессий. Сами строители этот важный стратегический объект называли «бородатым» из-за его длительности строительства. Путём проб и ошибок в сложных и не всегда благоприятных условиях завод всё-таки ввели в строй, а полученный опыт учитывался при организации строительства на других подобных энергетических и газоперерабатывающих объектах.
25 марта 1980 года на заводе произвели пуск ЦГП по короткой технологической схеме с колонной К-306 и была получена первая партия пропана (50%) и газового бензина. Отладка оборудования и введение такого крупного газоперерабатывающего завода в технологический режим довольно длительный процесс. Только в 1981 году Южно-Балыкский газоперерабатывающий завод был введён в эксплуатацию по полной проектной технологической схеме газа и в дальнейшем много раз модернизировался.
…
Источники:
- Сургутская районная газета «К победе коммунизма» с 1973 по 1980 год.
- Фотоальбом «Пыть-Ях – наша судьба», издательство «Баско», 2005 год.
- «Южно-Балыкский ГПК. История развития и побед. 35 лет», издательство «Приобские ведомости» 2012 год.