Настоящий очерк – результат двух поездок на реку Салым: одной, сделанной по зимнему пути с реки Демьянки в верховья до юрт Айдаровых, в 1909 году и другой, летней, по всему течению Салыма вверх от устья до истока и обратно, в 1911 г. Последняя поездка сделана по поручению и на средства Тобольского Губернского музея.
Кратковременность этих поездок, которые первоначально предполагалось дополнить третьей, не могла не отпразиться на полноте очерка. Пишущий, тем не менее, решился издать его ввиду крайней скудности данных о салымских остяках в литературе; насколько известно они сводятся к упоминанию вскользь отдельных сведений в следующих трудах: С. К. Патканов «Материалы для изучения экономического быта крестьян и инородцев Тобольского округа», А. А. Дунин-Горкавич «Север Тобольской губернии». Статьи в ежегоднике Тобольского Губернского музея: Б. Н. Городков «Поездка в Салымский край», «со списком растений, собранных на р. Салыме в 1911 году»; последние две статьи посвящены вышеупомянутой поездке в 1911 году, также как "краткое сообщение о поездке на р. Салым» Л. Р. Шульц.
Наименование отдельных групп остяков по обитаемым ими рекам, принятое почти всеми исследователями не является случайным; реки в северной части Тобольского уезда, а также в Сургутском и Березовском являются почти единственными путями сообщения, по которым и расположены населенные пункты. Остяки, проживающие по отдельным рекам и их притокам, почти все говорят на общем наречии и живут в более или менее одинаковых бытовых условиях, отличаясь в то же время от жителей других речных бассейнов, часто смежных, но в то же время изолированных друг от друга, трудно проходимыми водоразделами. Остяки, проживающие по Салыму в общем по своему наречию и по быту могут быть отнесены к так называемым «Иртышеским». Сюда кроме остяков обитателей Иртыша принадлежат жители реки Демьянки с ее притоками, реки Чиликанки, обитающие по Конде с притоками, по Согому, по низовью реки Назыма и по Оби, в пределах от устья Салыма до устья Иртыша.
Описание бассейна реки Салым
Река Салым, по-остяцки «Содом», берет свое начало из Соровского сора и протекает в преимущественно меридиальном направлении к северу около 200 верст до своего впадения в обскую протоку под названием Салымская Обь: считая же по всем многочисленным извилинам длина Салыма составляет около 360 верст. Название Салымом река получает начиная от места слияния с рекой Пи-Содом или Пайманковой малым Салымом до этого места она называется «Торсап». Салым летом и зимой не может быть назван многоводным; зато весенний подъем воды достигает громадной высоты, для сравнительно небольшой реки и мелкого рельефа местности: у устья Ай-содома и на Вандрасе разность между меженным и высокими горизонтами достигнет 4-х сажен.
Во время такого подъема бассейн Салыма, Большого Югана и Демьянки сливаются в одно беспрерывное водное пространство, в котором более возвышенные места являются островами; встречаясь на востоке с разливом Васюга они образуют часть так называемого Васюганского «моря» с Демьянкой и посредством ее с Иртышом. Салым сообщается и не во время половодья через речку Челегутега протекающую из озера (сора) Чагирева из которого в свою очередь по рекам Немечь и Кеум попадают в Демьянку. Главнейшие притоки Салыма слева: Вандрас, Пулу-яг и малый Салым (река Савконина); притоки справа: река Вавликова (впадает в Соровской сор), река Пайманкова или малый Салым.
Крупных озер в присалымском краю мало, зато тем больше число староречий, часть которых успела обратиться в озера: те из них, которые сообщаются с рекой во время подъема воды остяки зовут «уре» глухие же зовут «маге».
Зимой Салым наравне с большинством северных вод подвергается так называемому замору или горению.
Вода в это время темнеет, приобретает неприятный вкус и запах и становится непригодной для питья и для обитания в ней рыбы, которая тогда массой собирается около ключей со свежей водой, так называемых живунов.
Замора не бывает в некоторых глубоководных озерах, как Кинтусовский сор и Чагирев сор; зато в них наблюдается другое явление: во время больших морозов когда лед достигает значительной толщины он сразу с шумом трескается, распадаясь на отдельные глыбы, как бы от взрыва.
Весь Салым протекает в зоне высокоствольных лесов: по характеру растительности берегов он может быть разделен на 3 части: в верхней части преобладают заливные луга, пригодные для покосов с разбросанными по ним группами хвойного и лиственного леса. Для средней части типичны правильно чередующиеся с ярами чисто промытые пески. Выше песков тянутся в несколько параллельных рядов гривы поросшие ближе к воде тальником, а выше лиственным и хвойным лесом. Хороших лесов по Салыму мало; чисто сосновые бора встречаются редко, главным образом по верхнему течению. По среднему течению встречаются довольно крупные кедровые леса, отчасти сохранившиеся от опустошительных пожаров 60-х годов отчасти вновь появившиеся и вытеснившие березовый и осиновый лес, на местах старых гарей.
Из фауны Присалымья известны только те животные, которые имеют то или иное значение для промысла или хозяйства остяка: об остальных почти совершенно не имеется сведений, в особенности это надо сказать по отношению к энтомофауне.
Из млекопитающих наиболее важные: медведь бурый, медведь-муравейник, россамаха, лисица трех разновидностей: белодушка, сиводушка и чернобурая, соболь, куница, метис соболя и куницы, так называемый «кидос, колонок», горностай, ласка, выдра, белка, заяц-беляк, северный олень, лось, редко встречается волк, рысь и барсук, бурундук, хотя обыкновенен, но не имеет промыслового значения, также как и белка-летяга, которая сравнительно редка.
Из птиц тетерев, глухарь, рябчик, белая куропатка, многочисленные породы уток, гусь серый, лебедь-кликун, гагара большая и малая, почитаемая остяками, как священная птица: сравнительно редок вальдшнеп, зато кроншнеп, бекас, дупель встречаются в изобилии, но их не промышляют.
Из рыб, водящихся в Салыме и в озерах важнейшие: щука, чебак, мегден, карась, язь, налим, окунь, редко встречаются сравнительно ерши и линь, сырок водится в самых глубоководных озерах и отличается несколько от речного, муксун и нельма встречаются в низовьях Салыма и в Салымской протоке.
Из гадов обыкновенная лягушка, которая имеется нескольких видов: змеи представлены гадюкой, ужем.
О заселении Салымского края
Как весь почти север Тобольской губернии, Салымский край был заселен издавна: об этом свидетельствуют многочисленные городища и могильники, разбросанные повсюду, а также отдельные археологические находки. Среди городищ можно различить два типа; одни из них обычно занимают высокие прибрежные мысы, на больших реках и озерах, господствующие над окрестностью, такие городища укреплены одним или несколькими рвами и валом сильных профилей, другие, в большинстве случаев, небольших размеров, расположены среди болот или около озер, в глуши и в стороне от главных водных путей.
В Салымском крае встречаются городища только второго типа. Не вдаваясь в определение того, кто именно были обитатели этих городищ и производители или владельцы находимых вещей, можно полагать с большой вероятностью, что это не были остяки и с уверенностью, что они имели тесную связь, если не были тождественны с современными им обитателями Оби и Иртыша. Сходство и тождество находимых по Салыму бронзовых изделий с такими же по Оби и по Иртышу может быть объяснено предположением о привозе их из общего источника, но груды обломков керамической посуды, иногда не вполне отделанной, заставляет думать, что она производилась на месте, а ее техника и орнамент совершенно одинаковы с Обской и с Иртышской. Не исключена также и возможность того, что предки остяков умели обрабатывать металлы и выделывать гончарную посуду и что это умение утрачено впоследствии, но этому противоречит предание общераспространенное среди всех остяков; оно приписывает их также как сооружение городищ и могильников народу Ар-ях, который остяки определенно отличают от своих предков Ханда-ях.
Против единства ар-яхов и остяков говорит и то, что на городище-могильнике около Кинтусовского озера, среди черепов брахио и суббрахиокефальных, какие у современных остяков, находят доликокефальные, какие у остяков не встречаются. О том, что этот могильник служил раньше местом погребения ар-яхов, а позже остяков, говорит также предание среди жителей юрт Кинтусовских.
О себе и о населении Салыма остяки говорят следующее: недалеко от Салыма, на возвышенности среди болота лежит городище Нюром-Вож (болотный городок) в старину в нем жил богатырь (по-остяцки «урт») Емин-Тув-Ике с четырьмя помощниками и двумя женами, все вместе они именуются «Ас-Икаве» т. е. обские старики. Их потомки, носящие название «Вар-пух-ях» и потомки другого богатыря «Ай-урт», являются коренными жителями юрт Кинтусовских, старейшего остяцкого селения на Салыме; к ним переселились, в разное время, остяки с Иртыша, с Югана и с Демьянки. После пришествия русских и оскудения охотничьих угодий часть жителей Тарханской, или как ее раньше звали Колпуховской волости переселилась в верховья Салыма, основав там юрты Соровские, Айдарские, Вавликовы, Тимкины, Агабердины и Пайманковые. Из них Тимкины и Вавликовы вымерли; жители юрт Пайманковых переселились в низовья Салыма, на урочище Сивохраб, то есть налимий Яр, основав юрты Сивохребские, а единственный оставшийся житель юрт Алабердиных поселился вместе с остяком – юганцем на месте бывших юрт Пайманковых.
Жители юрт среднего течения Салыма, согласно преданию, пришли с Оби и поселились на Салыме раньше Тарханцев, они образовали юрты Аламины, бывшие Маклаковы, Милясовы, Сулины, Старомирские, Варламкины, Рымовы, Лемпины и на малом Салыме – Савконины. К ним также переселялись остяки, иногда издалека, как, например, из Нарымского края или даже татары из юрт около Тобольска. Не имея, к сожалению, документальных данных о переселении остяков с Иртыша на Салым, можно все же найти подтверждение предания в том, что вышеназванные юрты, несмотря на то, что они находятся на территории Сургутского уезда, в административном отношении принадлежат к Нарымской волости Тобольского уезда, а в нее, в числе прочих, вошла бывшая Тарханская.
Некоторое различие в говоре жителей юрт по верхнему и среднему течению также говорит за разность происхождения. В пределах бывшей Тарханской волости на Иртыше имеется протока Тимкина одноименная с вышеупомянутыми юртами на Салыме. Относительно юрт Кинтусовских интересно отметить, что усадьба, так называемых, Вар-пух-ях находится на самом высоком месте никогда не затопляемом, чему подвергается остальная часть юрт в годы больших вод; это говорит за правильность предания о первенстве их поселения.
Наконец о приходе жителей юрт среднего течения с Оби свидетельствует их принадлежность к Тундринской волости и общая с ней тамга «вохсар» (изображение лисицы), в то время как у жителей верхнего течения тамга вообще отсутствует, также как у остяков живущих по Иртышу. Кроме всего, вышеизложенное положение подтверждается тем обстоятельством, что верхне-салымскими остяками почитается один общий тонх (божество – покровитель рода), а жителями среднего Салыма другой. Всего в 1910 г. по Салыму с притоками было 12 юрт, с числом дворов от 1 до 10 и с населением в 254 остяков; из них 127 мужского пола и 127 женского, против 270 душ (136 мужского и 134 женского) в 1894 г. Кроме них в юртах Кинтусовских живет 1 русская женщина, принявшая не только остяцкий язык в качестве разговорного, но и разделявшая все верования остяков; в юртах Лемпиных проживает один татарин. По поводу его приема в общество приходилось слышать от остяков, что татар (хатань) они почитают за родню. «Старики друг у друга невест брали», «на одной площадке плясали», «хатань для нас первые люди», говорили остяки. Если припомнить, что остяки Тарханской волости имели свое происхождение от татар, то такое отношение остяков к татарам может тоже служить косвенным указанием на тождество Тарханцев и Салымцев верхнего течения.
Описание салымских остяков
Выше уже было упомянуто, что говор остяков юрт Соровых, Кинтусовских и Айдарских несколько иной, чем у жителей юрт ниже по течению, к этому надо добавить, что различие настолько незначительно, что они совершенно свободно говорят друг с другом, также как с придемьянскими остяками. Намного больше, по их же словам, разница с наречием юганцев, которые каждую зиму прикочевывают с оленями по Салыму. В антропологическом отношении, насколько можно судить без измерений, незаметно разницы между жителями верховий и среднего течения. Салымцы роста ниже среднего, особей высокого роста не наблюдалось. Телосложение в общем пропорциональное, хотя у иных мужчин, как будто замечается некоторый перевес в развитии туловища и рук в ущерб ногам; это может быть объяснено тем, что провожая почти третью часть жизни в лодке, остяки работают маховым веслом, причем нижние конечности бездействуют. Остяков, производящих впечатление особо сильных людей не встречалось: это видно, между прочим, при сравнении салымских сторожевых луков, с такими же остяка-нарымца; последних никто из салымцев не мог натянуть.
Салымские остяки (из материалов к этнографии южных остяков) // Древнее наследие Средней Оби: научное издание / Л. Щульц. – Нефтеюганск-Екатеринбург, 2013. – С. 215 – 247.
Салымские остяки: